ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: математика
Учитель: Зильбершер Анна Львовна
Класс: 6-Б
Место проведения урока: МБОУ «Школа-гимназия № 39 им. Крейзера Я. Г.»
г. Симферополя
Номер кабинета: 26
Дата проведения урока: 24.05.2021
Номер урока: 162
Тема урока: «Решение задач с помощью уравнения»
Базовый учебник: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. «Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений» - М.: Мнемозина, 2019.
Цели урока:
образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное повторение изученного; закрепить навыки устного счёта и арифметических действий с многозначными числами; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при изучении темы «Решение задач с помощью уравнения»;
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе;
развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления; развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Необходимое оборудование: доска, мелки разных цветов, раздаточный материал.
Планируемые результаты:
предметные: умение с лёгкостью определять последовательность действий; построение логической цепочки рассуждений; знание и применение формул скорости, времени и расстояния; владение устным счётом при умножении, делении, сложении и вычитании десятичных дробей; закрепление навыков умножения, деления, сложения и вычитания целых чисел;
личностные: умение выделять из текста важную информацию, умение внимательно слушать учителя, работать в парах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения;
метапредметные: умение приводить элементарные примеры из реальной жизни; расширение знаний о родном городе путём математических вычислений; умение обрабатывать информацию; формирование коммуникативной компетенции учащихся.
Структура и ход урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
1. Организац. этап. | Создать благоприят-ный психологичес-кий настрой на работу. | Приветствие, проверка подготовлен-ности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | 2 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения. Познавательные: структурирование собственных знаний. |
2. Постановка темы, цели и задач урока. Актуализация знаний. | Наводящие вопросы, направленные на формирование учащимися темы урока. | Задаёт наводящие вопросы, направленные на формирование учащимися темы, целей и задач урока. | Отвечают на вопросы. Формируют тему, цель и задачи урока. Записывают в тетрадь дату и тему урока. | 3 | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала. | Познавательные: умение производить устные вычисления. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение работать в паре, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | |
3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Самостоятельная работа. Взаимо-проверка. | Обеспечение мотивации обучения, самостоятель-ная работа по теме «Уравнения». | Мотивирует учащихся, раздаёт лис-тики с самостоятель-ной работой, регулирует процесс взаимо-проверки. | Пишут самостоятельную работу, обмени-ваются листиками для осуществле-ния взаимо-проверки. | 15 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в письменной форме; применение полученных знаний и умений в самостоятельной работе. |
4. Физкульт-минутка. | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 1 | Личностные: формирование позитивной самооценки |
5. Применение знаний и умений в новой ситуации. | Выделение из текста важной информации, составление краткого условия задачи. Поиск путей решения задачи. | Акцентирование внимания учащихся на основных моментах. | Коллективная работа, работа у доски. | 20 | Регулятивные: планирование деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
6. Рефлексия (подведение итогов урока). | Дать количествен-ную оценку работы учащихся. | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Подводят итоги собственного усвоения материала. | 2 | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке. |
7. Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | 2 | |
Ход урока
Организационный этап. (2 мин)
Приветствие. Запись в тетради числа. Обсуждение домашнего задания.
Постановка темы, цели и задач урока. Актуализация знаний. (3 мин)
Вопросы:
Ход действий, приводящий к правильному ответу. (Решение)
Проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь. (Задача)
После его решения все переменные превращаются в числа. (Уравнение)
О чём шла речь на прошлом уроке?
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этом уроке?
Постарайтесь сформулировать цель и задачи урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся. Самостоятельная работа. Взаимо-проверка. (15 мин)
Самостоятельная работа по вариантам:
1 вариант
2 вариант
Физкультминутка. (1 мин)
Применение знаний и умений в новой ситуации. (15 мин)
Задача № 1.
Расстояние от Симферополя до Алушты равно 45 км. Одновременно из двух городов навстречу друг другу выехали два велосипедиста и встретились 1,5 ч после выезда. Найдите скорость первого велосипедиста, если она на 2 км/ч меньше скорости второго велосипедиста.
Решение:
45 : 1,5 = 30 (км/ч) – скорость сближения.
Пусть скорость первого велосипедиста равна х км/ч, тогда скорость второго – (х + 2) км/ч, а их общая скорость равна 30 км/ч. Составим и решим уравнение.
х + (х + 2) = 30
2х = 28
х = 14
Ответ: скорость первого велосипедиста равна 14 км/ч.
Задача № 2. (значения изначально округлены до целых)
Площадь самого большого города Крыма, Севастополя, приблизительно составляет 864 км2, что в 8 раз больше площади Керчи. Площадь Симферополя на 1 км2 меньше площади Керчи. Найдите площадь Симферополя, если общая площадь этих трёх городов равна 1079 км2.
Решение:
Возьмём за х км2 площадь Керчи, тогда площадь Севастополя составляет 8х км2, а площадь Симферополя (х – 1) км2. Составим и решим уравнение.
х + 8х + х – 1 = 1079
10х = 1080
х = 108
Площадь Керчи составляет 108 км2, значит, площадь Симферополя – 107 км2.
Ответ: 107 км2.
Задача № 3 (дополнительная).
