СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Диалектизмы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материла разрабонан с использованием игровой технологии, частично-поисковой, дифференцированной, элементами проектной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Диалектизмы"»

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Диалектизмы»

Учебник и программа под ред. Е.А.Быстровой.

Цели:

Образовательные: знакомство с диалектизмами как словами, ограниченными в употреблении, видами диалектизмов, особенностями разных диалектов, формирование умения видеть диалектные слова в текстах, подбирать общеупотребительные синонимы, анализировать их роль в художественных текстах.

Развивающие: развитие аналитических способностей учащихся в ходе работы с языковым материалом, активизация мыслительной деятельности через решение проблемных задач.

Воспитательные: прививать интерес к изучению родного языка, любовь к слову.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный дидактический материал.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя (слайд 1)

Спросят меня:

- Что похоже на море?

- Русский язык, - не замедлю с ответом.

Он, словно море, согреет зимою.

Дарит прохладу засушливым летом…

Русский язык – безграничное море!

В глуби морской я дождался улова:

Выловил ключ, открывающий радость,-

Этим ключом было русское слово. (М. Геттуев)

- Предлагаю и вам, ребята, вслед за поэтом Геттуевым тоже спуститься в « глубь морскую» и выловить там ещё незнакомое нам русское слово, ключ к познанию мира, своего народа и себя.

2.Проверка домашнего задания

Учитель: Но прежде чем спускаться в новые глубины, проверим домашнее задание, вспомним

- Какой раздел языка изучаем? (лексикология)

-Что такое лексика?

- Что нового о словах вы узнали в 6 классе? (о лексике общеупотребительной и ограниченной в употреблении)

- Какие ограниченные в употреблении слова вы знаете?(термины, профессионализмы, жаргонизмы) (слайд 2)

-На прошлом уроке мы говорили о профессионализмах. Дома вы должны были составить словарик профессионализмов своего увлечения или записать диалог, «подслушанный» на работе мамы (папы). (слайд 3)Одноклассники угадают, чем вы увлекаетесь, кто по профессии ваши родители.

Чтение учениками домашних работ.

3. Постановка проблемы.

Ребята, вы видели: в схеме осталось пустое окошечко, остался вопрос. (слайд 4) Какие же ещё выделяют слова, ограниченные в употреблении? Прислушаемся к живой речи нашей героини. (слайд 5)

Фрагмент звукозаписи (Я па моладасти у лес крепка любила хадить, шукать грибы, земляницу. Звери у нас в лясу усякия бегають. Вядьмедей, правда, ни бачила никали. Ни знаю, який ён. Ни чутно, штоб яны у нас вадились. А вот вавка сама бачила. Акурат в двух шагах из кустов выпрыгнув. У мяне аж валосся дыбам стали. Но ён сам испужався и бягом в кусты. Гаворють, страшно их у зимку сустреть, галодныя – разарвать магуть.)

Беседа:

- Всё ли вам понятно?

- Значит были в речи слова не общеупотребительные! Приходилось ли вам слышать такие слова ? От кого?

-А вам хочется открыть тайну этих слов?

4. Определение задач урока. (слайд 6)

Пришла пора определить задачи на сегодняшний урок. Что бы вы хотели узнать, чему научиться? (Дети ставят задачи. Например: узнать, как называются эти слова, можно ли найти их в словарях…)

5. Изучение нового материала.

Работа с учебником. Откройте учебник на стр.56, п.13. Самостоятельно прочитайте пункт 1.

-Каким термином называются «бабушкины» слова?

- Чем ограничено их употребление?

Запись темы урока (слайд 7)

Учитель: Диалектизмы составляют основу народного языка людей определенной местности, т.е. говора / наречия / диалекта. Отличаться могут диалекты даже разных деревень, не то чтобы областей!

Например, слово ОВРАГ: балка, буерак, провал, обвал, вершинка, головище, крючка, лог, лощина, размытина, промоина, прорва, яр, яруга….

Моя бабушка Феня Михайловна, которую вы сегодня слышали, - жительница д.Полховка Мглинского района. Наша область расположена на стыке 3-х государств, поэтому в речи местных жителей встречаются словечки и исконно русские, и белорусские, и украинские. Кстати, моя бабушка овраг называет ровком.

