СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока чтения по теме "Рассказ К.Г.Паустовского "Последний чёрт"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения по теме "Рассказ К.Г.Паустовского "Последний чёрт"»

Коррекционная школа. Конспект урока чтения по теме

«Рассказ К.Г. Паустовского «Последний чёрт» (7 класс)

Учитель: Белоглазова Н.Л

Цели урока:

1.обучающие- познакомить с текстом произведения; совершенствовать технику чтения и навык пересказа; обучать анализу художественного произведения; формировать навык составления описательного текста;

2.коррекционные- развивать устную связную речь(монологическую, диалогическую), расширять словарный запас; активизировать память, внимание, мышление; развивать воображение, фантазию обучающихся;

3.воспитательные- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к родной земле; формировать интерес к чтению, языку(литературному, народному); продемонстрировать способ преодоления страха человека перед чем-то неведомым.

Ожидаемые результаты:

1.Осознанно воспринимать содержание произведения, понимать мотивы поведения героев.

2.Коллективно анализировать прочитанный текст, самостоятельно делать выводы, доказывать личное мнение.

3.Оформлять свои мысли в речевое высказывание.

Оборудование: учебники, презентация к уроку, портрет К.Г. Паустовского, репродукция с картины И.И.Шишкина «В лесу графини Мордвиновой», иллюстрация «Пеликан», раздаточный материал(карточки).



Ход урока:

  1. Организация класса.

Эмоциональный настрой:

-С улыбкой доброю начнём урок!

Всё, что узнаете, пойдёт вам впрок.

И читая, важно понимать,

Что хотел нам автор рассказать.

Артикулляционная разминка(работа по таблице).

-Настроим свой артикуляционный аппарат. Чётко произносим гласные звуки:

А У Ы Э О И

А Э У О Ы И

А Ы У Э И О

А О И У Э Ы

-А теперь чётко и быстро произнесём скороговорки (слайд презентации):

Проворонила ворона воронёнка.

Дятел дуб долбил, да недодолбил.

Летели лебеди с лебёдушками и

- Обобщите одним словом, кто действует в произнесённых скороговорках. (Птицы.)

-Позднее мы вернёмся к этой теме, а сейчас побеседуем по тексту, прочитанному ранее.

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Беседа

– Давайте выясним, как вы усвоили содержание произведения, с которым мы познакомились на прошлом уроке.

- Как называется это произведение и кто его автор? ( Рассказ « Последний черт».

Автор – К.Г. Паустовский.)

- Какие произведения этого писателя мы читали ранее? ( «Кот – ворюга», « Заячьи лапы».) Рассматривание портретов К.Г. Паустовского ( слайды).

- Какова основная тема творчества Паустовского ? ( Любовь к родной земле, к русской природе).

- Давайте прочитаем замечательную мысль Паустовского.

Ученик читает ( слайд):

- « Без чувства к своей стране – особенной, очень дорогой и милой в каждой ее мелочи - нет настоящего человеческого характера» ( К.Г.Паустовский).

- Как зовут главного героя рассказа? ( Дед Митрий).

- За что дед Митрий получил в деревне прозвище «Десять процентов» ? Расскажите.

- Кличка незлая, но хорошо ли это - давать людям клички? Почему? ( Это обижает человека, оскорбляет его достоинство).

- Что случилось с дедом на Глухом озере?

- Как отнеслись к рассказу старика в деревне? ( Не поверили, но бабы перестали ходить к озеру за ягодами)

- Поверили ли в появление черта Константин Паустовский и его друг Рувим? Вы помните, что это был писатель Рувим Фраерман, с которым Паустовский дружил. ( Нет).

- Почему они решили пойти к озеру? ( Чтобы узнать, кто же напугал деда).

- Как характеризует этих людей данный поступок? ( Они любознательные и смелые).

- Как ведет себя в пути дед Митрий, сопровождая их к озеру? ( Побаивается, помалкивает, отвечает загадочно).

- Найдите и прочитайте в тексте описание летнего жаркого дня в лесу.

- Какие меры безопасности соблюдали путники? ( Никто не курил).

