СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Дикие птицы утка, гусь, лебедь".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Дикие птицы утка, гусь, лебедь".»

13.03.24 Мир природы и человека 4 класс , № 26

Тема: Дикие птицы: утка, гусь, лебедь.

Цель: учить различать диких и домашних птиц.

Задачи:

Образовательные

  • Актуализировать знания о птицах (внешний вид, как передвигаются, где обитают, чем питаются, какую пользу приносят).

  • Учить дифференцировать домашних и диких птиц.

Коррекционно-развивающие

  • Развивать логическое мышление в процессе нахождения «лишнего» животного; птиц среди других представителей животного мира; домашних и диких птиц.

  • Развивать пространственную ориентировку в пространстве кабинета, на плоскости стола, на рисунке.

  • Учить образовывать существительные множественного числа.

  • Продолжать учить отвечать на вопросы по прослушанному рассказу.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к птицам, желание защищать и оберегать их.

Планируемые результаты:
Личностные:
- воспитание положительного отношения к домашним птицам через понимание пользы, которую они приносят;
Метапредметные:
Регулятивные БУД:
- определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно через постановку проблемы урока;
Коммуникативные БУД:
- развитие умения задавать вопросы и давать правильные, полные и отчетливые ответы на вопросы через участие в беседе по обсуждению домашних и диких птиц;
- составление под руководством учителя небольших рассказов о диких и домашних птицах;
Познавательные БУД:
- сравнение и классификация утки через выявление её отличительных особенностей;
- обогащение и уточнение словаря через проведение словарной работы;
- описание под руководством учителя строения утки, гуся, лебедя и выделение их главных признаков.
Личностные БУД:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной деятельности через постановку и выполнение учебных целей и задач;
Предметные:
- познакомить детей с названием домашних и диких птиц: утка, гусь, лебедь;
- дать основные сведения о строении, питании, образе жизни;
- пополнить словарь детей: предметы и явления - селезень, утка, утёнок, перепонка, признаки – домашние, водоплавающие, нелетающие; действия – плавать, крякать.

Оборудование: учебник 2 часть, рабочая тетрадь ,предметные картинки с изображением диких птиц: воробья, вороны, грача, синицы, лебедя, снегиря, голубя, дятла, совы, ласточки; предметные картинки с изображением домашних птиц: петуха, курицы, индюка, гуся, утки; сюжетная картинка с изображением птиц и других животных; фишки; карточка для графического задания с пунктирным изображением птиц; картинки для установления последовательности событий; картинка с изображение дома и цыплят для закрепления понимания и употребления в собственной речи пространственных предлогов за, к, перед, в, на, под, из;  картинки для дифференциации диких и домашних птиц; цветные карандаши зеленого и коричневого цветов; массажный мячик.

Ход урока

Этап


Действия и слова учителя

Предполагаемые действия и слова обучающихся

I.Организационный момент.

Психологический настрой.

Приветствие. Уточнение названия урока.

- Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у вас всё получится. Поддержите друг друга перед предстоящей работой, опустите ладошки. Улыбнитесь друг другу и подарите тепло, свет, и хорошее настроение.

Мир природы и человека

Работа в парах.

II. Артикуляционная гимнастика.


А)ЧА-ЧА-ЧА! ЧА-ЧА-ЧА!  Птицы нет, черней грача

ЛА-ЛА-ЛА! ЛА-ЛА-ЛА! Есть у птицы два крыла

Б) Цыпленок с курицей,
Пьют чай на улице.


Повторяют за учителем

III.Повторение. Проверка домашнего задания.

- Вспомни, о каких представителях животного мира мы говорили на прошлом занятии?

- Назови насекомых.

- Что общего у всех насекомых?

Перед ребенком выкладываются 4 предметные картинки: бабочка, жук, воробей, кузнечик.

- Назови картинки.

- Есть ли среди этих картинок лишняя? Почему?

- О насекомых

Называют

- Тело состоит из головы, груди, брюшка. У насекомых 6 лапок. На голове есть глаза, рот, усики. У многих насекомых есть крылья.

- Лишняя картинка – воробей, потому что бабочка, жук, кузнечик – это насекомые, а воробей – птица.

IV.Сообщение темы.

Я прочитаю вам отрывок из сказки. А вы послушайте.

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

-Скажите, из какой сказки этот отрывок? 

-Какие птицы унесли мальчика?

Сегодня мы поговорим о таких представителях животного мира, как птицы.












«Гуси-лебеди»

Гуси-лебеди

V.Актуализация знаний о птицах.

Работа по учебнику стр.40-41

-Кто изображён на странице учебника?

- Почему вы так решили?

- Правильно.

- Каких птиц ты еще знаешь?

показывает предметные картинки с изображением птиц: ворона, соловей, воробей, курица, гусь, индюк, утка, петух, ласточка, сова, снегирь, грач.

- Рассмотри рисунки. Среди животных найди птиц. Отметь их фишками.

- Что общего у всех птиц?

-  Чем покрыто тело птиц?

