СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Что такое однокоренные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Что такое однокоренные слова"»

Поурочный план урока русского языка во 2– А классе

Тема Что такое однокоренные слова?

Цели:

Образовательная: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.

Воспитательная: воспитывать умение слышать и слушать, самостоятельность, умение осуществлять самоконтроль; интерес к русскому языку.

Развивающая: развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова; научить находить корень в однокоренных словах;

Коррекционная: развивать внимание, вырабатывать орфографическую зоркость, умение доказывать, рассуждать, делать выводы;

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: карточки


Ход урока

I. Орг. момент

- Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок, пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и удачи. Ведь как гласит народная мудрость – с малой удачи начинается большой успех.

Ну, а чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него.

II. Мотивация. Речевая разминка. 

- Посмотрите на доску, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, у, сегодня, получится!

- Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.

- У нас сегодня всё получится!

- Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Чистописание.

- На момент чистописания

Я приготовила вам задание

Вы с закрытыми глазами

Угадайте букву сами.

(Узнавание буквы по контуру) Итак, это буква С.

- Какие звуки она обозначает?

- Запишите строчку слогов, где буква С будет обозначать мягкий согласный звук, а другую строчку, где буква С будет обозначать твёрдый согласный звук.

2. Знакомство с новым словарным словом.

- Много слов в русском языке с буквой С, подумайте, какое слово я загадала:

В вазе лежит

И печали не знает.

Ну, а в стакане

Всегда пропадает. (Сахар)

- Что знаете о сахаре?

(Сахар – это продукт питания и химическое вещество. Его добавляют в пищу для улучшения вкуса. Производят сахар из сахарной свеклы и сахарного тростника)

- Это слово с непроверяемой безударной гласной. Откройте стр. 94, прочтите слово, запомните написание этого слова.

- Составьте предложение с этим словом (устно), подберите родственные слова.

III. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.

- Что такое родственные слова? - Какие правила подбора родственных слов знаете? Для чего нам нужно это умение? (СОЗДАНИЕ КЛАСТЕРА ПО ОТВЕТАМ ДЕТЕЙ).

Запишем родственные слова: сахарок, сахарочек, сахарница, сахарный, сахарить. Выделите дугой общую часть родственных слов.


1. Наблюдение над однокоренными словами, значением корня.

- Сахар производят из растений. Какие части растения вы знаете? Как думаете, корень – слово однозначное или многозначное. Послушайте загадку о корне и подтвердите или опровергните свое мнение.

Учитель загадывает загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

- О каких значениях корня говорится в тексте загадки?

Сколько значений у слова корень? Какой вывод можно сделать? Слово корень - многозначное:

1) подземная часть растения;

2) внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса, ногтя;

3) часть слова.

- Как вы думаете, какое значение имеет для растения, для зуба и т.п. корень?

- Это важная, необходимая часть.

- Какое же отношение корень имеет к слову, к уроку русского языка? Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

- Что бы вы хотели узнать на этом уроке?

Обозначим проблемные вопросы ( с помощью учителя):

1) Что такое корень?

2) Роль корня в слове.

3) Как выделить в слове корень?

4) Однокоренные слова

5) Признаки однокоренных слов

V. Работа по теме урока.

Также как и у кустов, корень слова есть у слов.

Послушайте сказку.

Давно это было. На одной лесной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки. И назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут теперь корнем. Из глубоко уважения к родителю однокоренные, то есть родственные слова слова соорудили корню домик уютный, округлый.

Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова называются однокоренными. Корень слова – это самая главная часть слова.

Промежуточная рефлексия.

- Скажите, какую новую информацию вы сейчас услышали? (обсуждение, создание кластера по ответам детей)

Родственные слова - это тоже самое, что и однокоренные. Общая часть родственных, однокоренных слов называется корнем.

Почему корень слова самая главная его часть? (ответы детей) Да, в нем заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Давайте понаблюдаем: подберите однокоренные слова к слову лес

( записывают по 1 ученику у доски) (лесок, лесочек, лесной, лесник, лесничий).

-Произнесите корень каждого слова, понятно лексическое значение? А теперь возьмите листок бумаги, закройте часть слова – корень и прочтите оставшиеся части слов. Можно ли понять лексическое значение теперь?

-Нет, нельзя. Значит, делаем вывод: в коне заключается лексическое значение слова.

VI. Физминутка, зрительная гимнастика

- Послушайте группы слов, определите, какие из них однокоренные, а какие – нет. Если вы услышите однокоренное слово – хлопайте, если слово лишнее – топайте.

Вода, водный, водитель, водолаз.

Лиса, лисенок, лист, лисья.

Лось, лосенок, лоскут, лосиный.

VII. Закрепление изученного материала.

Работа в группах:

1.Сильные обучающиеся (карточка)


2. Слабые обучающиеся (карточка)


Упр.93 – самостоятельное выполнение (выписать только пары однокоренных слов, выделить в них корень). Взаимопроверка.

VIII. Подведение итогов. Рефлексия.

- Что такое корень? Какова его роль в слове?

- Как выделить корень в слове?

- Какие слова называются однокоренными?

- Послушайте стихотворение, назовите корни однокоренных слов хором.

Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам:

Лес, лесок, лесной, лесник;

Цвет, цветок, цветной, цветник;

Лётчик, самолёт, полёт;

Ледяной, ледовый, лёд.

Сад, посадка, посадил;

Род, родители, родил;

Ходит, выходка, ходы;

Трудовой, трудись, труды.

- Оцените свою работу при помощи лесенки успеха.

IX. Домашнее задание. Стр. 90-91 выучить правила, упр. 88 (списать, обозначить корень в однокоренных словах)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя