СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка соответствует уроку по ФГОС, с применением технологии проблемного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах"»

Предмет

Физика

Класс

7

Тема урока

Диффузия в твердых тела, жидкостях и газах. Скорость движения молекул и температура тела

Педагогическая цель урока

  • Познакомить обучающихся с диффузией в газах, жидкостях и твердых телах;

  • Обосновать связь между температурой тела и скоростью движения молекул;

Задачи урока



  • рассмотреть движение молекул в твердых телах, жидкостях, газах;

  • сформулировать понятие «диффузия»;

  • показать значение диффузии в жизни живых организмов;

  • организовать коммуникативную деятельность в форме беседы, развивать умения анализировать и делать выводы на основе наблюдения диффузии, развивать умение переходить от частного результата к общему на примере диффузии в живых организмах.

Тип урока

«Открытие» новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • сформировать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности, убежденность в возможности познания природы, а также необходимости разумного использования достижений науки и технологий

  • Овладеть познавательными универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения явления диффузии в газах, жидкостях и твердых телах и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез;

  • уметь воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной формах, выражать свои мысли и выслушивать собеседника, понимать его точку зрения;

  • овладеть эвристическими методами решения проблем, навыками объяснения явления диффузии, развивать способность к монологической и диалогической речи

Ученик научится:

  • объяснять физическое понятие «Диффузия»,

  • определять понятие диффузии,

  • приводить примеры протекания диффузии в твердых телах, жидкостях и газах;

Ученик получит возможность научиться:

  • использовать полученные знания для объяснения условий протекания диффузии;

  • владеть экспериментальным методом исследования при изучении зависимости скорости протекания диффузии от температуры;

  • понимать принципы действия различных приборов, встречающихся в быту;

  • использовать знания о диффузии и скорости ее протекания в повседневной жизни.


Основные понятия

Диффузия, скорость протекания диффузии, молекулы, движение молекул.

Форма проведения урока

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником, эксперимент







Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.

Организационный этап.

1 мин.

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей.





2. Повторение изученного материала.

3 мин.


Физический диктант "Продолжи фразу"

На столе листы с текстом физического диктанта.

  1. Все вещества состоят из …

  2. Между частицами есть …

  3. При нагревании объём тела …

  4. При охлаждении объем тела …

  5. Молекула - …

  6. Молекулы одного и того же вещества …

  7. Частицы, из которых состоят молекулы, называются …

  8. Размеры молекул очень…

  9. Молекул в теле огромное …

Проверка.

Ученики записывают продолжение фразы.


3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

5 мин.


Ежедневно вокруг нас происходят различные явления, и в большинстве случаев вы можете предсказать, чем закончатся эти явления.

Например, предскажите, чем закончатся следующие события:

  • если бельё разного цвета замочить вместе, то оно …окрасится.

  • если огурцы на несколько дней положили в рассол, то они …станут солеными.

  • если распылить освежитель воздуха, то…запах распространится по комнате.

  • если бросить несколько крупинок марганцовки в стакан с водой, то…вода окраситься.

Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы?

Итак, давая свои ответы, вы опирались на знания, полученные на уроках природоведения и наблюдения из повседневной жизни. Но чтобы объяснить эти явления нам необходимо знать не только строение вещества, но и как движутся молекулы, от чего зависит скорость движения молекул.


«Черный ящик»

На столе стоит закрытый черный ящик, в котором лежит порезанный на дольки апельсин. Открыть черный ящик и задать ребятам вопрос: «Что в чёрном ящике?»

По кабинету начнет распространяться запах апельсина, который через некоторое время почувствуют ученики. Обратить внимание на то, какие ученики почувствуют этот запах первыми (те, которые ближе сидят к черному ящику)

Подведение к теме урока:

Как вы узнали, что в черном ящике?

Почему вы почувствовали запах?

Каким образом запах распространяется по кабинету?

Выдвижение гипотез:

- Кто-нибудь уже догадался, о чём сегодня пойдет речь на уроке?

- Попробуйте сами определить тему урока?

Проблемный вопрос.