- У всех ли птиц одинаковое оперенье?

- Чем питаются птицы?


- Это птицы.

- У птиц есть крылья, тело покрыто перьями.

Называют

Называет картинки.

- Крылья.

 - Тело птиц покрыто перьями.

- У птиц оперенье разное, разноцветное.

- Птицы питаются насекомыми, ягодами, хлебными крошками, зернами.

VI.Изучение новой темы.

- Есть птицы, которые живут в лесу, в горах, около водоемов (рек, озер, морей). О них никто не заботится. Они сами ищут себе пищу, строят гнезда, заботятся о птенцах. Таких птиц называют дикими. Сможешь назвать диких птиц?

Учитель выставляет предметные картинки с изображением диких птиц: ворона, воробей, сова, дятел, голубь, соловей, снегирь, лебедь.

Игра «Один-много»

- Предлагаю поиграть в игру. Я называю одну птицу, а вы называете слово, когда птиц много.

- Голубь

(синица, ворона, сова, лебедь, дятел, воробей, снегирь)

- Молодцы!!!!

- А как вы думаете, птицы в природе приносят вред или пользу? Почему?

Прослушивание рассказа и ответы на вопросы.

Сказка.

Стояла в лесу красивая сосна. Все лесные жители любовались её прямым стволом и пушистыми ветками. Звери отдыхали в её тени. Птицы пели ей песни. И лишь дятел надоедал ей громким стуком своего крепкого клюва.

«И зачем он стучит целыми днями? Только мешает слушать песни других птиц», - думала сосна.  Но однажды она заболела. Вредные жучки забрались под её кору и стали грызть ствол и ветви. Сосна загрустила. Она уже не радовалась солнышку и нению птиц.

Дятел заметил это и понял, в чем дело. Он быстро вытащил клювом всех жучков из-под коры, и сосна выздоровела. Она больше не сердилась на дятла и с удовольствием слушала, как он стучит по деревьям.

- Почему сосна заболела?

- Какая птица помогла сосне выздороветь?

- Откуда достал дятел вредных жучков?

Рассказ учителя. ( демонстрация наглядности на доске)

– Утка – водоплавающая домашняя птица с удлинённым телом и длинной гибкой шеей. Плоский и заострённый клюв помогает утке добывать корм в воде. Питается утка мелкими улитками, рачками, насекомыми, различными растениями, которые она захватывает вместе с водой, а затем через боковые роговые пластинки воду отцеживает, а оставшуюся пищу проглатывает. Три передних пальца утки соединены кожистой перепонкой, поэтому утка во время плавания загребает лапами, как вёслами. Ноги у уток расположены немного дальше от середины туловища, ближе к задней части туловища. Благодаря такому расположению ног утка ходит по земле, переваливаясь из стороны в сторону. Утки хорошо плавают и ныряют. Над хвостом у уток есть небольшое выпуклое место (копчиковая железа), в котором накапливается жир. Часто можно наблюдать, как утки смазывают этим жиром свои перья. Надавливая клювом на основание хвоста, они выдавливают капли жира, захватывают клювом каждое пёрышко, пропуская его через щель между верхней и нижней половинками клюва. Смазанные таким образом перья не намокают, и утка выходит из воды почти сухой. Выйдя из воды, утка стряхивает оставшиеся капельки воды. Перья у уток бывают разного цвета – серого, белого, чёрного и др. У маленьких, недавно вылупившихся из яиц утят ножки очень слабые. Щипая травку, они часто падают назад. Но зато воды они не боятся, смело прыгают в неё и сразу, же плывут. Мать подзывает детёнышей криком: «Кря-кря».

– Люди разводят уток для получения вкусного мяса. Помещения, в которых утки проводят ночь, строят недалеко от водоёмов.

– Утка несёт яйца, только яйца утки человек не употребляет в пищу. Из яиц вылупляются маленькие … (утята).

Эй, утята, вы куда?

Здесь собачья будка!

Ждёт вас около пруда

Ваша мама …(утка).

Папа утят - Селезень.

– В течение трёх недель утка высиживает яйца, из них появляются утята, похожие на маленькие пушистые комочки. Обсохнув под тёплым материнским крылом, они бегут следом за уткой к реке. Смело входят в воду, с удовольствием плавают и ныряют.

Утка учит малышей находить пищу, прятаться от врагов. Утята ни на шаг не отходят от матери, всюду следуют за ней – ведь главное правило утиной школы такое: плавать рядом с мамой, повторять всё, что она делает.

Каждое утро утиная семья принимает водные процедуры: ныряет и плещется, поднимая сверкающие на солнце брызги. Потом, выбравшись на берег, утки отряхиваются и старательно смазывают каждое пёрышко жиром.

– Как выглядит утка?

– Чем питаются утки?

– Чему учит мама утка своих утят?



Лебедь- одна из самых крупных птиц нашей страны. Лебеди живут парами, выбирая себе спутника один раз в жизни. Они хорошие родители и вместе заботятся о своих птенцах.

