СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока дагестанской литературы по теме Омарла Батырай. Жизненный и творческий путь выдающегося даргинского поэта. Песни о любви.(10 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дата:                                                            Учитель: Магомедова С.А. (10 класс) Предмет: дагестанская литература

Тема урока: Омарла Батырай. Жизненный и творческий путь выдающегося даргинского поэта. Песни о любви

Цели урока: 

1. Ознакомить учащихся с творчеством  Омарла Батырая;

2. Развивать устную речь учащихся.

3. Воспитывать любовь и уважение к своему народу и Родине.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, выставка книг.

ИКТ: видеоролик, презентация, словарная работа.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Проверка домашнего задания.

1. Слова, записанные в словари.

2.Фронтальный опрос. Общая историческая обстановка в Дагестане во второй половине XIX века. Присоединение Дагестана к России, борьба горцев под предводительством Шамиля. Развитие литературы в Дагестане. Развитие социальной лирической поэзии.

III. Изучение нового материала

Батырай Омарла — дагестанский поэт, лирик, живший в 19 — ом веке, один из основателей даргинской литературы.Омарла (в переводе с даргинского сын Омара) Батырай родился в селении Урахи Даргинского округа (ныне Сергокалинский район Республики Дагестан). В период жизни поэта, в горах Дагестана не проводилась запись актов гражданского состояния, поэтому отсутствуют точные сведения о годах рождения и смерти поэта, однако большинство биографов склоняется к тому, что 1820—1902 годы являются наиболее вероятными годами жизни и смерти Батырая.

Родители поэта были узденами (сословие свободных людей). Отец поэта Омар отличался крепким здоровьем и мужеством. Ряд обстоятельств вынудил Омара пойти служить нукером к местному хану. Служить нукером Омару пришлось недолго, в одной из схваток он был тяжело ранен, и вскоре умер от полученной раны.

О раннем детстве Батырая мало что неизвестно. Вероятно, это было, типичное детство крестьянского мальчика из горного аула. Современники поэта утверждают, что Батырай был неграмотен. Мать поэта Шамай хорошо знала народные песни и искусно исполняла их. Она не только пела, но и рассказывала детям сказки, стараясь привить им любовь к музыке. Маленький Батырай запоминал напевы, а затем повторял их на своем чунгуре (струнный музыкальный инструмент). Как поэт Батырай сформировался в начале сороковых годов 19-го века.

Батырай не писал длинных поэм, его стихи представляют собой четырёх, или восьмистишия. При жизни Батырая его стихи не записывались, и лишь часть его творчества сохранилась до наших дней. Вообще же, творчество Батырая состоит из трех разделов (частей):

Первый — самый объёмный раздел — это стихи про любовь, и о любви (пример):

Если б в этом грешном миреЯ решился на разбой,О, фарфоровая шейка,Я бы овладел тобой.Если б райские усладыВдруг да предложили мне,Я, конечно, предпочел быЖить с тобою на земле.''Второй раздел — это отвага, храбрость, это стихи о герое (пример):Конь, объезженный тобой,Рушит горы на скаку.Взмахом плети достаёшьВ дальнем небе облака.Как от бури задрожитТрус, настигнутый тобой,И клянусь я: тёмен свет,Если подвиг твой не прав.

Ну и наконец, третья часть творчества — это размышление о жизни и смерти, о молодости и старости, о верности в дружбе, о соседях, врагах, друзьях, о своей судьбе. До наших дней дошли и последние стихи поэта.

Помутнел мой ясный взор,Словно солнце в облаках,И язык мой стал тупым,Точно выщербленный штык.Я согнулся и устал,Как батрак в конце страды,Бренный мир, чтоб ты пропалС тем, кто создавал тебя!

В сентябре 1961 года в городе Избербаш был открыт Государственный даргинский театр, которому было присвоено имя Омарла Батырая

Одна из центральных улиц в Махачкале названа именем поэта.

IV. Просмотр документального  фильма об Омарла Батырае

V. Подведение итога урока.

- Что вы узнали нового на этом уроке? (ответы учащихся)

VI. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворений

VII. Выставление отметок.

- Спасибо за урок. До свидания!

