Организационный этап. Психологический настрой учащихся. Цель: создание благоприятной рабочей обстановки. Включение учащихся в деятельность. | Настраивает учеников на работу. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок! Всё ль на месте? Всё ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Всё, что надо под рукой! -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий и новых открытий. -Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. (Дети вспоминают правила «рабочего» человека) | | Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. Личностные: Готовность и способность к саморазвитию и мотивация к познанию нового. Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать. |
Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа Цели: введение познавательного материала, повышающего интерес к уроку; развитие интеллектуальных умений учащихся. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи. Цель: Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. - выявить место затруднения. Изучение нового. Включение учащихся в целенаправленную деятельность | - Отгадайте загадки и запишите слова-отгадки, поставьте в словах ударение и подчеркните буквы, которые надо запомнить. Стоит чудо-дерево, На дереве – мячики: Летом – зеленые, Осенью – румяные. (яблоня) Говорят, на вкус и цвет, Никаких подружек нет. Но она для всех мила, И полезна и вкусна. К сентябрю земля намокла, Мы выкапываем …(свёклу) На дереве сидела И сыр во рту держала, А мимо хитрая лиса Близехонько бежала. Кто я? Знаете? А ну отгадайте! (ворона) Это дерево — символ России, От него исходит нежный свет, Делится своей целебной силой, И роднее дерева нам нет. (берёза) Сочная, длинная, Полезная, витаминная, И с кокетливой косой, Наслаждается росой. Пусть до осени сидит, Как созреет – удивит. (морковь) Проверка. Работа с листом самооценки. - проверьте написание слов . У вас на партах лежат цветочки. Если вы справились с заданием без ошибок, закрасьте лепесток красным цветом, если допустили 1-2 ошибки – оранжевым, если больше, то – жёлтым. - Посмотрите на рисунки (на доске: яблоня свёкла, ворона, берёза, морковь), на какие группы можно разделить эти слова. - Какое слово может быть лишним? (ворона) - Скажите, пожалуйста, улетает ли ворона зимой в теплые края? - Каких еще птиц можно увидеть у нас зимой? – Как называют этих птиц? А как называют тех, которые улетают в теплые края? – Как мы можем помочь птицам легче пережить нашу суровую зиму? – Молодцы! А кто догадался, о ком мы будем писать предложение? Пров…ронила в…рона в…р…нёнка. – Что это? Прочитайте скороговорку 3 раза: медленно, постепенно увеличивайте темп. -Подберите синоним к слову «проворонила». – Назовите орфограммы в словах. – Спишите, подчеркните орфограммы. Проверка. Работа с листом самооценки. Демонстрация правильного написания на слайде. Проблемная ситуация. -Сколько слов в предложении? -Что вы можете сказать о них? Чем они похожи. -Докажите. - Как называют людей, близких по крови? Постановка цели. -О чем мы будем сегодня говорить на уроке? -Что будем искать? - Ребята, посмотрите, что это я вам принесла? (учитель достает морковь) - А что это такое? - Найдите толкование этого слова у вас в толковых словарях. - Какое отношение это может иметь к нашему уроку? - Ребята, посмотрите: слово одно, а значений несколько. Как называются такие слова? (Многозначные) - Какие значения имеет слово корень? (Подземная часть растения; общая часть родственных слов) - Нужны нам и такие корни, от которых растения вырастают и такие, от которых новые слова вырастить можно. - К какому открытию мы подошли? – Корень выделяется значком . (на интерактивной доске появляется дерево с корнем и словами - листочками) | Слушают и отгадывают загадки. Дети записывают в тетради слова, подчёркивают буквы, написание которых надо запомнить. Рефлексия: дети анализируют свою работу и закрашивают лепесток. Дети анализируют, делят на группы и отвечают на вопросы: Двухсложные, трёхсложные слова. Слова, у которых кол-во букв и звуков не совпадает и совпадает. Деревья, корнеплоды Дети читают скороговорку вслух. Отвечают на вопросы. Называют орфограммы, списывают предложение. Дети проверяют написание слов в предложении. (закрашивают лепесток) Отвечают на вопросы учителя. (Мы будем говорить о родственных словах, о корне