Один из излюбленных вариантов работы в старших классах - игра "Дебаты" на исторические темы. Предполагает серьезную предварительную самостоятельную работу дома. Сложность заключается в том, что ученики в рамках урока должны не знакомиться с фактами, а уже умело манипулировать ими, чтобы вывести и доказать новое суждение. Подобные уроки позволяют формировать навыки логичной, аргументированной речи, приучают слушать и слышать оппонентов, выявлять главное в словах собеседников и обоснованно опровергать их выводы, утверждая собственную позицию.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-дебатов по теме "Красный и белый террор в годы Гражданской войны"»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ИСТОРИИ В 11Б КЛАССЕ.
ДЕБАТЫ «КРАСНЫЙ И БЕЛЫЙ ТЕРРОР В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ»
Цель урока – достичь образовательных результатов:
Личностный результат - осознавать ответственность за судьбу Родины;
Метапредметный результат - уметь анализировать текстовую информацию, критически мыслить, приводить аргументы и доказательства; формулировать собственную позицию, устанавливать логические связи;
Предметный результат - знать основные события, связанные с Гражданской войной в России в начале ХХ века; понимать, в чём трагедия Гражданской войны в России в 1917-1922 гг.; каковы последствия и уроки гражданской войны; уметь работать с различными источниками; извлекать нужную информацию.
Задачи урока:
На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать аргументы и доказательства, критически осмысливать события Гражданской войны в России.
На основе работы с текстом учебника, историческими документам проанализировать разные подходы к решению проблемы.
В ходе коллективного обсуждения осознать трагедию Гражданской войны, её уроки и последствия.
Средства обучения:
Загладин Н.В., Петров Ю.А. История. Конец ХIХ – начало ХХI века: Учебник для 11 класса средних общеобразовательных учебных заведений. – М.: ООО « Русское слово – учебник», 2016.
Жарова Л.Н., Мишина И.А. История Отечества, 1900-1940 гг.: Учеб. кн. для ст. классов сред. учеб. заведений. – М.: Просвещение, 1992.
Предварительная подготовка учащихся:
За неделю до планируемого мероприятия учащиеся поделены на две группы: «белые» т «красные». Представители каждой изучают доступные им материалы и подбирают аргументы , с подтверждающими их ссылками на источники (цитироваие) в защиту своей позиции. Список вопросов, на которые каждый пытается ответить согласно своей политической окраске:
1. Какова суть указанных политических движений?
2. В чем причина войны?
3. На ком лежит ответственность за развязывания террора?
4. Обличительные факты террористической деятельности сторон.
5. Можно ли оправдать террор? (Причины террора)
6. В чём трагедия Гражданской войны?
Ход урока
Вступительное слово учителя:
«Брали на мушку», «ставили к стенке»,
«Списывали в расход» -
Так изменились из года в год
Быта и речи оттенки.
«Хлопнуть», «угробить», «отправить на шлёпку»,
«к Духонину в штаб», «разменять».
Проще и хлеще нельзя передать
Нашу кровавую трепку.
Эти стихи поэт Максимилиан Волошин написал в 1920 г., когда уже отгремели главные сражения Гражданской войны в европейской части нашей страны. Войны, которая унесла жизни почти 15 миллионов человек. Значительная часть из них погибла в следствие террора, развязанного участниками этой братоубийственной войны. Террор — это политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами вплоть до полного физического уничтожения. Сегодня в ходе дебатов нужно осмыслить эту трагедию начала ХХ века. И вместо русских вопросов «Кто виноват?» и «Что делать?» задать другие вопросы: «Кто прав?» и «Что не надо делать?», осознать уроки и последствия разрушительных гражданских войн.
Представление команд ведущими спикерами; жюри, их задачи.
Жеребьевка на право первого голоса.
УЧИТЕЛЬ: Уважаемые команды, согласно жребию вам предоставляется право первыми представить свою политическую программу (её цели, задачи, предполагаемые пути их достижения)
ВЫСТУПЛЕНИЕ КОМАНД по выявленным программным положениям политических движений.
УЧИТЕЛЬ: Попробуйте предположить, в чем причина Гражданской войны?
ВЫСТУПЛЕНИЕ КОМАНД (дебаты с привлечением цитат из источников)
УЧИТЕЛЬ: Как полагают уважаемые оппоненты, кого следует винить в развязывании террора?
ДЕБАТЫ СТОРОН.
УЧИТЕЛЬ: Какие факты террористической деятельности сторон Вам стали известны?
СООБЩЕНИЯ со ссылкой на источник.
УЧИТЕЛЬ; Можно ли оправдать террор?
ДЕБАТЫ.
УЧИТЕЛЬ: В чём трагедия Гражданской войны?
ДЕБАТЫ.
Подведение итогов, выступление судей.
Заключительное слово учителя:
В сегодняшних дебатах прозвучали разные точки зрения о том, можно ли было избежать столь кровавого исхода Гражданской войны в России. Но в истории нет сослагательного наклонения, Гражданская война – это факт, ставший результатом столкновения сил с различными интересами- сторонников и противников советской власти, неодинаково видевших пути решения проблем социально-экономического и политического развития страны, обострявшихся с начала ХХ века. Взаимная нетерпимость, неготовность к диалогу, нежелание искать компромиссные пути решения привели к величайшей трагедии в российской истории.
Дискуссии об отношении к Гражданской войне идут уже не одно десятилетие. Как вы уже поняли, на многие вопросы, которые сегодня возникали, однозначного ответа нет. Требуется вдумчивый подход, лишённый категоричности.
В своё время князь Трубецкой выразил отношение к революции в следующих словах: «Нельзя строить общество на человеконенавистнических чувствах озверевшей массы, ибо животные инстинкты – это те самые центробежные силы, которые рвут на части общественный организм. Кто обращается к ним, тот строит на песке». Неплохо бы это знать сегодняшним руководителям стран, в чьих странах развернулась гражданская война.