Итак, о чем у нас сейчас идет речь? (о распространении запаха)

Что помогло нам ответить на этот вопрос? (знания о строении вещества)

Подведение к цели урока:

-А видели ли вы когда-нибудь как смешиваются еще какие-нибудь вещества в природе?

  • Как вы думаете, какая цель будет стоять перед нами на этом уроке?


Ну хорошо, я надеюсь, что после выполненных экспериментов, вам удастся более точно сформулировать тему и цели урока.


Цель, которую мы ставим сегодня перед собой: получить представление о движении молекул, установить, что влияет на скорость движения молекул, что такое диффузия.





Отвечают на вопросы.










Высказывают свои предположения о том, что лежит в чёрном ящике.






Пытаются самостоятельно определить тему урока.

Приводят примеры.

Высказывают свои предположения.










3.Организационно–деятельностный этап.

13 мин.
























Физ.минутка



Учитель: Сейчас мы с вами выполним эксперименты (класс делится на группы). Ваша задача постараться сделать вывод по каждому заданию.

Учитель: У вас на партах лежат конверты с заданиями. Возьмите карточку №1 и выполните предложенное задание.

Задание 1. оборудование: пробирка с ватой, смоченной духами. Эксперимент:

1) Откройте на короткое время пробирку с ватой, смоченной духами. Закройте пробирку.

2) Что вы почувствовали?

3) Как это можно объяснить?

Возьмите карточку №2 и выполните предложенное задание. Задание 2. Оборудование: стакан с водой, кусочек твёрдого тела - гуаши.

Эксперимент:

1) Отпустить кусочек гуаши в воду.

2) Пронаблюдать за процессом.

3) В выводе ответьте на вопрос: Что происходит с гуашью в воде.

Возьмите карточку №3 и выполните задание.

Задание 3.

Оборудование: два стакана с холодной и горячей водой, два пакетика чая.

Эксперимент:

1) Опустить одновременно два пакетика в стаканы с водой.

2) Пронаблюдать за процессом в обоих стаканах.

3) В выводе ответьте на вопрос: Что происходит с чайным пакетиком в воде? Чем отличаются процессы в стаканах с горячей и холодной водой?


И так вы провели эксперименты. Какую гипотезу вы можете выдвинуть?


Теперь немного отдохнём.












Учитель: предлагаю вам поиграть в игру «Я – молекула»

Учитель говорит:

  1. В сосуде газ.

  2. В сосуде жидкость.

  3. Твердое тело.

  4. В сосуде вода и краска


-Обобщить проведенные рассуждения и сформулировать точную тему урока. Записать тему урока в тетрадях. Организация работы по определению понятия «диффузия»

Самостоятельная работа по изучению нового материала: А сейчас, мы поработаем с учебником. Вам нужно прочитать параграф 10 и с помощью него заполнить таблицы. Класс делится на группы, и каждая группа получает своё задание:

1 группа: явление диффузии в газах

2 группа: явление диффузии в жидкостях

3 группа: диффузия в твёрдых телах

(Показ видеоролика о перемешивании молекул одного вещества среди молекул другого.)

Обсуждение заполнения таблиц (слайд 1)


Учащиеся работают в парах, объясняют опыт: молекулы духов проникают среди молекул воздуха кабинета.






Учащиеся работают в парах и объясняют опыт.



Учащиеся пытаются сформулировать определение.





В таблицу "строение вещества" записывают определение диффузии

Учащиеся выдвигают гипотезу: Диффузия в газах происходит быстрее, чем в жидкостях.

Учащиеся объясняют.


Учащиеся высказывают свои предположения.

Учащиеся работают в парах с предложенным, оборудованием по плану. Формулируют вывод: Чем выше температура, тем быстрее происходит диффузия. Отвечают на вопросы учителя (фронтально).


Ребята встают у своих мест. Им предлагается играть роль молекулы


Учащиеся своим поведением показывают поведение молекул.




Сформулировать и записать тему урока в тетрадь

Работают с учебником, читают определение

Заполняют таблицы

и делают вывод.

Ребята проводят эксперимент и делают выводы.

4. Первичное усвоение новых знаний

10 мин.




