1.Совершенствовать умение отличать термины и профессионализмы от общеупотребительных слов с помощью выборочного списывания
2. Формировать умение находить диалектные слова в художественном тексте с помощью выборочного списывания
3. Обогащать словарный запас школьников с помощью словарной работы
4. Формировать умение соотносить устаревшее слово с обозначаемой им реалией с помощью учебного задания (упражнение)
2. Развивать умение аргументировать своё мнение с помощью устного ответа по предмету
3.Развивать устную монологическую речь с помощью организации устного ответа по предмету
http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/12/07/russkiy-yazyk-urok-dlya-5-klassa-ustarevshie-slova
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Примечания |
1.Организационный этап 2.Повторение изученного материала | Метод обучения: слово учителя Приём обучения: ведущее, приветственное, вводное Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста. Запишите в тетрадях дату и тему урока. Теперь откройте дневники, запишите домашнее задание. На прошлом уроке вы с Любовь Петровной говорили о профессионализмах и терминах. Сегодня мы с вами будем продолжать разговор о лексике ограниченного употребления, но сначала повторим предыдущую тему и напишем следующую работу. Метод обучения: списывание Приём обучения: выборочное списывание. Внимание на слайд. Выпишите из предложенных слов только профессионализмы и термины. | Метод учения: слушание Приём учения: глобальное, информативное, нерефлексивное, некритическое Письмо, запись в тетради Метод учения: ответ по предмету Приём учения: письменный ответ по предмету Образец письменного ответа по предмету Сказуемое, аккорд, термометр, уравнение, скальпель, бормашина, инъекция, эскиз, гамма, метафора. | |
| Метод обучения: слово учителя Приём обучения: ведущее, инструктирующее слово Ребята, проверяем. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Внимание на слайд. Если у вашего соседа нет ошибок, поставьте ему 5. Если 1 ошибка - 4. Если больше 2-ух ошибок, ничего не ставьте. | Метод учения: слушание Приём учения: глобальное, информативное, нерефлексивное, некритическое | |
3.Изучение нового материала | Метод обучения: слово учителя Приём обучения: ведущее, инструктирующее слово Ребята, теперь переходим к теме урока. Обратите внимание на слайд. Прочитаем вслух представленный фрагмент текста. Катя. | Метод учения: чтение Приём обучения: выразительное озвученное чтение | |
| Метод обучения: беседа Приём обучения: эвристическая фронтальная Ребята, как вы думаете, почему герой фрагмента не мог понять, о чём идёт речь? | Метод учения: ответ по предмету Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету Образец устного развёрнутого ответа по предмету Герой фрагмента не мог понять, о чём идёт речь, так как эти слова ему незнакомы, он не знает их лексическое значение. | |
| Найдите слова, которые обозначают одно и то же? | Образец устного развёрнутого ответа по предмету Одно и то же обозначают слова «батожья», «стебни», «столбцы», «петушки», «щавель». | |
| Какое слово является общеупотребительным? Что оно значит? | Общеупотребительным является слово «щавель», оно обозначает травянистое растение, употребляемое в пищу. | |
| Метод обучения: слово учителя Приём обучения: ведущее, инструктирующее объяснительное слово Хорошо. Тогда как называются остальные слова? Остальные слова называются диалектными или диалектизмами. На слайде дано определение прочитаем его. Кирилл, прочитай вслух. | Метод учения: чтение Приём обучения: озвученное чтение | |
| Метод учения: беседа Приём учения: репродуктивная, фронтальная Хорошо, ребята, скажите , как вы поняли, какие слова мы называем «диалектными»? Кира. | Метод учения: ответ по предмету Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету Образец устного развёрнутого ответа по предмету Диалектные слова – это такие слова или выражения, которые используется в разговорной и письменной речи жителями определенной местности. | |
| Метод обучения: слово учителя Приём обучения: ведущее, инструктирующее слово Ребята, теперь будем учиться находить эти слова в тексте. Я предлагаю вашему вниманию стихотворение С.Есенина «В хате». Давайте прочитаем его выразительно вслух. Даша, прочитай. | Метод учения: чтение Приём обучения: выразительное озвученное чтение | |