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока дагестанской литературы по теме Омарла Батырай. Жизненный и творческий путь выдающегося даргинского поэта. Песни о любви.(10 класс)»

Дата: Учитель: Магомедова С.А. (10 класс) Предмет: дагестанская литература

Тема урока: Омарла Батырай. Жизненный и творческий путь выдающегося даргинского поэта. Песни о любви

Цели урока: 

1. Ознакомить учащихся с творчеством Омарла Батырая;

2. Развивать устную речь учащихся.

3. Воспитывать любовь и уважение к своему народу и Родине.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, выставка книг.

ИКТ: видеоролик, презентация, словарная работа.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Проверка домашнего задания.

1. Слова, записанные в словари.

2.Фронтальный опрос. Общая историческая обстановка в Дагестане во второй половине XIX века. Присоединение Дагестана к России, борьба горцев под предводительством Шамиля. Развитие литературы в Дагестане. Развитие социальной лирической поэзии.

III. Изучение нового материала

Батырай Омарла — дагестанский поэт, лирик, живший в 19 — ом веке, один из основателей даргинской литературы.Омарла (в переводе с даргинского сын Омара) Батырай родился в селении Урахи Даргинского округа (ныне Сергокалинский район Республики Дагестан). В период жизни поэта, в горах Дагестана не проводилась запись актов гражданского состояния, поэтому отсутствуют точные сведения о годах рождения и смерти поэта, однако большинство биографов склоняется к тому, что 1820—1902 годы являются наиболее вероятными годами жизни и смерти Батырая.

Родители поэта были узденами (сословие свободных людей). Отец поэта Омар отличался крепким здоровьем и мужеством. Ряд обстоятельств вынудил Омара пойти служить нукером к местному хану. Служить нукером Омару пришлось недолго, в одной из схваток он был тяжело ранен, и вскоре умер от полученной раны.

О раннем детстве Батырая мало что неизвестно. Вероятно, это было, типичное детство крестьянского мальчика из горного аула. Современники поэта утверждают, что Батырай был неграмотен. Мать поэта Шамай хорошо знала народные песни и искусно исполняла их. Она не только пела, но и рассказывала детям сказки, стараясь привить им любовь к музыке. Маленький Батырай запоминал напевы, а затем повторял их на своем чунгуре (струнный музыкальный инструмент). Как поэт Батырай сформировался в начале сороковых годов 19-го века.

Батырай не писал длинных поэм, его стихи представляют собой четырёх, или восьмистишия. При жизни Батырая его стихи не записывались, и лишь часть его творчества сохранилась до наших дней. Вообще же, творчество Батырая состоит из трех разделов (частей):

Первый — самый объёмный раздел — это стихи про любовь, и о любви (пример):

Если б в этом грешном миреЯ решился на разбой,О, фарфоровая шейка,Я бы овладел тобой.Если б райские усладыВдруг да предложили мне,Я, конечно, предпочел быЖить с тобою на земле.''Второй раздел — это отвага, храбрость, это стихи о герое (пример):Конь, объезженный тобой,Рушит горы на скаку.Взмахом плети достаёшьВ дальнем небе облака.Как от бури задрожитТрус, настигнутый тобой,И клянусь я: тёмен свет,Если подвиг твой не прав.

Ну и наконец, третья часть творчества — это размышление о жизни и смерти, о молодости и старости, о верности в дружбе, о соседях, врагах, друзьях, о своей судьбе. До наших дней дошли и последние стихи поэта.

Помутнел мой ясный взор,Словно солнце в облаках,И язык мой стал тупым,Точно выщербленный штык.Я согнулся и устал,Как батрак в конце страды,Бренный мир, чтоб ты пропалС тем, кто создавал тебя!

В сентябре 1961 года в городе Избербаш был открыт Государственный даргинский театр, которому было присвоено имя Омарла Батырая

Одна из центральных улиц в Махачкале названа именем поэта.

IV. Просмотр документального фильма об Омарла Батырае

V. Подведение итога урока.

- Что вы узнали нового на этом уроке? (ответы учащихся)

VI. Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворений

VII. Выставление отметок.

- Спасибо за урок. До свидания!