Просмотр слайдов «Диффузия в жизни». На каждой картинке слайда найти проявление диффузии:

  • Скунсовые (Некоторые животные выпускают пахучее вещество с целью защиты от хищников)

  • Букет цветов (запах цветов мы чувствуем благодаря диффузии)

  • Декоративная свеча (из-за смешивания молекул красителя и молекул воска свечи получаются разных цветов)

  • Банки с консервированными овощами (при консервировании происходит взаимное проникновение молекул соли между молекулами овощей)

Давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему. Выполните в группах тест по теме «Диффузия».

Выполнение теста.

1. К какому классу понятий относится диффузия?

А) к физической величине;

Б) к физической единице измерения;

В) к физическому явлению.

2.Что является причиной явления диффузии?

А) движение молекул;

Б) наличие промежутков;

В) размеры молекул.

3.В каком состоянии вещества диффузия протекает наиболее быстро?

А) в газообразном

Б) в твердом

В) в жидком

4.Укажите пример диффузии в жидкостях.

А) запах духов распространяется в комнате.

Б) спирт растворяется в воде.

В) запах нафталина распространяется в воздухе.

5.Что является причиной увеличения скорости диффузии с ростом температуры тела?

А) увеличение промежутков между молекулами

Б) увеличение беспорядочности движения молекул.

В) увеличение скорости движения молекул.

Учитель. Проверим правильность выполнения. (Ответы на доске)


1

2

3

4

5

В

А

А

Б

В




Работают в группах. Каждая группа дает ответы на поставленные вопросы.


Просматривают картинки на слайдах и пытаются объяснить наблюдаемые явления диффузии в природе и быту


5. Рефлексия (подведение итогов занятия)

5 мин.




- А сейчас я попрошу вас оценить свою работу на уроке (выставить и прокомментировать оценки за работу на уроке)


Принимают участие в игре, которая поможет им закрепить полученные знания.





6. Домашнее задание

2 мин.


Задание на дом

Учебник: § 10, ответить на вопросы после параграфа, задание № 2, с .29. Задания по желанию:

  1. нарисовать рисунок на тему: «Диффузия у меня дома»;

  2. подготовить доклад на тему: «Применение диффузии в жизни человека».

Записывают д/з в дневник, задают возникающие вопросы




Физический диктант "Продолжи фразу"

  1. Все вещества состоят из …

  2. Между частицами есть …

  3. При нагревании объём тела …

  4. При охлаждении объем тела …

  5. Молекула - …

  6. Молекулы одного и того же вещества …

  7. Частицы, из которых состоят молекулы, называются …

  8. Размеры молекул очень…

  9. Молекул в теле огромное …




Задание 1. оборудование: пробирка с ватой, смоченной духами.

1) Откройте на короткое время пробирку с ватой, смоченной духами. Закройте пробирку.

2) Что вы почувствовали?

3) Как это можно объяснить?


Задание 2. Оборудование: стакан с водой, кусочек твёрдого тела - гуаши.

1) Отпустить кусочек гуаши в воду.

2) Пронаблюдать за процессом.

3) В выводе ответьте на вопрос: Что происходит с гуашью в воде.


Задание 3.

Оборудование: два стакана с холодной и горячей водой, два пакетика чая.

1) Опустить одновременно два пакетика в стаканы с водой.

2) Пронаблюдать за процессом в обоих стаканах.

3) В выводе ответьте на вопрос: Что происходит с чайным пакетиком в воде? Чем отличаются процессы в стаканах с горячей и холодной водой?

Выполнение теста.

1. К какому классу понятий относится диффузия?

А) к физической величине;

Б) к физической единице измерения;

В) к физическому явлению.

2.Что является причиной явления диффузии?

А) движение молекул;

Б) наличие промежутков;

В) размеры молекул.

3.В каком состоянии вещества диффузия протекает наиболее быстро?

А) в газообразном

Б) в твердом

В) в жидком

4.Укажите пример диффузии в жидкостях.

А) запах духов распространяется в комнате.

Б) спирт растворяется в воде.

В) запах нафталина распространяется в воздухе.

5.Что является причиной увеличения скорости диффузии с ростом температуры тела?

А) увеличение промежутков между молекулами

Б) увеличение беспорядочности движения молекул.

В) увеличение скорости движения молекул.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!