3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 5 мин. | Ежедневно вокруг нас происходят различные явления, и в большинстве случаев вы можете предсказать, чем закончатся эти явления. Например, предскажите, чем закончатся следующие события: если бельё разного цвета замочить вместе, то оно …окрасится. если огурцы на несколько дней положили в рассол, то они …станут солеными. если распылить освежитель воздуха, то…запах распространится по комнате. если бросить несколько крупинок марганцовки в стакан с водой, то…вода окраситься. Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Итак, давая свои ответы, вы опирались на знания, полученные на уроках природоведения и наблюдения из повседневной жизни. Но чтобы объяснить эти явления нам необходимо знать не только строение вещества, но и как движутся молекулы, от чего зависит скорость движения молекул. «Черный ящик» На столе стоит закрытый черный ящик, в котором лежит порезанный на дольки апельсин. Открыть черный ящик и задать ребятам вопрос: «Что в чёрном ящике?» По кабинету начнет распространяться запах апельсина, который через некоторое время почувствуют ученики. Обратить внимание на то, какие ученики почувствуют этот запах первыми (те, которые ближе сидят к черному ящику) Подведение к теме урока: Как вы узнали, что в черном ящике? Почему вы почувствовали запах? Каким образом запах распространяется по кабинету? Выдвижение гипотез: - Кто-нибудь уже догадался, о чём сегодня пойдет речь на уроке? - Попробуйте сами определить тему урока? Проблемный вопрос. Итак, о чем у нас сейчас идет речь? (о распространении запаха) Что помогло нам ответить на этот вопрос? (знания о строении вещества) Подведение к цели урока: -А видели ли вы когда-нибудь как смешиваются еще какие-нибудь вещества в природе? Ну хорошо, я надеюсь, что после выполненных экспериментов, вам удастся более точно сформулировать тему и цели урока. Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: получить представление о движении молекул, установить, что влияет на скорость движения молекул, что такое диффузия. | Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения о том, что лежит в чёрном ящике. Пытаются самостоятельно определить тему урока. Приводят примеры. Высказывают свои предположения. |
3.Организационно–деятельностный этап. 13 мин. Физ.минутка | Учитель: Сейчас мы с вами выполним эксперименты (класс делится на группы). Ваша задача постараться сделать вывод по каждому заданию. Учитель: У вас на партах лежат конверты с заданиями. Возьмите карточку №1 и выполните предложенное задание. Задание 1. оборудование: пробирка с ватой, смоченной духами. Эксперимент: 1) Откройте на короткое время пробирку с ватой, смоченной духами. Закройте пробирку. 2) Что вы почувствовали? 3) Как это можно объяснить? Возьмите карточку №2 и выполните предложенное задание. Задание 2. Оборудование: стакан с водой, кусочек твёрдого тела - гуаши. Эксперимент: 1) Отпустить кусочек гуаши в воду. 2) Пронаблюдать за процессом. 3) В выводе ответьте на вопрос: Что происходит с гуашью в воде. Возьмите карточку №3 и выполните задание. Задание 3. Оборудование: два стакана с холодной и горячей водой, два пакетика чая. Эксперимент: 1) Опустить одновременно два пакетика в стаканы с водой. 2) Пронаблюдать за процессом в обоих стаканах. 3) В выводе ответьте на вопрос: Что происходит с чайным пакетиком в воде? Чем отличаются процессы в стаканах с горячей и холодной водой? И так вы провели эксперименты. Какую гипотезу вы можете выдвинуть? Теперь немного отдохнём. Учитель: предлагаю вам поиграть в игру «Я – молекула» Учитель говорит: В сосуде газ. В сосуде жидкость. Твердое тело. В сосуде вода и краска -Обобщить проведенные рассуждения и сформулировать точную тему урока. Записать тему урока в тетрадях. Организация работы по определению понятия «диффузия» Самостоятельная работа по изучению нового материала: А сейчас, мы поработаем с учебником. Вам нужно прочитать параграф 10 и с помощью него заполнить таблицы. Класс делится на группы, и каждая группа получает своё задание: 1 группа: явление диффузии в газах 2 группа: явление диффузии в жидкостях 3 группа: диффузия в твёрдых телах (Показ видеоролика о перемешивании молекул одного вещества среди молекул другого.) Обсуждение заполнения таблиц (слайд 1) | Учащиеся работают в парах, объясняют опыт: молекулы духов проникают среди молекул воздуха кабинета. Учащиеся работают в парах и объясняют опыт. Учащиеся пытаются сформулировать определение. В таблицу "строение вещества" записывают определение диффузии Учащиеся выдвигают гипотезу: Диффузия в газах происходит быстрее, чем в жидкостях. Учащиеся объясняют. Учащиеся высказывают свои предположения. Учащиеся работают в парах с предложенным, оборудованием по плану. Формулируют вывод: Чем выше температура, тем быстрее происходит диффузия. Отвечают на вопросы учителя (фронтально). Ребята встают у своих мест. Им предлагается играть роль молекулы Учащиеся своим поведением показывают поведение молекул. Сформулировать и записать тему урока в тетрадь Работают с учебником, читают определение Заполняют таблицы и делают вывод. Ребята проводят эксперимент и делают выводы. |
4. Первичное усвоение новых знаний 10 мин. | Просмотр слайдов «Диффузия в жизни». На каждой картинке слайда найти проявление диффузии: Скунсовые (Некоторые животные выпускают пахучее вещество с целью защиты от хищников) Букет цветов (запах цветов мы чувствуем благодаря диффузии) Декоративная свеча (из-за смешивания молекул красителя и молекул воска свечи получаются разных цветов) Банки с консервированными овощами (при консервировании происходит взаимное проникновение молекул соли между молекулами овощей) Давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Выполните в группах тест по теме «Диффузия». Выполнение теста. 1. К какому классу понятий относится диффузия? А) к физической величине; Б) к физической единице измерения; В) к физическому явлению. 2.Что является причиной явления диффузии? А) движение молекул; Б) наличие промежутков; В) размеры молекул. 3.В каком состоянии вещества диффузия протекает наиболее быстро? А) в газообразном Б) в твердом В) в жидком 4.Укажите пример диффузии в жидкостях. А) запах духов распространяется в комнате. Б) спирт растворяется в воде. В) запах нафталина распространяется в воздухе. 5.Что является причиной увеличения скорости диффузии с ростом температуры тела? А) увеличение промежутков между молекулами Б) увеличение беспорядочности движения молекул. В) увеличение скорости движения молекул. Учитель. Проверим правильность выполнения. (Ответы на доске) | Работают в группах. Каждая группа дает ответы на поставленные вопросы. Просматривают картинки на слайдах и пытаются объяснить наблюдаемые явления диффузии в природе и быту |
6. Домашнее задание 2 мин. | Задание на дом Учебник: § 10, ответить на вопросы после параграфа, задание № 2, с .29. Задания по желанию: нарисовать рисунок на тему: «Диффузия у меня дома»; подготовить доклад на тему: «Применение диффузии в жизни человека». | Записывают д/з в дневник, задают возникающие вопросы |