Коррекционная школа. Конспект урока чтения по теме
«Рассказ К.Г. Паустовского «Последний чёрт» (7 класс)
Учитель: Белоглазова Н.Л
Цели урока:
1.обучающие- познакомить с текстом произведения; совершенствовать технику чтения и навык пересказа; обучать анализу художественного произведения; формировать навык составления описательного текста;
2.коррекционные- развивать устную связную речь(монологическую, диалогическую), расширять словарный запас; активизировать память, внимание, мышление; развивать воображение, фантазию обучающихся;
3.воспитательные- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к родной земле; формировать интерес к чтению, языку(литературному, народному); продемонстрировать способ преодоления страха человека перед чем-то неведомым.
Ожидаемые результаты:
1.Осознанно воспринимать содержание произведения, понимать мотивы поведения героев.
2.Коллективно анализировать прочитанный текст, самостоятельно делать выводы, доказывать личное мнение.
3.Оформлять свои мысли в речевое высказывание.
Оборудование: учебники, презентация к уроку, портрет К.Г. Паустовского, репродукция с картины И.И.Шишкина «В лесу графини Мордвиновой», иллюстрация «Пеликан», раздаточный материал(карточки).
Ход урока:
Организация класса.
Эмоциональный настрой:
-С улыбкой доброю начнём урок!
Всё, что узнаете, пойдёт вам впрок.
И читая, важно понимать,
Что хотел нам автор рассказать.
Артикулляционная разминка(работа по таблице).
-Настроим свой артикуляционный аппарат. Чётко произносим гласные звуки:
А У Ы Э О И
А Э У О Ы И
А Ы У Э И О
А О И У Э Ы
-А теперь чётко и быстро произнесём скороговорки (слайд презентации):
Проворонила ворона воронёнка.
Дятел дуб долбил, да недодолбил.
Летели лебеди с лебёдушками и
- Обобщите одним словом, кто действует в произнесённых скороговорках. (Птицы.)
-Позднее мы вернёмся к этой теме, а сейчас побеседуем по тексту, прочитанному ранее.
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Беседа
– Давайте выясним, как вы усвоили содержание произведения, с которым мы познакомились на прошлом уроке.
- Как называется это произведение и кто его автор? ( Рассказ « Последний черт».
Автор – К.Г. Паустовский.)
- Какие произведения этого писателя мы читали ранее? ( «Кот – ворюга», « Заячьи лапы».) Рассматривание портретов К.Г. Паустовского ( слайды).
- Какова основная тема творчества Паустовского ? ( Любовь к родной земле, к русской природе).
- Давайте прочитаем замечательную мысль Паустовского.
Ученик читает ( слайд):
- « Без чувства к своей стране – особенной, очень дорогой и милой в каждой ее мелочи - нет настоящего человеческого характера» ( К.Г.Паустовский).
- Как зовут главного героя рассказа? ( Дед Митрий).
- За что дед Митрий получил в деревне прозвище «Десять процентов» ? Расскажите.
- Кличка незлая, но хорошо ли это - давать людям клички? Почему? ( Это обижает человека, оскорбляет его достоинство).
- Что случилось с дедом на Глухом озере?
- Как отнеслись к рассказу старика в деревне? ( Не поверили, но бабы перестали ходить к озеру за ягодами)
- Поверили ли в появление черта Константин Паустовский и его друг Рувим? Вы помните, что это был писатель Рувим Фраерман, с которым Паустовский дружил. ( Нет).
- Почему они решили пойти к озеру? ( Чтобы узнать, кто же напугал деда).
- Как характеризует этих людей данный поступок? ( Они любознательные и смелые).
- Как ведет себя в пути дед Митрий, сопровождая их к озеру? ( Побаивается, помалкивает, отвечает загадочно).
- Найдите и прочитайте в тексте описание летнего жаркого дня в лесу.
- Какие меры безопасности соблюдали путники? ( Никто не курил).
- Почем это опасно было делать?
- Как это их характеризует? ( Они осторожные, берегут себя и природу.)
- Природу какого края описывает Паустовский в рассказе? (Мещерский край, Мещера.)
- Рассматривание слайдов с изображением Мещерского края.
- Что вы можете сказать об этих местах? (Дети высказывают свои мнения.)
- Молодцы, вы хорошо поняли содержание первой части рассказа.
III . Новый материал.
Сообщение темы, целей урока.
- Итак, любопытство и желание узнать истину толкнули автора рассказа в дальний путь. И мы последуем за ним. Сегодня мы продолжим работать по теме «Рассказ К.Г. Па-устовского « Последний черт», познакомимся с содержанием следующей части произведения. Наши цели: совершенствовать технику чтения, формировать навык анализа текста, учиться видеть, какие художественные средства использует в рассказе писатель.
- Ставлю исследовательскую задачу: выяснить и сделать вывод, почему автор так назвал свой рассказ и какова главная мысль произведения? ( слайд).
Словарная работа.
- Поработаем над лексическим значением слов, чтобы хорошо понять содержание текста.
Дети читают ( по слайду):
Леший – сказочное существо, живущее в лесу, дух леса.
Армяк – верхняя одежда из толстого сукна. ( слайд – иллюстрация.)
Порты - штаны.
Пеликан – птица ( слайд – иллюстрация).
Ошалел - потерял от испуга соображение.
Узкоколейная ( дорога) – железная дорога с узкой колеей.
Рябой – человек, у которого лицо с маленькими ямочками, или пятнышками.
Работа с диалектными словами.
На прошлом уроке мы говорили, что речь деда Митрия очень своеобразная, народная. Исправьте её с точки зрения литературного языка.
Зубами кляцает – клацает, стучит
Сюды – сюда
Нешто можно – разве можно
Милай, милок – милый
Сроду не видал – никогда не видел
Чумовой – шальной, одуревший
Жизня - жизнь
Ослобонили - освободили
Понапрут за ягодами – набегут, придут
Погодить надо – подождать
- Был бы рассказ интересней, если бы автор исправил ошибки в речи старика? Почему?
Подготовка к чтению текста.
Коллективное чтение трудночитаемых слов. (слова записаны на доске.)
Уэк! Уэк!
дей – ствуй – те
пре – до – сте - ре – га – ю – ще
уз –ко – ко- лей – ной
воз – наг – раж – де – ни – е
пе – ли –кань – е- го
ос – ло – бо – ни – ли
- С какой интонацией будем читать этот рассказ? ( Спокойной, повествовательной.)
- Как будем читать диалоги? ( Передавая интонацией чувства героя – страх, радость и др.)
-Читаем вдумчиво, выразительно. Подумайте, о чем рассказывает автор и чему хочет научить.
Комбинированное чтение текста ( учитель - ученики).
Учитель дает оценку чтению обучающихся.
Физпауза.
- Стало ли нам страшно во время чтения рассказа, который называется « последний черт»? С юмором будем относиться к понятию черт.
Ученики выполняют движения под речитатив:
Четыре черненьких
чумазеньких чертенка
чертили черными
чернилами чертеж.
Первой букве в слове чтение
букве Ч мое почтение!
IV. Закрепление материала. Работа над содержанием текста.
- Наша цель – проанализировать содержание текста, а также определить, какими художественными средствами пользуется писатель Паустовский.
Беседа.
- Как повел себя дед Митрий утром на озере? ( испытал страх).
- Что его напугало? ( крик)
- Кто же был тот, кого дед принял за черта? ( Пеликан)
- Как пеликан появился на озере? ( сбежал из зверинца).
- Что это за птица? Что вы о ней знаете? Как можете описать? (работа со слайдами).
Работа по формированию навыка описания предмета.
( Работа идет с использованием карточек).
- Будем развивать навык описания предмета, в данном случае пеликана, учиться этому у Паустовского.
- Прочитайте в карточке и определите, чье это описание.
- Чье описание самое непонятное? ( деда Митрия) Почему7
- Чье самое короткое? ( из объявления)
- Почему? (краткость – принцип оформления деловых бумаг).
