Урок чтения
Тема урока: Н.А.Некрасов «Несжатая полоса»
Цели урока:
Образовательные: познакомить обучающихся с содержанием стихотворения Н.А.Некрасова «Несжатая полоса»; развивать способность анализировать поэтическое произведение; обогащать словарный запас; продолжить формирование умений и навыков чтения; расширять кругозор обучающихся, прививать интерес к предмету, к творчеству Н.А.Некрасова.
Коррекционно-развивающие: развивать устную речь обучающихся, память, логическое мышление, внимание.
Воспитательные: развивать эмоционально- чувственное отношение к поэзии; воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлебороба.
Ход урока.
-
Орг.момент.
-
Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке чтения мы поговорим о жизни и творчестве Н.А.Некрасова и познакомимся с его стихотворением «Несжатая полоса», будем учиться читать стихотворение выразительно, анализировать содержание, будем учиться думать, размышлять.
С
самого детства Николай Некрасов видел тяжёлый труд крепостных крестьян, а крестьянские дети были его друзьями. В 11 лет Некрасов поступил в Ярославскую гимназию. Всё в его жизни: жестокость отца, ранняя смерть матери, бесправие крепостных крестьян, испытания голодом и холодом сделали его поэтом бедных и униженных, голодных и страдающих. Смысл своей жизни и творчества поэт чётко выразил в строках одного из стихотворений.
-
Знакомство со стихотворением Н.А.Некрасова «Несжатая полоса».
А)Слово учителя. Стихотворение «Несжатая полоса» было написано в 1853году, когда Некрасов уже стал известным поэтом, но в России ещё существовало крепостное право. Тяжело жилось крепостным. Они с утра до вечера работали на барских полях, а для себя, для своего поля им оставалась только ночь и праздники. Зв самую малую провинность крестьян жестоко наказывали. Нищета и болезни были уделом крестьянских семей. Некрасов ненавидел крепостное право, всегда сочувствовал крепостным крестьянам. В стихотворении «Несжатая полоса» он рассказывает о тяжёлой судьбе пахаря, для которого болезнь скорее всего закончится голодной смертью.
Б)Выразительное чтение стихотворения учителем.
Послушай стихотворение и постарайся понять, какие чувства вызывает оно?
3)Работа по первичному восприятию.
Да, очень жалко пахаря. Он трудился начиная с весны, чтобы вырастить хлеб, без которого нельзя было выжить. Осталась одна неубранная полоска.
-Что значит несжатая полоса?
Подберите однокоренные слова к слову несжатая. (сжать , жатва)
- Почему полоска осталось несжатой? (Крестьянин-пахарь тяжело заболел)
- Как вы думаете, отчего мог заболеть пахарь? (От тяжелой работы)
Чуть позже мы вернёмся к тексту стихотворения, поговорим о чувствах, которые передаёт нам Некрасов голосами колосьев, ветра и своим голосом.
А сейчас я хочу, чтобы вы испытали другие чувства.
(Репродукция картины И.И. Шишкина «Рожь»)
Посмотри на картину. «Раздолье, простор, угодье, рожь, благодать Божья, русское богатство!» так отзывался о картине сам Иван Иванович.
Эти чувства несравнимы с грустью, тревогой и жалостью.
Вернёмся к стихотворению. (словарная работа)
Лес обнажился – сбросил листву.
Тучные зёрна - …
Моченьки нет -…
Станицы птиц -…
Работа по содержанию прочитанного.
Какое время года описывает автор?
Почему полоска осталась несжатой?
Отчего мог заболеть пахарь?
О чём шептались колосья?
Как ты понимаешь выражение «Нас что ни ночь разоряют станицы всякой пролётной, прожорливой птицы»?
Какой ответ принёс ветер?
Как ты понимаешь выражение:
- моченьки нет-
- не по силам работу затеял –
- высохли в щепки-
- повисли ,как плети-
-очи потускли –
- заунывная песня-
Для чего поэт приписывает колосьям человеческие качества?
(Чтобы донести до читателей ту боль , страдания , которые испытывает крестьянин , когда смотрит на неубранный хлеб в поле)
Как ты понимаешь выражение «Червь ему сердце больное сосёт»?
О каких ещё признаках болезни говорится в стихотворении?
(Главная мысль стихотворения)
Показать тяжесть доли простого русского крестьянина, для которого хлеб всегда был высшей ценностью. С раннего утра до поздней ночи обрабатывал он землю, выращивал хлеб, отдавая ему свою силу и здоровье. День и ночь, и в стужу, и в зной трудятся люди, чтобы вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и, наконец, выпечь хлеб. Особенно трудно приходилось крестьянам , которые всю работу делали своими руками. Женщины работали наравне с мужчинами . Было тяжело , больно .Не оставалось сил , но крестьяне знали , что нужно убрать хлеб. Без хлеба начнётся голод.
Выразительное чтение стихотворения.
Слова автора нужно читать с сочувствием, слова колосьев грустным, тоскливым тоном, а слова ветра печальным тоном.
4. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворения.
5. Беседа о хлеборобах.
Труд человека работающего на земле славен всегда. Чтобы на столе появился душистый каравай хлеба, они трудятся круглый год. Сейчас таких людей называют хлеборобы.
Счастье хлебороба в том, чтобы его усилия не были напрасны, чтобы выращенный им хлеб пришёл на радость в каждый дом.
(Народная мудрость)
Нет лучшего в мире цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба.
(Пословицы и поговорки о хлебе)
Худ обед, коли хлеба нет.
Хлеб - от земли , сила- от хлеба.
Радуйся хлебу не на корню, а в амбаре.
У кого хлебушко, у того и счастье.
Не тот хлеб, что на полях, а тот, что в закромах.
6.Подведение итога урока.
- Назови стихотворение, которое изучали на уроке. Чему учит нас это стихотворение?