Лебеди – перелётные птицы. Весной они прилетают к нам из тёплых стран. В это время они питаются на лугах, где уже есть свежая трава.

Гнёзда эти птицы строят у воды в высокой траве. Летом лебеди кормятся водными растениями.

С наступлением холодов корма становится мало. В это время лебеди собираются в стаи и улетают.

Гусь. Всего на земле существуют четырнадцать видов гусей. Эти птицы относятся к семейству утиных и являются соединительным звеном между утками и лебедями. Они больше уток и меньше лебедей. Шеи у гусей длинные, а ноги относительно высокие. Кормятся гуси в основном на суше. Окраска самцов и самок одинаковая. Гуси линяют раз в году, теряя перья, а с ними и способность летать. Так же как утки и лебеди, гуси при кормлении в воде принимают вертикальную позу головой вниз. Все гуси бесстрашно оберегают свою территорию от непрошеных гостей. Особенно яростно они бросаются на пришельцев во время гнездового периода. Взрослый гусь может в ярости перебить руку человеку и серьёзно искалечить собаку. Наиболее распространён серый гусь. Он предок всех домашних гусей.

Упражнение для глаз «Сова»

- Прежде чем приступить к выполнению другого задания, предлагаю выполнить её любимое упражнение для глаз.

Исходная позиция – стоя перед окном. На счет 1-4 закрыть глаза, на счет 5-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

Упражнение для развития тонкой моторики рук «Птичка»

Ищет птичка и в траве,

И на ветках,

И в листве,

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков!

Графическое задание.

- Обведи и заштрихуй.

Учитель предлагает карточку контурными изображениями птиц: вороны, гуся, индюка, петуха и предлагает обвести каждую птицу и заштриховать в заданном направлении.

- Кто лишний? Почему?

- Правильно. Есть птицы, которые живут рядом с человеком. Человек заботится о них: кормит, строит жилища.

- Назови, каких домашних птиц ты знаешь?

Выставляются предметные картинки с изображением петуха, курицы, индюка, утки, гуся.

- А какую пользу приносят домашние птицы?

- Рассмотри рисунки. Что дает курица человеку?

Игра «Чей ребенок?»

- Сова снова предлагает поиграть. Я буду называть домашнюю птицу, а ты назовешь её детеныша (птенца).

- У курицы?

- У утки?

- У гуся?

- У петуха?

- У индюка?

- Молодцы!!!!

Упражнение «Что сначала, что потом?»

- А теперь посмотри на картинку и расскажи, как появился на свет гусенок? Что было сначала, а что потом?

- А теперь рассмотри картинку и определи, где находится цыпленок?

Называет

- голуби

Отвечает

Касается мячиком каждого пальца левой  и правой рук

Держит мячик в левой руке и скатывает его с правого плеча в ладонь правой руки, затем меняет руки

Катает мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями

Катает мячик по животу круговыми движениями

Касается мячиком каждого пальца левой  и правой рук

- Ворона, потому что это дикая птица, а остальные домашние.



































































































































- Яйца, перья. Из яиц можно сделать яичницу, майонез, добавить в тесто для выпечки; перьями набивают подушки (мягкие), одеяла (теплые).

- Цыпленок.

- Утенок.

- Гусенок.

- Цыпленок.

- Индюшонок.

- Сначала было яйцо, которое лежало в гнезде. Потом из него вылупился желтый маленький гусенок. Гусенок рос и превратился в большого красивого  серого гуся.

- Цыпленок подходит к дому, цыпленок под крыльцом дома, цыпленок выходит из дома, цыпленок перед домом, цыпленок в доме, цыпленок за домом, цыпленок на доме.


VII.Физминутка

На фонарь ворона села,

Посидела, посмотрела.

«Кар! – она сказала громко. –

Не капризничает Ромка?»

Присела.

Повороты головы вправо-влево.

Встать, нахмурить брови, погрозить указательным пальцем левой руки.

Погрозить указательным пальцем правой руки.

VIII.Закрепление

- Вот мы и повторили, что птицы бывают дикими и домашними.

- Разложи картинки с изображением птиц на две стопки: в одну – диких птиц, в другую - домашних.

Работа в тетрадях.

- Рассмотри рисунки. Назови каждую птицу. Распредели птиц на две группы. Обведи каждую группу и назови.

- На картинке нарисованы дикие и домашние птицы. Возле каждой птицы есть квадратик. Если птица дикая -  квадратик нужно закрасить зеленым цветом, а если – домашняя – коричневым.


IX.Итог, оценивание, домашнее задание.

- Хлопни, когда услышишь правильный ответ.

- Мы говорили о насекомых, о рыбах, о птицах.

- Птицы – это бабочка, стрекоза, медведь, ворона, индюк, муравей.

- Тело птиц покрыто шерстью, волосами, перьями.

- Молодцы!

- Где живут дикие птицы?

- Назови диких птиц.

- Назови домашних птиц. Почему они называются домашними?

- Какую пользу приносят дикие/домашние птицы? Оценивание.

Учебник стр.40-41 читать, пересказ, р.т стр.43-44