Тема: Состав слова. Корень и однокоренные слова.
Цели урока: знакомство с составом слова, развитие умения определять корень слова, подбирать однокоренные слова.
Формируемые БУД:
Предметные: познакомить с составом слова; развивать умение определять корень слова; обогащать словарный запас учащихся.
Регулятивные: принимать и сохранять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, корректировать выполненные задания.
Познавательные: ориентироваться в учебнике, находить информацию, отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, наблюдать и делать простые выводы.
Коммуникативные: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; слушать собеседника.
Личностные: формировать мотивацию к учению, выполнять учебные требования.
Оборудование: учебник «Русский язык, 6 класс» (авторы Э.В.Якубовская, Н.Г.Галунчикова), тетради, картинный словарь, карточки для индивидуальной работы, презентация «Корень слова», таблица «Состав слова».
Тип урока: урок получения новых знаний, умений и навыков.
Ход урока:
Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые базовые учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности | Включение в деловой ритм Устное сообщение учителя | Готовятся к работе | Личностные: мотивация к обучению Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в страну Морфемику. Во время нашего путешествия мы будем собирать «секреты», которые помогут вам лучше разобраться в теме урока и правильно выполнить задания на уроке. Вы должны быть дружными, активными, внимательными. Только таким ребятам страна Морфемика открывает свои секреты!
А в конце урока вы сами оцените свою работу.
2) Актуализация опорных знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые Базовые учебные действия |
Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание |
1.Коррекционная минутка.
-Давайте откроем тетради и запишем число.
Учитель обращает внимание на правильное расположение тетради на парте и правильную посадку за партами.
-Запишите число. Классная работа. Как мы учимся писать на уроке русского языка? (Красиво и правильно)
Наш сегодняшний урок начнём с коррекционной минутки. Обучающиеся работают с карточками. Развитие внимания и мышления.
2. Работа с презентацией. Устно.
- Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте соберем рюкзак знаний. А что мы с вами с собой возьмем? Знания, которые помогут нам в путешествии.
Продолжи предложение:
Морфемика – наука, которая изучает . . . .
Морфема – это часть . . .
Я знаю морфемы: . . ., . . ., . . ., . . .
Молодцы! Страна Морфемика радостью открывает двери
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
-
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
Постановка учебной задачи | Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. | Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. |
Итак, мы с вами попали в страну Морфемику. Кто здесь живет? А теперь угадайте: кто ждет нас в гости, чтобы поделиться своей мудростью? Чьи секреты мы сегодня будем собирать?
Уберите повторяющиеся буквы в словах и узнаете.
ТКТОТРТЕТНТЬТ УСУЛУОУВУАУ
КОРЕНЬ СЛОВА
Верно, ребята! Сегодня на уроке мы отправляемся в гости к Корню слова, чтобы узнать все его секреты и научиться правильно находить корень в слове. В тетрадях запишите тему.
4) Первичное закрепление знаний и умений учащихся.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
Построение проекта выхода из затруднения | Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
1.Давайте обратимся к презентации. Раскрывает секреты корня. Их 4. Выполняем задания презентации.
Раскрываем первый секрет! На нашем пути первый секрет. Для того чтобы раскрыть 1 секрет, нужно выполнить задание, которое оставил нам КОРЕНЬ.
?
Хлеб –уш-ек
-ец
Хлеб -ниц-а
Хлеб -н-ый
- Посмотрите внимательно, какие морфемы вы видите?
- Какая морфема потерялась?
- Можно ли без корня понять значение слова? Задание: запишите слова и выделите главную значимую часть.
Вывод (1 секрет): Корень – главная значимая часть слова.
Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 1 секрет!
Раскрываем второй секрет!
Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ
- Что общего у всех слов? Значение
- Как называются слова, каждого дерева? Однокоренные
- В какой морфеме заключено общее лексическое значение?
- Назовите эту морфему
- А теперь присмотритесь внимательнее: Все ли слова с этого дерева? Все ли слова являются однокоренными?
Задание: найти слова с другим лексическим значением. Придумать 2 предложения со словами ПРОВОД и ВОДА.
Вывод (2 секрет): В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.
Найди лишнее слово по значению. (У ребят на парте прикреплен лист со словами. Учащиеся работают в парах. Задание: взять лист, найти лишнее слово, объяснить значение)
1 парта Соль, солонка, солнце
2 парта Лес, лестница, лесник.
3 парта Больной, больница, большой.
4 парта Гора, горный, гореть.
5 парта Нос, выносить, носовой
6 парта Косичка, косить, покос.
ПРОВЕРКА.
Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 2 секрет!
Раскрываем 3 секрет.
Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ
- Как найти корень в слове?
- В каком столбике записаны слова, помогающие найти корень?
- Как они называются? Как назовем остальные слова?
Задание: найдите корень слова
смелый
Смелому смелость смельчак
Смелого осмелеть смельчаки
Смелых смельчаки смельчакам
Вывод (3 секрет): Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.
Продолжи ряд однокоренных слов, чтобы правильно выделить корень. Учащиеся выполняют задание на выбор:
1 –вариант 2 – вариант
Грязный Темный
Грязненький темнота
Грязнуля потемнеть
Загрязнить затемнение
ГРЯЗЬ, грязевый ПОТЕМКИ, темень
ПРОВЕРКА
Молодцы! Ребята, мы с вами положили в наш рюкзак знаний 3 секрет!
Раскрываем 4 секрет!
Для того чтобы раскрыть секрет, нужно выполнить задание КОРНЯ
Заполни таблицу, подбери однокоренные слова.
| сад | груз | вар |
Существительное (кто?) | | | |
Существительное (что?) | | | |
Прилагательное (какой?) | | | |
Глагол (что делать?) | | | |
ПРОВЕРКА (по цепочке)
Вывод (4 секрет): Однокоренные слова могут быть одной частью речи, а могут относится к разным частям речи.
Работа с заданиями в презентации. Устно.
Физкультминутка «Зарядка»
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
Обобщение новых знаний | Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. | Выполняют задания с объяснением | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. |
1.Работа в парах. Советуются друг с другом. Стр. 37 Работа по составлению слов при помощи морфем.
2.Устная работа с упр. 46 стр. 38 и правилом.
3.Письменная работа с упр. 48. Стр. 39 составление диалога, выделение корней в однокоренных словах.
6.Индивидуальная (дифференцированная) работа
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону | Организует деятельность по применению новых знаний | Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
1.Работа обучающихся с упр. 47 стр. 38 . Развитие умения доказывать, что слова однокоренные. Слабым помогает учитель.
2.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Стр. 38 упр. 46 по заданию.
7.Рефлексия (подведение итогов занятия)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые универсальные учебные действия |
Рефлексия деятельности | Организует рефлексию | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
- Что нового узнали? Закончи фразу «Я сегодня на уроке…»
- Какие задания вам понравились? Почему?
- Кто испытывал трудности? Закончи фразу « Мне было трудно… Оцените свою работу на уроке.