Инсценировка. Ребята, знатоки живой русской речи могут по отдельным словам определить место жительства человека. Послушаем одну такую историю. (инсценировка по упр.58)

Упражнение 58. Даль знал , как говорят во всей Руси великой, какие где живут слова и как их произносят. Живую русскую речь Даль слышал, как слышит музыку большой музыкант.

Как –то встретились Далю два монаха с кружкой — сборщики на церковное строение.

-Какого, батюшка, монастыря? — спросил Даль того, что помоложе.

-Соловецкого, родимый.

Даль улыбнулся: «Ох, уж этот "родимый" — в любой сторонке выдаст исконного ярославца».

-А сам не ярославский ли? — продолжал он допытываться. Монах покраснел, смутился.

-Нетути, родимый, я тамодий, соловецкий.

Снова «родимый» и вдобавок эти неповторимые «нетути», «тамодий». Даль расхохотался:

_ Зря таишься, батюшка! Всё знаю! Из Ярославской губернии будешь, Ростовского уезда…

-Не погубите! – монах упал Далю в ноги. Он оказался беглым. (По М.Булатову, В.Порудоминскому)



Беседа.

-Вам знакомо имя В.И.Даля?

-Как он определил, откуда монах родом?



Учитель: выделяют в нашем русском языке 2 основных наречия: южное и северное. Главная особенность южного – аканье (н-р: карова, радной), а северного – оканье (окно, корова,родной). Южное наречие – глаголы на ТЬ – бегають, северное – на Т– бегают.

-К какому наречию отнесем мы наши местные диалекты? (см. карту – южнорусские) (слайд 8)

Исследование.

-Вы заметили, что одни диалектизмы узнаваемы, легко догадаться об их значении, другие – совсем незнакомы. Проведем маленькое исследование и выясним виды диалектизмов. (Дети получают таблицы по рядам, формулируют, чем отличаются диалектизмы от общеупотребительных синонимов, подбирают из предложенных терминов нужный, для обозначения вида диалектизмов.) (слайд 9-10) 1.

Диалектизм

Общеупотребительное слово

Отличия

Вид диалектизма

вовк

волк

звуками

Фонетические

пашпорт

паспорт

говОришь

говорИшь

2.

гуска

гусыня

Словообразовательными

морфемами

словообразовательные


земляница

земляника

3.

бегають

бегают

Особое

словоизменение/окончания


Морфологические

выпрыгнув

выпрыгнул

у мене

у меня



Учитель: Самые интересные, звучащие, как иностранные словечки, - лексические диалектизмы . Это слова, которых нет вообще в литературном языке или они есть, но с другим значением. Н-р: мост (полы), хуста (платок), цибуля (лук), гидлый (некрасивый).

6. Закрепление темы.

Задание 1. Письмо. (слайд 11)

Диалектизмы характерны для устной речи. Но вот у меня в руках письмо бабушки внуку (она постаринке любит их писать, а не по телефону вести важные разговоры).

Здравствуй, мой любый унучек Ванюша. Как же я по тебе соскучилась! Когда ж мы с тобой побачимся? Приезжай – ка к нам на всё лето. Деду поможешь коров пасвить, он тебе уже и пугу новую сделал. А мне пособишь бурачок полоть, цибульку. За коровяками сходим в тот чапыжник , что и летось. А вечерами будем на ганках пить чай и гутарить до темноты. Жду с нетерпением. Твоя бабуля.

Задание: выписать диалектизмы и переведите их на «русский общеупотребительный язык».

В ходе работы возникает проблема : не знаем значения некоторых диалектизмов.

-Что в таких случаях приходит к нам на помощь?(словарь)

-Как вы думаете, можно ли диалектизмы найти в словаре?

Учитель сообщает об особой помете ОБЛ. в толковых словарях, о специальных диалектных словарях разных областей. В Брянске такой словарь издан в 2007 году. (слайд 12) Но первый, кто заинтересовался диалектизмами, стал их собирать и оставил нам неоценимый труд, был Владимир Иванович Даль.