| Метод учения: списывание Приём учения: выборочное списывание Хорошо. Найдите в нём диалектные слова, выпишите их в тетрадь. Потом вместе проверим работу. | Метод учения: ответ по предмету Приём учения: письменный ответ по предмету Образец письменного ответа по предмету Дрочёны, дёжка, паз, печурка, махотка. | |
| Метод обучения: слово учителя Приём обучения: ведущее, инструктирующее слово Ребята, проверяем. Какие слова вы выписали? Настя. У кого не так? | Метод учения: ответ по предмету Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету Образец устного развёрнутого ответа по предмету | |
| Метод обучения: слово учителя Приём обучения: ведущее, инструктирующее слово Хорошо. Теперь внимание на слайд. Запишите в тетрадь лексическое значение этих диалектных слов. | Метод учения: ответ по предмету Приём учения: письменный ответ по предмету | |
| Метод обучения: слово учителя Приём обучения: ведущее, сообщающее слово Ребята, теперь посмотрите, как выглядели эти предметы. (Показ слайдов). | | |
| Метод учения: беседа Приём учения: репродуктивная, фронтальная Ребята, теперь переходим ко второй теме нашего урока: «устаревшие слова». Как вы думаете, почему некоторые слова называются устаревшими, как могут состариться слова, по каким причинам, как вы думаете? Юля. | Метод учения: ответ по предмету Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету Образец устного развёрнутого ответа по предмету (вариант) Предметы, одежда, понятия исчезают из жизни людей, а вместе с ними и слова, которые их называют. Или на смену некоторым словам приходят синонимы. | |
| Метод обучения: слово учителя Приём обучения: ведущее, инструктирующее слово Правильно. Теперь откройте учебник на странице 45. Прочитаем определение вслух. Лиза, прочитай. | Метод учения: чтение Приём обучения: озвученное чтение | |
| Метод обучения: слово учителя Приём обучения: ведущее, инструктирующее слово Хорошо. Как вы поняли, какие слова называют устаревшими? Оля. | Метод учения: ответ по предмету Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету Образец устного развёрнутого ответа по предмету Устаревшими называют слова, вышедшие из живого употребления, или же исчезли те предметы и явления, которые они называли. | |
| Метод обучения: слово учителя Приём обучения: ведущее, инструктирующее слово Правильно. Теперь поработаем с этими словами. Откройте 46 страницу учебника, упражнение 500 письменно. Соотнесите устаревшие слова с современными. По толковому словарику установите значение устаревших слов «шуйца», «десница». | Метод учения: ответ по предмету Приём учения: письменный ответ по предмету Образец письменного ответа по предмету Очи-глаза Ланиты-щёки Уста - рот Рамена-плечи Длань-ладонь Десница-рука | |
| Метод учения: беседа Приём учения: репродуктивная, фронтальная Ребята, проверяем. Серёжа, прочитай, что ты написал. У кого не так? Молодцы. | Метод учения: ответ по предмету Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету | |
4. Обобщение изученного материала. Итог урока. | Метод учения: беседа Приём учения: репродуктивная, фронтальная Итак, ребята, что нового вы сегодня узнали о лексике русского языка? Какие особенные слова в ней встречаются? Чем они отличаются от других слов? | Метод учения: ответ по предмету Приём учения: устный развёрнутый ответ по предмету Образец устного развёрнутого ответа по предмету Сегодня мы узнали, что в русском языке существуют диалектные и устаревшие слова. Диалектные слова характерны для словарного запаса жителей какой-либо определённой области. В разных населённых пунктах один и тот же предмет может называться по- разному. Устаревшие слова – это слова, которые вышли из живого употребления, или же исчезли те предметы и явления, которые они называли. | |
| Спасибо за работу, урок окончен! | | |
Резерв: показывать слайды с рисунками, которые изображают предмет, называемый устаревшим словом. Дети должны устно подобрать это слово, по возможности сказать, что оно значит. Если не будут знать, учитель называет слово и объясняет, что оно значит. | | | |