СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока чтения по теме "Н.А.Некрасов «Несжатая полоса», 7 класс для детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения по теме "Н.А.Некрасов «Несжатая полоса», 7 класс для детей с ОВЗ»

Урок чтения

Тема урока: Н.А.Некрасов «Несжатая полоса»

Цели урока:

Образовательные: познакомить обучающихся с содержанием стихотворения Н.А.Некрасова «Несжатая полоса»; развивать способность анализировать поэтическое произведение; обогащать словарный запас; продолжить формирование умений и навыков чтения; расширять кругозор обучающихся, прививать интерес к предмету, к творчеству Н.А.Некрасова.

Коррекционно-развивающие: развивать устную речь обучающихся, память, логическое мышление, внимание.

Воспитательные: развивать эмоционально- чувственное отношение к поэзии; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба.

Ход урока.

  1. Орг.момент.

  2. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке чтения мы поговорим о жизни и творчестве Н.А.Некрасова и познакомимся с его стихотворением «Несжатая полоса», будем учиться читать стихотворение выразительно, анализировать содержание, будем учиться думать, размышлять.

С самого детства Николай Некрасов видел тяжёлый труд крепостных крестьян, а крестьянские дети были его друзьями. В 11 лет Некрасов поступил в Ярославскую гимназию. Всё в его жизни: жестокость отца, ранняя смерть матери, бесправие крепостных крестьян, испытания голодом и холодом сделали его поэтом бедных и униженных, голодных и страдающих. Смысл своей жизни и творчества поэт чётко выразил в строках одного из стихотворений.

  1. Знакомство со стихотворением Н.А.Некрасова «Несжатая полоса».

А)Слово учителя. Стихотворение «Несжатая полоса» было написано в 1853году, когда Некрасов уже стал известным поэтом, но в России ещё существовало крепостное право. Тяжело жилось крепостным. Они с утра до вечера работали на барских полях, а для себя, для своего поля им оставалась только ночь и праздники. Зв самую малую провинность крестьян жестоко наказывали. Нищета и болезни были уделом крестьянских семей. Некрасов ненавидел крепостное право, всегда сочувствовал крепостным крестьянам. В стихотворении «Несжатая полоса» он рассказывает о тяжёлой судьбе пахаря, для которого болезнь скорее всего закончится голодной смертью.

Б)Выразительное чтение стихотворения учителем.

Послушай стихотворение и постарайся понять, какие чувства вызывает оно?

3)Работа по первичному восприятию.













Да, очень жалко пахаря. Он трудился начиная с весны, чтобы вырастить хлеб, без которого нельзя было выжить. Осталась одна неубранная полоска.

-Что значит несжатая полоса?

Подберите однокоренные слова к слову несжатая. (сжать , жатва)

- Почему полоска осталось несжатой? (Крестьянин-пахарь тяжело заболел)

- Как вы думаете, отчего мог заболеть пахарь? (От тяжелой работы)

Чуть позже мы вернёмся к тексту стихотворения, поговорим о чувствах, которые передаёт нам Некрасов голосами колосьев, ветра и своим голосом.

А сейчас я хочу, чтобы вы испытали другие чувства.

(Репродукция картины И.И. Шишкина «Рожь»)

Посмотри на картину. «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать Божья, русское богатство!» так отзывался о картине сам Иван Иванович.

Эти чувства несравнимы с грустью, тревогой и жалостью.

Вернёмся к стихотворению. (словарная работа)

Лес обнажился – сбросил листву.

Тучные зёрна - …

Моченьки нет -…

Станицы птиц -…

Работа по содержанию прочитанного.

Какое время года описывает автор?

Почему полоска осталась несжатой?

Отчего мог заболеть пахарь?

О чём шептались колосья?

Как ты понимаешь выражение «Нас что ни ночь разоряют станицы всякой пролётной, прожорливой птицы»?

Какой ответ принёс ветер?

Как ты понимаешь выражение:

- моченьки нет-

- не по силам работу затеял –

- высохли в щепки-

- повисли ,как плети-

-очи потускли –

- заунывная песня-

Для чего поэт приписывает колосьям человеческие качества?

(Чтобы донести до читателей ту боль , страдания , которые испытывает крестьянин , когда смотрит на неубранный хлеб в поле)

Как ты понимаешь выражение «Червь ему сердце больное сосёт»?

О каких ещё признаках болезни говорится в стихотворении?

(Главная мысль стихотворения)

Показать тяжесть доли простого русского крестьянина, для которого хлеб всегда был высшей ценностью. С раннего утра до поздней ночи обрабатывал он землю, выращивал хлеб, отдавая ему свою силу и здоровье. День и ночь, и в стужу, и в зной трудятся люди, чтобы вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и, наконец, выпечь хлеб. Особенно трудно приходилось крестьянам , которые всю работу делали своими руками. Женщины работали наравне с мужчинами . Было тяжело , больно .Не оставалось сил , но крестьяне знали , что нужно убрать хлеб. Без хлеба начнётся голод.



Выразительное чтение стихотворения.

Слова автора нужно читать с сочувствием, слова колосьев грустным, тоскливым тоном, а слова ветра печальным тоном.

4. Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

5. Беседа о хлеборобах.

Труд человека работающего на земле славен всегда. Чтобы на столе появился душистый каравай хлеба, они трудятся круглый год. Сейчас таких людей называют хлеборобы.

Счастье хлебороба в том, чтобы его усилия не были напрасны, чтобы выращенный им хлеб пришёл на радость в каждый дом.

(Народная мудрость)

Нет лучшего в мире цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба.

(Пословицы и поговорки о хлебе)

Худ обед, коли хлеба нет.

Хлеб - от земли , сила- от хлеба.

Радуйся хлебу не на корню, а в амбаре.

У кого хлебушко, у того и счастье.

Не тот хлеб, что на полях, а тот, что в закромах.

6.Подведение итога урока.

- Назови стихотворение, которое изучали на уроке. Чему учит нас это стихотворение?


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя