1. Научить читать слова с буквами Ю.
2. Продолжить совершенствование чтения слов с изученными буквами.
2. Развивать фонематический слух.
1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к отечественной литературе.
1. Читают слова с буквой Ю.
2. Читают слова с уже изученными буквами.
1. Читают и отвечают на вопросы учителя.
2. Определяют количество звуков на слух.
1. Читают сказку С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
1. Орг. момент. (1мин)
2. Актуализация знаний и умений. (5 мин)
3. «Открытие» нового знания. (9 мин)
4. Физминутка. (1 мин)
5. Первичное закрепление. (9 мин)
6. Физминутка. (1 мин)
7. Включение новых знаний в систему. Повторение.(6 мин)
8. Итоги урока. Рефлексия. (3 мин)
Этап | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент. | Подготовить учащихся к работе на уроке, обеспечить включение в деятельность. | Здравствуйте, садитесь. – Проверим готовность к уроку. | *проверяют готовность к уроку. |
2. Актуализация знаний и умений. | Обеспечить воспроизведение опорных знаний. | -Сейчас мы поиграем в игру «Доскажи словечко». Я называю фразу, а вы ее окончание. 1) Звуки бывают гласные и … 2) Сколько в слове гласных, столько и … 3) Звуки [ж],[ш] всегда … 4) Звук [й’] всегда … 5) Буква Ё в начале слова обозначает … 6) Гласные буквы е, ё, я называются … -Молодцы! | …согласные. …слогов. …твердые. …мягкий. …2 звука. …йотированными (хитрыми). |
3. «Открытие» нового знания. | Обеспечить восприятие и осмысление знаний и способов действий. | -Ребята, сейчас мы с вами почитаем столбики слогов и слов. ЛЁ ЛЁД МЕЛЬ МЕ МЕЛ ДЕНЬ РЯ РЯД РЯДЫ ЛЕ ЛЕС ЛЕСА МЁ МЁД ВНЁС ВЯ ВЯЗ ВЛЕЗ (по указке медленно сверху –вниз; второй раз снизу-вверх быстрее; третий раз ученик читает быстрее, в конце – 1 ряд читает 1 столбик, 2 р. – 2 ст., 3 – 3 ст.) -Откроем азбуку на с. 46. -Посмотрите на иллюстрацию. -Как думаете, кто является главным героем сказки? -Скажите, а кошки и мышки дружат? -Как вы думаете, какой сюжет сказки? -Кто-то читал эту сказку? Не рассказывайте сюжет. -Ребята, как думаете, почему мышонка назвали глупым? -Возможно. Есть другая и сказка – об умном мышонке. Вы можете взять эти книги в библиотеке и прочитать. Вы же часто ходите в Дом книги. -В начале урока мы повторили, что есть 3 йотированные (хитрые) буквы – е,ё,я. -Сегодня в их семью добавится новая буква. Интересная игрушка Одноногая вертушка Зажужжала, как пчела Быстро крутится .. (На слайде появляется картинка с юлой). -Попробуем разделить на слоги слово юла. -Сколько слогов? -Верно. -Произносим первый слог (ю, 3 раза, хором) -Сколько звуков мы произносим? -Какие звуки мы произносим? Попробуйте определить? -Молодцы. И обозначаем одной буквой – Ю. (Слово Юла, ю – выделена ярким) -Ребята, где в слове юла находится буква ю? -Верно. Еще раз скажите, сколько звуков она обозначает? -Молодцы, запомнили. | *читают. -Кот, мышонок и т.д. -Нет, они враги. -Мыши позвали кошку домой. -Юла. -Ю-ла. -2. *произносят хором. -Думаем, что 2. -[й’] и [‘у]. -В начале слова. -Два. |
4. Физминутка. | Обеспечить отвлечение от учебной деятельности. | -Ребята, вы устали. Давайте встанем и разомнемся. -Поднимите руки вверх, станьте на цыпочки. Покажите, какие высокие деревья в пуще. Теперь покажите, какие у них широкие кроны. Присядьте на корточки, как будто ищете под кустом гриб. «Сорвите» цветок, подарите его соседу по парте, улыбнитесь друг другу. | *выполняют физминутку. |
5. Первичное закрепление. | Установить степень правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявить неверные представления, произвести их коррекцию. | -Ребята, скажите, при изучении какой буквы мы встретились с таким правилом, «где буква в начале слова обозначает два звука?» -Приведите пример слов на букву Ё, когда она обозначает два звука. -Верно. А если буква ё не в начале слова, то есть такие случаи, когда она обозначает два звука? -Умницы. Теперь проверим это правило на букве ю. -Слово моют. Произнесем медленно. -Сколько звуков в этом слове обозначает буква ю? -Молодцы. -Где находится буква ю в этом слове? -Откройте азбуку снова на с. 47 и найдите букву ю. -Чтобы она вам лучше запомнилась, я прочитаю стихотворение про нее. Чтобы О не укатилась, Крепко к столбику прибью. Ой, смотри-ка, что случилось: Получилась ……буква Ю. -Действительно, буква ю похожа на букву о, которую прибили на гвоздь к столбику. -Ответьте мне на такой вопрос, а сколько букв Ю в алфавите? -Молодцы. Почитаем слоги. На с. 49. Сначала читаем столбики хором , потом строчками хором. Затем мальчики читают столбики а девочки строчки. -Где находится Ю в слогах? -Какой звук обозначает? -Попробуйте сформулировать правило. Когда буква ю обозначает один звук, а когда два. -Откроем правило на с. 47. …, прочитай. -Остальные следят по тексту. -Правильно мы сформулировали? -Дома нужно выучить это правило. *открывает схему с буквой ю и ее звуками. -Этой схемой можем пользоваться на уроке. | -Буква Ё. -Ёжик, Ёлка и т.д. -Да. Например, слова твоё, моё, поёт и др. -М о ю т. -2. -Стоит после буквы гласного. *слушают. -Две. Заглавная и строчная. *читают. -После согласного. -Звук [у’]. -Два звука, если стоит в начале слова, один – если ю стоит после согласного. -Да/нет. |
6. Физминутка. | Обеспечить отвлечение от учебной деятельности. | -Отдохнем немного. *видео-физминутка. | *выполняют движения. |
7. Включение новых знаний в систему. | Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний по теме. | -Теперь потренируемся в чтении. -Откроем с. 47. Почитаем слова. 1. Ри-су-ю. (хором) 2.Рисую (хором) -Где стоит буква ю в этом слове? -Сколько звуков она обозначает? -Сформулируйте правило, когда буква ю обозначает два звука, а когда один. -Молодцы. Посмотрите на иллюстрацию ежиком. -Чем занимается ёжик? -Кто он по профессии? -Что он делает на работе? -Кому? -Сейчас мы прочитаем предложение и узнаем, правы ли мы. -Теперь прочитает, … . -Спасибо. А теперь, … . -Теперь я буду называть слова с буквой ю, а вы сигналить. Если буква ю обозначает два звука. – показываем два пальца, если один – один палец. Слова на слайде: юбка, брюки, всюду, клюв, юнга, Юля, клею, приют. (после каждого слова спрашиваем, сколько звуков и почему) ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ: Со стр 48 можно взять верхний текст. Прочитать его цепочкой по одному поедложени. Озаглавить. Обсудить как поступили дети. Как нужно играть вместе и т. Д. с. 46. Колыбельная самостоятельно, потом читают друг другу. | -После буквы гласного. -Два звука обозначает, если стоит в начале слова или после гласного, а 1 звук – стоит после согласного. *отвечают. -портной, швея. -Шьет одежду. -семье, друзьям. *читают жужжащим приемом. (шепотом) *2 ученика читают индивидуально. *сигналят. |
8. Итоги урока. | Организовать подведение итогов урока, анализ и оценку качества работы на уроке, успешности достижения цели. | -Ребята, с какой буквой мы познакомились? -Сколько звуков она может обозначать? -Когда обозначает один звук? -А когда два? -Верно. На карточках у вас нарисованы смайлики. Обведите тот, который соответствует вашей работе на уроке. Веселый – было легко, не возникло трудностей Серьезный – возникли затруднения, но в целом все поняли Грустный – остались вопросы, стоит получше разобраться в теме | -Буква Ю. -1 или 2 -Стоит после согласного. -Стоит в начале слова и после гласного. |