- Почем это опасно было делать?

- Как это их характеризует? ( Они осторожные, берегут себя и природу.)

- Природу какого края описывает Паустовский в рассказе? (Мещерский край, Мещера.)

- Рассматривание слайдов с изображением Мещерского края.

- Что вы можете сказать об этих местах? (Дети высказывают свои мнения.)

- Молодцы, вы хорошо поняли содержание первой части рассказа.

III . Новый материал.

Сообщение темы, целей урока.

- Итак, любопытство и желание узнать истину толкнули автора рассказа в дальний путь. И мы последуем за ним. Сегодня мы продолжим работать по теме «Рассказ К.Г. Па-устовского « Последний черт», познакомимся с содержанием следующей части произведения. Наши цели: совершенствовать технику чтения, формировать навык анализа текста, учиться видеть, какие художественные средства использует в рассказе писатель.

- Ставлю исследовательскую задачу: выяснить и сделать вывод, почему автор так назвал свой рассказ и какова главная мысль произведения? ( слайд).

Словарная работа.

- Поработаем над лексическим значением слов, чтобы хорошо понять содержание текста.

Дети читают ( по слайду):

Леший – сказочное существо, живущее в лесу, дух леса.

Армяк – верхняя одежда из толстого сукна. ( слайд – иллюстрация.)

Порты - штаны.

Пеликан – птица ( слайд – иллюстрация).

Ошалел - потерял от испуга соображение.

Узкоколейная ( дорога) – железная дорога с узкой колеей.

Рябой – человек, у которого лицо с маленькими ямочками, или пятнышками.

Работа с диалектными словами.

На прошлом уроке мы говорили, что речь деда Митрия очень своеобразная, народная. Исправьте её с точки зрения литературного языка.

Зубами кляцает – клацает, стучит

Сюды – сюда

Нешто можно – разве можно

Милай, милок – милый

Сроду не видал – никогда не видел

Чумовой – шальной, одуревший

Жизня - жизнь

Ослобонили - освободили

Понапрут за ягодами – набегут, придут

Погодить надо – подождать

- Был бы рассказ интересней, если бы автор исправил ошибки в речи старика? Почему?

Подготовка к чтению текста.

Коллективное чтение трудночитаемых слов. (слова записаны на доске.)

Уэк! Уэк!

дей – ствуй – те

пре – до – сте - ре – га – ю – ще

уз –ко – ко- лей – ной

воз – наг – раж – де – ни – е

пе – ли –кань – е- го

ос – ло – бо – ни – ли

- С какой интонацией будем читать этот рассказ? ( Спокойной, повествовательной.)

- Как будем читать диалоги? ( Передавая интонацией чувства героя – страх, радость и др.)

-Читаем вдумчиво, выразительно. Подумайте, о чем рассказывает автор и чему хочет научить.

Комбинированное чтение текста ( учитель - ученики).

Учитель дает оценку чтению обучающихся.

Физпауза.

- Стало ли нам страшно во время чтения рассказа, который называется « последний черт»? С юмором будем относиться к понятию черт.

Ученики выполняют движения под речитатив:

Четыре черненьких

чумазеньких чертенка

чертили черными

чернилами чертеж.

Первой букве в слове чтение

букве Ч мое почтение!



IV. Закрепление материала. Работа над содержанием текста.

- Наша цель – проанализировать содержание текста, а также определить, какими художественными средствами пользуется писатель Паустовский.

Беседа.

- Как повел себя дед Митрий утром на озере? ( испытал страх).

- Что его напугало? ( крик)

- Кто же был тот, кого дед принял за черта? ( Пеликан)

- Как пеликан появился на озере? ( сбежал из зверинца).

- Что это за птица? Что вы о ней знаете? Как можете описать? (работа со слайдами).

Работа по формированию навыка описания предмета.

( Работа идет с использованием карточек).

- Будем развивать навык описания предмета, в данном случае пеликана, учиться этому у Паустовского.

- Прочитайте в карточке и определите, чье это описание.

- Чье описание самое непонятное? ( деда Митрия) Почему7

- Чье самое короткое? ( из объявления)

- Почему? (краткость – принцип оформления деловых бумаг).