слова, учиться находить и образовывать однокоренные слова, выделять корень). Дети отвечают на вопросы, делают предположения. Работают со словарём. Отвечают на вопросы Работа с толковыми словарями в паре. Морковь - это корнеплод с оранжевым сладковатым утолщённым корнем. - у слов тоже есть корень. Появляется сказочный герой «корень куста» Сценка: Постойте, ребята, погодите. Это что же получается? Я – корень. Я в земле живу. От меня берут начало ростки и вырастает целый куст смородины или орешника, а то и целое дерево. А вы моим именем что-то другое назвали. - Мы говорим о корнях слов, от них вырастают тоже целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка, сколько разных слов выросло только из одного корня. Один ученик ищет толкование слова в интернете, а другие – смотрят в толковых словарях. Сравнивают значения слов. Дети делают вывод. Мы подошли ещё к одному очень важному открытию: как у всех веток одного куста есть общий корень, так и у всех родственных слов есть общая часть, от которой все они произошли. В корне заключен смысл слова. Это главная часть слова. От него «растут» другие слова. Слов без корня не бывает. | Работа в парах | Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других. Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов Регулятивные: целеполагание Познавательные УУД: - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: - сотрудничество в сборе и поиске информации Познавательные УУД: - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Коммуникативные УУД: - сотрудничество в сборе и поиске информации Личностные УУД: воображение, любознательность, инсайт (интуиция) |
Динамическая пауза | - Хлопните в ладоши, если услышите родственные слова. Лес-лесник, река-плот, кот-котик, горе-гора, дом-дым, зима-зимовать, куст-кустик, обед-стол, белка-белый, сад-садовник, поле-полевой, мороз-холод, вода-водитель, лес-лестница, зелень-зеленеть, гриб-грибочек. | Дети встают со своих мест и хлопают в ладоши, если слышат родственные слова. | | Личностные УУД: формирование бережного отношения к своему здоровью, накопление положительных эмоций, развитие внимания. |
Закрепление нового материала. Цели: организовать выявление места и причины затруднений; Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание. | Наблюдение над однокоренными словами. Прочитайте стихотворение. Найдите в нем однокоренные слова и выпишите их. Добавьте к ним ещё два однокоренных слова, выделите корень. В слоновнике переполох: «Слоненок заболел, оглох!» Его зовет слониха, Но, видно, слишком тихо. И папа-слон ему трубит. А может быть слоненок спит? «Ну что с тобой, сынишка, Наш маленький слонишка?» Вдруг слоник потянулся, Как будто бы проснулся. Он просто замечтался Вот и не отзывался. (Е. Солдатова) Проверка с доской. Разгадывание филвордов. - Найдите в филворде родственные слова. А затем назовите эти слова своему соседу в паре и, посоветовавшись, выделите корень. Если, ваш одноклассник испытывает затруднения, помогите ему. I вариант: II вариант: Работа в группах (по рядам) «Засели домики» - Посмотрите на слова, на какие группы их можно разделить. Двор, бег, дворик, нос, дворовый, беглец, дворник, беготня, носик, дворняга, побег, носище. -Нам надо заселить «родственников» в отдельный домик. 1 ряд выписывает слова с корнем - двор- 2 ряд – нос- 3 ряд – бег- Проверка. - Как же найти в слове корень? Составление алгоритма. (по опорным словам) | Дети выписывают слова, выделяют корень. Дети проверяют выполнение задания с доской. Рефлексия Дети берут карточку с филвордом и отгадывают его. Рефлексия: дети анализируют свою работу и закрашивают лепесток. Дети выписывают слова по группам и по цепочке от каждого ряда «заселяют домики» на интерактивной доске. Рефлексия: дети анализируют свою работу и закрашивают лепесток. Составление алгоритма. Подобрать родственные слова Сравнить их по смыслу. Выделить общую часть- корень . | Работа в парах. Работа в группах | Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний - самостоятельное создание алгоритма деятельности при решении проблем поискового характера - синтез - составление целого из частей Коммуникативные УУД: - учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию - уметь принимать решение, брать ответственность на себя Регулятивные УУД: Контроль, саморегуляция, коррекция. . |