Конспект урока чтения в 4 классе с детьми с УО (интеллектуальными нарушениями)
19.10.2023года
Тема: Русская потешка «Пекла кошка пирожки …»
Цель: познакомить с произведениями народного творчества - потешкой
Задачи: образовательные
- расширить представление учащихся о жанрах народного творчества;
- показать своеобразие и самобытность произведений, обогатить словарный запас детей;
-работать над выразительностью речи;
воспитательные
- воспитывать и поддерживать интерес к чтению, взаимопомощи и взаимопонимания при совместной работе.
- воспитание уважения к культуре русского народа.
развивающие
- развитие самостоятельности мышления, речевых навыков, умение выделять главное, сравнивать, развитие навыков коммуникации в процессе обучения.
Оборудование: учебник, презентация
Ход урока
1.Организация класса.
Листьям – время опадать,
Птицам – время улетать,
Нам с вами – учиться.
И нельзя лениться.
2. Актуализация знаний.
- Какой у нас урок, ребята?
- Ребята, чему мы учимся на уроке чтения? (учимся выразительно читать, узнаем что- то новое)
-Для чего нам это нужно? (для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить, читать, что бы нас было приятно слушать)
3.Речевая разминка (презентация Слайд 2)
-Учись отчётливо произносить звуки
Ма ма ма – дома я сама
М уму му – молочко кому?
Мо мо мо – едим эскимо
Мы мы мы – прочитали мы
Ми ми ми – поём ноту «ми»
-Читай без ошибок. Произноси быстро.
Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёду, много пчёл. (Слайд 3)
Речевая разминка (Слайд 4)
4. Проверка домашнего задания
Работа по вопросам: Проверь себя! Стр. 41-42
- Прочитайте загадку вопрос -5, на стр. 41, о каком явлении природы говорится в загадке?
- В какое время года листопад?
- Почему это явление очень важное для деревьев?
- Над каким разделом мы с вами работали на протяжении последних нескольких уроках?
- Поможет вам вспомнить задание по карточкам.
- Восстанови слова в предложении. (Врм лстьм опдть) (Слайд 5)
- Что мы читали в этом раздели?
- Какому времени года посвящены рассказы, сказки и стихотворения?
- Продолжаем работу по карточкам. Вычеркните лишнее произведение.
«Сказка про маленького жучка», «Читалочка», «Скучная картина», «Как Маруся дежурила», «В Осеннем лесу»
- Скажите, какие произведения лишние?
- Почему эти произведения лишние? (Они про школу, из раздела, Школьная жизнь.)
- Прочитайте пословицу в шестом задании, как вы её понимаете?
- Найдите в классе дары леса. Назовите их. (Рябина, калина, грибы, орехи)
- Вспомните, как называется рассказ, в котором девочки собирали дары леса. (Лесные подарки)
- Назовите предметы, которые поспевают в саду (по интерактивной доске)
- как называется сказка, в которой осень помогла людям собрать урожай? (Осенняя сказка)
- Вспомните произведения, «Холодная зимовка» какие птицы прилетают в наши края на зимовку?
- Скажите, какая птица лишняя? Почему? (На интерак. Доске)
- Вам было интересно работать над этой темой?
Языковая игр (Слайд 6)
5.Изучение нового материала.
1.Прочитайте название нового раздела:
Учебник стр. 43
ДЕЛУ – ВРЕМЯ, ПОТЕХЕ - ЧАС
-Как вы это понимаете? (делу нужно уделять больше времени, чем потехе)
-В русском языке есть еще поговорки с подобным смыслом. (Слайд 7)
«Шутке - минутку, а делу- час»
«Сделал дело, гуляй смело»
- Найдите слово которое спряталось. (Слайд 8)
-Кто уже догадался и скажет, что мы сегодня будем читать?
- А что такое потешка?
Потешки – это шутливые стишки (Слайд 9)
- Ребята, скажите, а кто автор потешки? (народ)
- Кто вспомнит как называется творчество, которое создал народ? (Устное народное творчество)
- А почему устное? (передовалось из уст в уста) (Слайд 10)
Уста- рот,губы.
- Как называется потешка? (Слайд 11)
2. Физминутка
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели.
Дунул ветер – мы цепочкой
Друг за другом полетели,
Полетели, полетели
И на землю сели.
3.Чтение потешки учителем (Слайд 12-13)
- Сейчас я прочитаю, а вы внимательно послушаете, прошу обратить ваше внимание на выразительность.
4.Словарная работа (Слайд 14)
Подполье (из подполья) - помещение под полом, подвал.
Досада - обида
Опрокинула
Прасковья
5. Беседа по вопросам: (Слайд 15)
- О чем говорится в потешке?
- Что случилось с колобком?
- Найдите и прочитайте слова мышки и подумайте, как их нужно читать.
- Как вы думаете, рада ли была мышка, что колобок упал?
-Почему?
-А огорчилась ли кошка?
- Докажите строчками из потешки.
6. Дыхательная гимнастика (Слайд 16-17 )
7.Чтение потешки
-Самостоятельное чтение
-Чтение по цепочке
-Чтение совместно с учителем (начало- конец)
8.Домашнее задание
- выразительное чтение потешки стр. 43
9. Оценивания детей. Самооценка. Взаимооценка.
10.Рефлексия
- Ребята, у нас дерево на доске, с листочками, вы сейчас подойдёте и выберите себе листочек.
- Если урок понравился и всё было понятно – возьмите листочек красного цвета
- Если вам урок понравился, но что-то было непонятно- листочек жёлтого цвета.
- Ну а если вам урок не понравился, и вы ничего не поняли- листочек зелёного цвета.
Родители тоже могут присоединится.
- Посмотрите какой красивый листопад у нас получился!
Спасибо за урок. МОЛОДЦЫ! (Слайд 19)
Вр м л сть м оп д ть
Вр м л сть м оп д ть
Вр м л сть м оп д ть
Вр м л сть м оп д ть
Вр м л сть м оп д ть
Вр м
л сть м
оп д ть