2. Сообщение ученика о В.И.Дале. (слайд 13)

Чего только не собирают люди! книги, картины, автомобили… А вот Владимир Иванович Даль собирал слова.

Все началось случайно. Легендой стала история о том, как морозным мартовским днем 1819 г. ехал он из Петербурга в Москву. В санях — двое: ямщик, закутанный в тулуп, и юный мичман Даль. Вдруг ямщик указал кнутом в небо и пробасил: «Замолаживает...» Мичман вынул из кармана записную книжку и записал: «Замолаживать — иначе — пасмурнеть — в Новгородской губернии значит заволакиваться тучками, говоря о небе, клониться к ненастью». С этого слова и начался его «Толковый словарь живого великорусского языка».

Владимир Иванович Даль родился в городе Луганске, в семье врача. В 17 лет окончил морской кадетский корпус, а затем — медицинский факультет в университете в Дерпте (Тарту). За свою жизнь он переменил много профессий: был морским офицером, армейским хирургом, крупным чиновником, и всегда служба потребовала от В.И. Даля частых разъездов по России, что и дало ему возможность услышать живую разговорную речь людей разных деревень

Пятьдесят три года он собирал, составлял и совершенствовал свой словарь. Начав работу юношей, он продолжал ее до самой смерти.. А за неделю до смерти прикованный болезнью к постели В.И. Даль поручает дочери внести в рукопись словаря четыре новых слова, услышанных им от прислуги.

Словарь включает порядка двух сотен тысяч слов и тридцати тысяч поговорок, пословиц, загадок, которые служат для объяснения значения слов. Пристально изучая различные говоры и оттенки речи, Владимир Даль понимал, что богатые сокровища народного языка должны быть собраны, объяснены..

Несколько учеников работают со словарём В.И.Даля , ищут некоторые слова из письма бабушки. Классу показать на экране примеры оформления словарной статьи диалектного слова в словаре Даля. (слайд 14)

Проверь себя! См. на экране «перевод» всех диалектизмов из письма. (Слайд15)

Задание 3. Л. Успенский утверждал : «Областной говор не искажение общерусского языка; это запасное отделение той же великой сокровищницы нашего словарного фонда. И кто знает, какие ещё удивительные находки может сделать в нём внимательный и чуткий наблюдатель!»

Действительно, некоторые слова перешли из этого запасного отделения в общеупотребительную лексику. Узнайте их. (слайд 16)

1)Быстра и рифмуется со словом коза

С прозрачными крылышками ……… (стрекоза)

2) А на ветке висит капля,

И в болоте чахнет … . (цапля)

3)Любимая ягода летней поры

Для бабушек, мам и детворы.

В лесу на поляне растёт ….., (земляника)

В саду называем её мы …… (клубника)

Названье сортов уточнит садовод

И чаю с вареньем душистым нальёт.

4) В походе нужны спички, соль, зажигалка,

Но больше всего резвый ум - …….. (смекалка)

Словарная работа со словами стрекоза, земляника, смекалка.

Задание 4. Девочки получают меню бабушки, мальчики – список того, что они должны починить в хозяйстве вместе с дедушкой. Соотнесите диалектное слово и общеупотребительное. (слайд 17-18)

МЕНЮ бабушки


В помощь дедушке

Жидкая

Пелюшки

Камы

Кокорки

Узвар

Нелупейка

Киёк


Початок кукурузы

Творог

Оладьи

Компот

Неочищенная картошка

Суп

Картофельное пюре

Мосты

Ганки

Пуня

Вокно

Услон

Поличка

прясло

Изгородь

Окно

Сарай

Полка

Крыльцо

Пол

Лавка в избе



-Какое диалектное слово вам понравилось? Почему? Хотели бы вы заменить им общеупотребительное слово?

Задание 5. Учитель: Как вы думаете, можно ли где-то в письменной речи встретить диалектизмы?

Чтение п.3 параграфа.

Беседа: - С какой целью писатели употребляют диалектизмы? (1. Диалектизмы используются как средство речевой характеристики героя. 2. Диалектизмы помогают создать представление о месте, где происходит действие.)

Задание 6. Анализ художественных текстов. Поиск диалектизмов. Определение их роли в произведении.