- Чьё самое интересное и точное? ( Паустовского)
- Что мы узнали о повадках птицы из текста? ( Очень злая, не любит и бьет детей, питается рыбой)
- А вот что пишут о пеликане в энциклопедии. ( Учитель читает информацию о повадках пеликанов)
Работа над выразительными средствами языка.
- Вместе с описанием автор использует и другие художественные средства.
Работа с карточкой и текстом учебника.
- Что такое сравнение? ( Сопоставление одного предмета с другим)
- Найдите сравнения в тексте рассказа.
- Что такое олицетворение? ( Наделение неодушевленных предметов качествами одушевленных)
- Найдите в тексте примеры олицетворения.
Беседа на тему « Страх перед неизвестным».
- Почему же дед принял пеликана за черта? ( диковинность, невиданность птицы)
- Помните строки А.С. Пушкина:
«… Там на неведомых дорожках
следы невиданных зверей…»
Рассматривание иллюстрации картины И.И. Шишкина « В лесу».
- Выглядит ли этот лес таинственно? Почему?
- Страшно ли в таком месте? Почему?
- То, что нам не ведомо, непонятно, часто внушает страх. В народе говорят: « У страха глаза велики». Как же поступать, когда что – то непонятное вселяет в нас страх?
( постараться понять, узнать, объяснить, и страх пройдет)
- Можно ли это считать главной мыслью произведения? Возвращаемся к задаче исследования ( слайд)
- О чем хотел рассказать Паустовский, чему хотел нас научить? ( о том, как люди победили свой страх)
- Что стало со страхом деда Митрия, когда он понял, что это не черт? Какое чувство он испытывает теперь? ( радость)
- Как автор относится к своему герою? ( с улыбкою, но по- доброму, дед ему нравится)
- У нас на Дону тоже есть свой знаменитый дед - дед Щукарь. ( слайд) Его создал в книге « Поднятая целина» наш знаменитый земляк М.А. Шолохов. Дед Щукарь такой же интересный и смешной. Его прототип – Тимофей Тимофеевич Воробьев – действительно жил в Гремячем Логу и возглавлял бригаду плотников.
Беседа « Берегите птиц».
- Мы начали урок с артикуляционной гимнастики на тему «Птицы». Вернемся к этой теме.
- Как наши герои отнеслись к пеликану? В чем проявилась их забота?
- Что произошло бы, если бы дед Митрий не повстречал пеликана или не сообщил бы о нем в зверинец? ( птица погибла бы)
- Чему учит нас автор своим отношением к птице и ко всей природе? ( беречь, помогать)
Мысли – послания автора. ( Слайд)
- Подтвердите примерами из текста основные мысли – послания К. Паустовского, обращенные к читателям:
1. «Добротой можно добиться всего.»
2. «Ищите Прекрасное в обыденном, а Сказку в реальном.»
3. « Человек и Природа неразрывно связаны.»
4. « Родная земля – самое великолепное, что нам дано для жизни.»
Решение исследовательской задачи.
- Так почему же рассказ назван автором «Последний черт»? ( исчез последний страх, люди в деревне теперь не будут верить в черта на озере)
Краткий пересказ текста по предложенному плану. ( План записан на доске)
Крики на рассвете.
Страх деда Митрия.
Встреча с пеликаном.
Радость старика.
Пеликан – попрошайка.
Назад в зверинец.
Новые штаны.
V. Итог урока.
Беседа.
- Чем мы занимались на уроке?
- Понравился ли рассказ?
- Чему он нас научил?
Рефлексия.
- Продолжите фразу… (работа по слайду)
Оценивание.
Домашнее задание:
Чтение текста ( стр. 206 – 210), полный пересказ.
Творческое задание – придумать сказку «Сбежавший пеликан».( рассказ от имени пеликана)
Рекомендации по внеклассному чтению.
- В школьной библиотеке есть замечательная книга А,Г, Паустовского «Похождение жука – носорога» (демонстрация книги). Это сборник интересных рассказов. Читайте и получайте удовольствие от чтения.