
КГУ «Средняя школа №1 им.М.В.Инюшина г.Серебрянска»
Конспект открытого урока 1 «Б» класс
Тема: Что такое предложение?
Учитель:Мархилева Ю.В.
2018 уч.г.
Тема: Предложение. Текст.
Цель: дать учащимся представление о том, что такое предложение, текст совершенствовать у них умение самостоятельно составлять высказывания; развивать связную речь учащихся; воспитывать любовь к родному слову.
Ученик научится:
-различать тексты, наборы предложений
-устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между предложений в тексте
-сочинять тексты по рисункам
-составлять предложения по рисункам
Оборудование: предметные картинки, карточки для работы в парах.
Ход урока:
Организационный момент.
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Каждый день – всегда, везде,
На уроке и в игре
Смело, чётко говорим,
И красиво все сидим.
- У нас сегодня на уроке гости, давайте поздороваемся, садитесь!
Актуализация знаний.
Нужно составить слова из слогов. «Кто больше»
Дерево слогов. (работа индивидуально)
Кто составил сколько слов?
Что мы с вами сейчас делали? Составляли слова.
Целеполагание. Сообщение темы.
- Прочитайте тему. (Что такое текст?) что мы узнаем сегодня на уроке?
Сегодня на уроке мы с вами узнаем что такое текст.
-Из чего состоят слова? Из слогов.
– Из чего состоят предложение? ( Из слов.)
– Как связаны слова в предложении? ( По смыслу.)
– Что выражает предложение? ( Законченную мысль.)
– Что надо знать, чтобы правильно записать предложение? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка)
-А как мы с вами общаемся? С помощью речи.
- Скажите, для чего нужна речь? (чтобы общаться, говорить)
- Какая бывает речь? (устная и письменная)
- Как мы используем устную речь? (устную речь мы слышим и произносим)
- Молодцы! На вопросы ответили правильно.
К нам сегодня так же гости пришли лесные гости. А кто они мы узнаем отгадав загадки.
Ёж
Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами. Придумайте предложение со словом еж.
Заяц
Ушастый зверёк —
Скок на пенёк!
Никого не обижает,
А всех сам боится. Придумайте предложение со словом заяц.
Лиса
Рыжая хозяюшка
из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
и с собой унесла. Придумайте предложение со словом лиса.
Медведь
Кто в глухом лесу живёт,
Любит есть малину, мёд?
Зимой спит,
Летом ульи ворошит. Придумайте предложение со словом медведь.
Белка
По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, а не лисица.
По деревьям — скок да скок —
Живой порхает огонёк. Придумайте предложение со словом белка.
- Молодцы! Вы составляли слова и предложения, а как вы думаете, является ли это текстом?
ФИЗМИНУТКА (ЛЕСНАЯ)
В лесу
Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
Первичное осмысление Работа по теме урока.
Работа в группах.
- У вас на партах в конверте №1 лежат карточки с предложениями. Вам необходимо расположить эти предложения так, чтобы получился текст.
О чем у вас текст? Прочитайте его.
Чтение текстов.
О чем все ваши тексты? Где живут эти животные?
В лесу очень много деревьев. Мы с вами сегодня тоже вырастим свое дерево. Вы мне сейчас в этом поможете.
Текст самая большая единица речи – вытягиваем вытаскиваем слово «текст» из ствола дерева.
Текст состоит из предложений, связанных по смыслу, вытягиваем слово «предложение» из ветвей.
А предложения состоят из слов, также связанных по смыслу, вытягиваем слово «слова» из листьев.
Что объединяет эти три слова?
Учитель повторяет еще раз связь текста с предложением и словом.
Наши гости благодарят вас.И просят вас раскрасить картинки в конверте №2.
Рефлексия.
Чтобы наши герои вернулись домой нам нужно еще раз вспомнить, что такое текст и предложение?
-Дайте ответ на этот вопрос
-Чему учились на уроке
-Достигли мы цели урока?
-Что было трудным на занятии?
-Что было интересным? Что понравилось выполнять?
Оцените свою работу на нашем светофоре. Конверт №3
Живет в лесу белочка. Гнездо у белки на сосне в дупле. Она сушит грибки и ягодки. Настала холодная зима. Снежком замело поля и тропинки. Трудно зимой искать пищу. А белочка в тепле грызет орешки.
Ёжик один из самых известных лесных жителей. Почти всё тело ежа покрыто иголками. Глаза ежика – словно две черные блестящие бусинки. Днем он сидит в своём укрытии. А ночью бродит по лесу. Всю зиму ёж спит в своём гнезде.
Заяц – житель лесной. Уши длинные, хвостик маленький, задние лапы – сильные. Летом заяц – серый, зимой – белый. Врагов у зайца очень много. Волки, лисы, хищные птицы, всех он опасается. Но догнать и поймать зайца непросто. Днём, как правило, спит, а ночью выходит подкрепиться.
Лисица – очень красивое хищное животное. Шерсть у нее рыжая, хвост длинный и очень пушистый. Мордочка у лисы удлиненная и узкая. А глаза достаточно хитрые. Они часто придумывают различные уловки.
Это помогает лисичкам замести свои следы и добыть пищу.
Медведь – очень крупное животное. Он хорошо плавает и лазит по деревьям. В зимний период медведь мирно спит до весны. В конце зимы в медвежьих берлогах появляются медвежата. Медвежата – большие любители сладкого мёда и ягод.
Самоанализ урока во 1 класса по теме «Что такое текст?»
1.Сегодняшний урок был проведен согласно календарно-тематическому планированию. Тема урока «Что такое текст?».
2. По типу урока - это урок открытия нового знания.
Его цель-
- формировать представление о тексте и предложении как единицах речи;
- актуализировать знания по изученным темам;
- проверить знания детей о правилах оформления предложений на письме.
3. При подготовке урока были учтены следующие особенности учащихся: уровень класса; отношение учащихся к предмету; темп работы класса; отношение к разным видам учебной деятельности; отношение к разным формам учебной работы; общая дисциплина учащихся.
4. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.
6.На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
5. Учебная информация была привлекательна для детей.
7.За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
8. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
9. Затруднения
10. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.
11. Цель урока можно считать достигнутой. Дети познакомились о тексте и предложении как единицах речи и закрепили умения распознавать текст, отдельные предложения.
12. В целом урок можно считать успешным ,потому что цель, поставленная в начале урока была достигнута.
13.Пути совершенствования урока. Повышение познавательной самостоятельности и творческой активности учащихся. Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения познавательной активности учащихся, это способствует повышению качества знаний и выработке необходимых навыков и умений.
Интенсификация учебно-воспитательного процесса на уроке. Чем больше учебно-познавательных действий и операций выполнено учащимися за урок, тем выше интенсивность учебного труда.