Дети наизусть читают отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг» и стихотворение С.Есенина «В хате) (слайд 19-20)

- А слыхали вы, ребятки, - начал Ильюша, - что намеднись* у нас на Варнавицах приключилось?

- На плотине – то? – спросил Федя.

-Да, да, на плотине, на прорванной. Вот уж нечистое место, так нечистое, и глухое такое. Кругом всё такие буераки*, овраги, а в оврагах казюли* водятся.

Найдите диалектные слова. Как вы думаете, что они означают?


намеднись – недавно

буерак – яма, наполненная водой

казюля – ядовитая змея (гадюка)

Пахнет рыхлыми драченами*;

У порога в дежке* квас,

Над печурками* точёными

Тараканы лезут в паз*.


Льётся сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц*,

А на лавке за солонкою –

Шелуха сырых яиц.


Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке* крадется

На парное молоко.

……….

Драчёна – кушанье из пшена и яиц.

Заслонка – печная дверка в виде железного листа с ручкой

Дежка – деревянная кадка для кваса

Печурка – углубления в боковой части русской печи.

Паз – щель, дыра

Попелица – пепел

Махотка – глиняный кувшин для молока.

Ухват – род железных вил, с помощью которых ставили и вынимали из печи горшки.



7.Беседа.

-Как вы думаете, количество людей, употребляющих диалектизмы в речи увеличивается или уменьшается? Почему? Какова судьба диалектизмов? (Диалектные слова – нарушение литературной нормы, поэтому мы избегаем их употребления)

Послушайте размышления об этом поэта А. Яшина.

(Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение.) (слайд 21)

Родные, знакомые с детства слова

Уходят из обихода:

В полях поляши - тетерева

Летятина - дичь,

Пересмешки - молва,

Залавок - подобье комода.

Не допускаются в словари

Из сельского лексикона:

Сугрёвушка,

Фыпики - снегири,

Дежень,

Воркуны вне закона.

Слова исчезают, как пестери,

Как прясницы и веретёна.

…………………………………………

Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства.
И я ничего не хочу уступать

Из вверенного наследства.
Но как отстоять его,
Не растерять,
И есть ли такие средства?



сугрёвушка - родной, милый, сердечный
дежень - квашеное молоко;
воркун - голубь, сильно и много воркующий;
пестерь - приспособление для переноски тяжестей, например, сена;
прясница - приспособление для прядения без веретена.

Беседа.

- О чём грустит поэт? Что его волнует?

- Стоит ли употреблять в речи диалектизмы?

-А нужно ли сохранять «милые с детства слова»? (В диалектах запечатлён самобытный язык русского народа, в отдельных говорах сохранились формы древнерусской речи, изучая которые, учёные делают выводы о том, как развивался наш язык.. Подобно тому, как хранятся в музеях памятники старины (одежда, орудия труда, домашняя утварь), так мы должны беречь и слова. Это часть истории, культуры. Наш долг – сохранить эти сокровища живой речи.

7.Домашнее задание. (слайд 22)Л.Леонов говорил: ««Умейте благоговейно слушать народную речь. Это такая же радость, как сидеть у родника и следить за игрой живых подземных струек».

Прислушайтесь к роднику, звучащему вокруг вас, позвоните сегодня бабушкам, дедушкам, прабабушкам, поговорите с ними. Запишите услышанные диалектизмы.

Задание А.

Задание Б.

Диалектные слова обычно записывают на словарные карточки, образцы которых перед вами.

1. Слово. 2. Его значение. 3.Пример в употреблении. 4. Место записи (населенный пункт, район, область), 5. Фамилия собирателя. 6. Год записи. 7. Фамилия информатора, от которого произведена запись. Например:

  Буйный – крупный, больших размеров.

Картошка в этом году у нас буйная.

д .Добрунь, Брянского района.

И. Иванов. 2013 год.

Информатор: П. Сидоров, 72 года.



Мини-сочинение

«Самое доброе слово»

или

«Загадка слова»



8.Подведение итогов урока, выставление оценок. (слайд 23)

Я узнал, что …

Я научился …

Обязательно надо запомнить, что …

Мне понравилось …

Мне показалось сложным …






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!