Два бегуна одновременно стартовали в одном направлении из одной и той же точки замкнутой трассы. Они должны пробежать несколько кругов. Спустя полчаса, когда одному из них оставалось 2 км до окончания первого круга, ему сообщили, что второй бегун пробежал первый круг 3 минуты назад. Найдите скорость первого бегуна, если известно, что она на 6 км/ч меньше скорости второго.
Решение:
Пусть скорость первого бегуна х км/ч, а скорость второго – (х + 6) км/ч. Второй бегун пробежал один круг за 27 минут = 27/60 ч. А первому через 30 минут = 30/60 ч осталось ещё 2 км. Составим и решим уравнение.
27/60(х + 6) – 30/60 х = 2
27х + 162 – 30х = 120
3х = 42
х = 14
Ответ: 14 км/ч.
Рефлексия (подведение итогов урока). (2 мин)
Информация о домашнем задании. (2 мин)
Д/з. Задача:
Численность населения Керчи на 2019 г. приблизительно в 3 раза меньше численности населения Севастополя, и вместе они составляют ¼ численности населения всего Крыма. Найдите численность населения Керчи и Севастополя, если численность населения Крыма приблизительно равна 2 368 000 человек.
Раздаточный материал
1 вариант
1 вариант
1 вариант
1 вариант
1 вариант
2 вариант
2 вариант
2 вариант
2 вариант
2 вариант
Задача № 1.
Расстояние от Симферополя до Алушты равно 45 км. Одновременно из двух городов навстречу друг другу выехали два велосипедиста и встретились 1,5 ч после выезда. Найдите скорость первого велосипедиста, если она на 2 км/ч меньше скорости второго велосипедиста.
Задача № 2. (значения изначально округлены до целых)
Площадь самого большого города Крыма, Севастополя, приблизительно составляет 864 км2, что в 8 раз больше площади Керчи. Площадь Симферополя на 1 км2 меньше площади Керчи. Найдите площадь Симферополя, если общая площадь этих трёх городов равна 1079 км2.
Задача № 3 (дополнительная).
Два бегуна одновременно стартовали в одном направлении из одной и той же точки замкнутой трассы. Они должны пробежать несколько кругов. Спустя полчаса, когда одному из них оставалось 2 км до окончания первого круга, ему сообщили, что второй бегун пробежал первый круг 3 минуты назад. Найдите скорость первого бегуна, если известно, что она на 6 км/ч меньше скорости второго.
Д/з. Задача:
Численность населения Керчи на 2019 г. приблизительно в 3 раза меньше численности населения Севастополя, и вместе они составляют ¼ численности населения всего Крыма. Найдите численность населения Керчи и Севастополя, если численность населения Крыма приблизительно равна 2 368 000 человек.
Задача № 1.
Расстояние от Симферополя до Алушты равно 45 км. Одновременно из двух городов навстречу друг другу выехали два велосипедиста и встретились 1,5 ч после выезда. Найдите скорость первого велосипедиста, если она на 2 км/ч меньше скорости второго велосипедиста.
Задача № 2. (значения изначально округлены до целых)
Площадь самого большого города Крыма, Севастополя, приблизительно составляет 864 км2, что в 8 раз больше площади Керчи. Площадь Симферополя на 1 км2 меньше площади Керчи. Найдите площадь Симферополя, если общая площадь этих трёх городов равна 1079 км2.
Задача № 3 (дополнительная).
Два бегуна одновременно стартовали в одном направлении из одной и той же точки замкнутой трассы. Они должны пробежать несколько кругов. Спустя полчаса, когда одному из них оставалось 2 км до окончания первого круга, ему сообщили, что второй бегун пробежал первый круг 3 минуты назад. Найдите скорость первого бегуна, если известно, что она на 6 км/ч меньше скорости второго.
Д/з. Задача:
Численность населения Керчи на 2019 г. приблизительно в 3 раза меньше численности населения Севастополя, и вместе они составляют ¼ численности населения всего Крыма. Найдите численность населения Керчи и Севастополя, если численность населения Крыма приблизительно равна 2 368 000 человек.
Задача № 1.
Расстояние от Симферополя до Алушты равно 45 км. Одновременно из двух городов навстречу друг другу выехали два велосипедиста и встретились 1,5 ч после выезда. Найдите скорость первого велосипедиста, если она на 2 км/ч меньше скорости второго велосипедиста.
Задача № 2. (значения изначально округлены до целых)
Площадь самого большого города Крыма, Севастополя, приблизительно составляет 864 км2, что в 8 раз больше площади Керчи. Площадь Симферополя на 1 км2 меньше площади Керчи. Найдите площадь Симферополя, если общая площадь этих трёх городов равна 1079 км2.
Задача № 3 (дополнительная).
Два бегуна одновременно стартовали в одном направлении из одной и той же точки замкнутой трассы. Они должны пробежать несколько кругов. Спустя полчаса, когда одному из них оставалось 2 км до окончания первого круга, ему сообщили, что второй бегун пробежал первый круг 3 минуты назад. Найдите скорость первого бегуна, если известно, что она на 6 км/ч меньше скорости второго.
Д/з. Задача:
Численность населения Керчи на 2019 г. приблизительно в 3 раза меньше численности населения Севастополя, и вместе они составляют ¼ численности населения всего Крыма. Найдите численность населения Керчи и Севастополя, если численность населения Крыма приблизительно равна 2 368 000 человек.
1 вариант
2 вариант
1 вариант
2 вариант
2 вариант