- Чьё самое интересное и точное? ( Паустовского)

- Что мы узнали о повадках птицы из текста? ( Очень злая, не любит и бьет детей, питается рыбой)

- А вот что пишут о пеликане в энциклопедии. ( Учитель читает информацию о повадках пеликанов)

Работа над выразительными средствами языка.

- Вместе с описанием автор использует и другие художественные средства.

Работа с карточкой и текстом учебника.

- Что такое сравнение? ( Сопоставление одного предмета с другим)

- Найдите сравнения в тексте рассказа.

- Что такое олицетворение? ( Наделение неодушевленных предметов качествами одушевленных)

- Найдите в тексте примеры олицетворения.

Беседа на тему « Страх перед неизвестным».

- Почему же дед принял пеликана за черта? ( диковинность, невиданность птицы)

- Помните строки А.С. Пушкина:

«… Там на неведомых дорожках

следы невиданных зверей…»

Рассматривание иллюстрации картины И.И. Шишкина « В лесу».

- Выглядит ли этот лес таинственно? Почему?

- Страшно ли в таком месте? Почему?

- То, что нам не ведомо, непонятно, часто внушает страх. В народе говорят: « У страха глаза велики». Как же поступать, когда что – то непонятное вселяет в нас страх?

( постараться понять, узнать, объяснить, и страх пройдет)

- Можно ли это считать главной мыслью произведения? Возвращаемся к задаче исследования ( слайд)

- О чем хотел рассказать Паустовский, чему хотел нас научить? ( о том, как люди победили свой страх)

- Что стало со страхом деда Митрия, когда он понял, что это не черт? Какое чувство он испытывает теперь? ( радость)

- Как автор относится к своему герою? ( с улыбкою, но по- доброму, дед ему нравится)

- У нас на Дону тоже есть свой знаменитый дед - дед Щукарь. ( слайд) Его создал в книге « Поднятая целина» наш знаменитый земляк М.А. Шолохов. Дед Щукарь такой же интересный и смешной. Его прототип – Тимофей Тимофеевич Воробьев – действительно жил в Гремячем Логу и возглавлял бригаду плотников.

Беседа « Берегите птиц».

- Мы начали урок с артикуляционной гимнастики на тему «Птицы». Вернемся к этой теме.

- Как наши герои отнеслись к пеликану? В чем проявилась их забота?

- Что произошло бы, если бы дед Митрий не повстречал пеликана или не сообщил бы о нем в зверинец? ( птица погибла бы)

- Чему учит нас автор своим отношением к птице и ко всей природе? ( беречь, помогать)

Мысли – послания автора. ( Слайд)

- Подтвердите примерами из текста основные мысли – послания К. Паустовского, обращенные к читателям:

1. «Добротой можно добиться всего.»

2. «Ищите Прекрасное в обыденном, а Сказку в реальном.»

3. « Человек и Природа неразрывно связаны.»

4. « Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни.»

Решение исследовательской задачи.

- Так почему же рассказ назван автором «Последний черт»? ( исчез последний страх, люди в деревне теперь не будут верить в черта на озере)

Краткий пересказ текста по предложенному плану. ( План записан на доске)

  1. Крики на рассвете.

  2. Страх деда Митрия.

  3. Встреча с пеликаном.

  4. Радость старика.

  5. Пеликан – попрошайка.

  6. Назад в зверинец.

  7. Новые штаны.

V. Итог урока.

Беседа.

- Чем мы занимались на уроке?

- Понравился ли рассказ?

- Чему он нас научил?

Рефлексия.

- Продолжите фразу… (работа по слайду)

Оценивание.

Домашнее задание:

  1. Чтение текста ( стр. 206 – 210), полный пересказ.

  2. Творческое задание – придумать сказку «Сбежавший пеликан».( рассказ от имени пеликана)

Рекомендации по внеклассному чтению.

- В школьной библиотеке есть замечательная книга А,Г, Паустовского «Похождение жука – носорога» (демонстрация книги). Это сборник интересных рассказов. Читайте и получайте удовольствие от чтения.