СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Корень. Однокоренные слова". 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в коррекционной школе 8 вида "Корнеь. Однокоренные слова". 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Корень. Однокоренные слова". 6 класс»

Тема: Состав слова. Корень и однокоренные слова.

Цели урока: знакомство с составом слова, развитие умения определять корень слова, подбирать однокоренные слова.

Формируемые БУД:

Предметные: познакомить с составом слова; развивать умение определять корень слова; обогащать словарный запас учащихся.

Регулятивные:  принимать и сохранять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, корректировать выполненные задания.

Познавательные:  ориентироваться в учебнике, находить информацию, отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, наблюдать и делать простые выводы.

Коммуникативные: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; слушать собеседника.

Личностные: формировать мотивацию к учению, выполнять учебные требования.

Оборудование: учебник «Русский язык, 6 класс» (авторы Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова), тетради, картинный словарь, карточки для индивидуальной работы, презентация «Корень слова», таблица «Состав слова».

Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков.

Ход урока:

  1. Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

базовые учебные действия


Мотивация к учебной деятельности

Включение в деловой ритм


Устное сообщение учителя


Готовятся к работе

Личностные: мотивация к обучению

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в страну Морфемику. Во время нашего путешествия мы будем собирать «секреты», которые помогут вам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания на уроке. Вы должны быть дружными, активными, внимательными. Только таким ребятам страна Морфемика открывает свои секреты!

А в конце урока вы сами оцените свою работу.

2) Актуализация опорных знаний.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

Базовые учебные действия



Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.

Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание

1.Коррекционная минутка.

-Давайте откроем тетради и запишем число.

Учитель обращает внимание на правильное расположение тетради на парте и правильную посадку за партами.

-Запишите число. Классная работа. Как мы учимся писать на уроке русского языка? (Красиво и правильно)

Наш сегодняшний урок начнём с коррекционной минутки. Обучающиеся работают с карточками. Развитие внимания и мышления.

2. Работа с презентацией. Устно.

- Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте соберем рюкзак знаний. А что мы с вами с собой возьмем? Знания, которые помогут нам в путешествии.

Продолжи предложение:

  • Что изучает наука морфемика?

Морфемика – наука, которая изучает . . . .

  • Что называют морфемой?

Морфема – это часть . . .

  • Какие морфемы вы знаете?

Я знаю морфемы: . . ., . . ., . . ., . . .


Молодцы! Страна Морфемика радостью открывает двери

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

-

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия



Постановка учебной задачи

Анализирует знания учащихся.

Создает проблемную ситуацию.

Ставят цели, выявляют место и причины затруднения.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы.

  • Итак, мы с вами попали в страну Морфемику. Кто здесь живет? А теперь угадайте: кто ждет нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью? Чьи секреты мы сегодня будем собирать?

  • Уберите повторяющиеся буквы в словах и узнаете.

ТКТОТРТЕТНТЬТ УСУЛУОУВУАУ

КОРЕНЬ СЛОВА

Верно, ребята! Сегодня на уроке мы отправляемся в гости к Корню слова, чтобы узнать все его секреты и научиться правильно находить корень в слове. В тетрадях запишите тему.

4) Первичное закрепление знаний и умений учащихся.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Построение проекта выхода из затруднения

Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации.

Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.)

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

1.Давайте обратимся к презентации. Раскрывает секреты корня. Их 4. Выполняем задания презентации.

  1. Раскрываем первый секрет! На нашем пути первый секрет. Для того чтобы раскрыть 1 секрет, нужно выполнить задание, которое оставил нам КОРЕНЬ.

?

  • Хлеб –уш-ек

  • -ец

  • Хлеб -ниц-а

  • Хлеб -н-ый

- Посмотрите внимательно, какие морфемы вы видите?

- Какая морфема потерялась?

- Можно ли без корня понять значение слова? Задание: запишите слова и выделите главную значимую часть.

Вывод (1 секрет): Корень – главная значимая часть слова.

Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 1 секрет!


  1. Раскрываем второй секрет!

Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ

- Что общего у всех слов? Значение

- Как называются слова, каждого дерева? Однокоренные

- В какой морфеме заключено общее лексическое значение?

- Назовите эту морфему

- А теперь присмотритесь внимательнее: Все ли слова с этого дерева? Все ли слова являются однокоренными?

Задание: найти слова с другим лексическим значением. Придумать 2 предложения со словами ПРОВОД и ВОДА.

Вывод (2 секрет): В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

Найди лишнее слово по значению. (У ребят на парте прикреплен лист со словами. Учащиеся работают в парах. Задание: взять лист, найти лишнее слово, объяснить значение)

1 парта Соль, солонка, солнце

2 парта Лес, лестница, лесник.

3 парта Больной, больница, большой.

4 парта Гора, горный, гореть.

5 парта Нос, выносить, носовой

6 парта Косичка, косить, покос.


ПРОВЕРКА.

Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 2 секрет!


  1. Раскрываем 3 секрет.

Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ

- Как найти корень в слове?

- В каком столбике записаны слова, помогающие найти корень?

- Как они называются? Как назовем остальные слова?

Задание: найдите корень слова

смелый


Смелому смелость смельчак

Смелого осмелеть смельчаки

Смелых смельчаки смельчакам


Вывод (3 секрет): Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.

Продолжи ряд однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень. Учащиеся выполняют задание на выбор:

1 –вариант 2 – вариант

Грязный Темный

Грязненький темнота

Грязнуля потемнеть

Загрязнить затемнение

ГРЯЗЬ, грязевый ПОТЕМКИ, темень

ПРОВЕРКА

Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 3 секрет!

  1. Раскрываем 4 секрет!

Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ

  • Заполни таблицу, подбери однокоренные слова.

  • Какой частью речи могут быть однокоренные слова?


сад

груз

вар

Существительное

(кто?)




Существительное

(что?)




Прилагательное

(какой?)




Глагол

(что делать?)




ПРОВЕРКА (по цепочке)

Вывод (4 секрет): Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относится к разным частям речи.

Работа с заданиями в презентации. Устно.

Физкультминутка «Зарядка»

Здравствуй Зимушка-зима!        (кланяемся)

Что в подарок принесла?           (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый,               (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый                      (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки,              (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на ёлке огоньки!                     (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Обобщение новых знаний

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

Выполняют задания с объяснением

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия.

1.Работа в парах. Советуются друг с другом. Стр. 37 Работа по составлению слов при помощи морфем.

2.Устная работа с упр. 46 стр. 38 и правилом.

3.Письменная работа с упр. 48. Стр. 39 составление диалога, выделение корней в однокоренных словах.

6.Индивидуальная (дифференцированная) работа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний

Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

1.Работа обучающихся с упр. 47 стр. 38 . Развитие умения доказывать, что слова однокоренные. Слабым помогает учитель.

2.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Стр. 38 упр. 46 по заданию.

7.Рефлексия (подведение итогов занятия)

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые

универсальные учебные действия

Рефлексия деятельности

Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Личностные: смыслообразование.

- Что нового узнали? Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»

- Какие задания вам понравились? Почему?

- Кто испытывал трудности? Закончи фразу « Мне было трудно… Оцените свою работу на уроке.