СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока для 7 класса по теме "Смутное время"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 7 класса по теме "Смутное время"»

ИСТОРИЯ РОССИИ

Тема урока: « Смутное время»


Конспект урока по истории
в 7 классе

Учитель: Рогова Анна Романовна

Дата проведения: ______

Тип урока: комбинированный урок.

Цели урока: Обучающая:

    • выявить причины, которые способствовали наступлению Смутного времени;

    • рассмотреть основные события, этапы Смуты, социальный состав участников этих событий;

    • определить последствия Смуты.

  • Развивающая:

    • развивать навыки работы с исторической картой, умение работать с документами: анализировать события; строить развернутый ответ на вопрос.

  • Воспитательная:

    • раскрыть решающую роль народных масс в освобождении страны,

    • воспитывать патриотические чувства.

Основные понятия: Смутное время, гражданская война, интервенция, “Семибоярщина”,Первое ополчение, Второе ополчение.

Даты:

октябрь 1604 г. – начало похода Лжедмитрия I на Москву

20 июня 1605 г. – вступление Лжедмитрия I в Москву

1605 – 1606 гг. – правление Лжедмитрия I

17 мая 1606 г. – восстание в Москве

1606 – 1607 гг. – восстание И.И.Болотникова

весна 1608 г. – поход Лжедмитрия II на Москву

1609 г. – осада Смоленска войсками Речи Посполитой

1610 г. - Семибоярщина

1611 г. - создано Первое ополчение

март 1612 г. - создано Второе ополчение

лето-осень 1612 г.- осада Москвы

1613 г. – Земский собор

Оборудование урока:

  • учебник № 20 (О.В. Волобуев, В.А.Клоков, М.В.Пономарев, В.А.Рогожин “Россия и мир с древнейших времен до конца XIX”),

  • историческая карта “Смутные времена в России XVII века”,

  • карточки с заданиями,

  • фрагменты исторических произведений.

 Ход урока

к началу XVII века в России накопилось множество противоречий. Смутное время явилось для России периодом социальных конфликтов, политических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности.

2. Изучение нового материала.

План:

  1. Причины Смуты

  2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг)

  3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг). Восстание И.И.Болотникова.

  4. III этап Смуты (1608 – 1610 гг).

  5. IV, V этапы Смуты. Создание Первого и Второго ополчения.

  6. Последствия и уроки Смуты.

1. Вопрос: В чем же причины Смуты?

Задание: Используя текст учебника (с. 142-143) выделите причины, которые привели к Смуте.

Таким образом, Россия оказалась на грани грандиозного социального взрыва. Нестабильной ситуацией в стране поспешили воспользоваться западные соседи - Речь Посполитая и Швеция. Они были заинтересованы в отторжении западных земель России.

2. I этап Смуты (1604 – 1605 гг)


Все события Смутного времени можно разделить на 5 этапов. Чтобы нам легче было представить, как развивались события, составим хронологическую таблицу “Этапы Смуты”.


№ этапа

( годы)

Царь московский

оппозиция

Событие, даты

I этап

1604 – 1605 гг.

Правительственный лагерь

Борис Годунов

Социальный состав:

  • дворяне, посадские люди, крестьяне

Повстанческий лагерь

Лжедмитрий I

Социальный состав:

  • Дворяне, посадские люди,

  • крестьяне, холопы,

  • казаки

Октябрь 1604 г. – начало похода Лжедмитрия I

Январь 1605 г. – битва под Севском

Май 1605 г. – восстание в царском войске под Кромами

20 июня 1605 г – Лжедмитрий I вступает в Москву

Задание: по ходу объяснения заполнить таблицу. Проверка выполнения задания.

Таким образом, первый этап Смуты закончился победой повстанческих сил.

Вопросы:

  1. почему народ поверил Григорию Отрепьеву и пошел за ним?

  2. какими причинами можно объяснить победу повстанцев на первом этапе Смуты?

  3. 20 мая 1605 года Лжедмитрий I торжественно въезжает в Москву, в июле 1605 г. – торжественно венчается на Царство, а в мае 1606 г. в Москве вспыхивает восстание против “истинного царя”.

Предположите, почему москвичи разочаровались в своем царе

19 мая 1606 г. на Красной площади в цари “выкрикнули” боярина князя Василия Ивановича Шуйского.

Другие княжеско-боярские рода, заседавшие в Думе, хотели получить обещание от царя, что он не превратиться в такого же тирана, как Грозный. Поэтому при вступлении на престол дал крестоцеловальную запись, т.е. письменную клятву, скрепленную целованием креста.

Задание: Работа с документом “Крестоцеловальная запись царя Василия Шуйского” (1606 г.)

Вопросы к документу:

  1. почему в своей крестоцеловальной записи В.Шуйский постоянно ссылался на кровное родство с Рюриком, А.Невским?

  2. что нового этот документ внес или мог внести в политический строй государства?

  3. какой знаменитый документ английской истории напоминает эта крестоцеловальная запись?

Таким образом, историческое значение присяги В.Шуйского состояло не только в ограничении произвола самодержавия, а в том, что это был первый договор царя со своими подданными, робким шагом к правовому государству в России.

Но последовавшие события способствовали тому, что эта возможность была упущена.

3. II этап Смуты (1606 – 1607 гг.)

Вновь в юго-западных уездах стали собираться повстанческие отряды против правительства Василия Шуйского. Верность ему сохраняли дворяне, горожане центра и севера России. Во главе же беглых холопов, казаков, крестьян и дворян южных уездов встал бывший военный холоп – Иван Исаевич Болотников.

Задание: работа с картой “ Смутные времена в России XVII в.”

Вопросы по карте:

  1. где и когда началось восстание И.Болотникова? (лето 1606 г., г. Путивль)

  2. назовите города, которые были заняты восставшими. (Кромы, Калуга, Серпухов, Елец, Мценск, Тула, Коломна).

В конце октября 1606 г. повстанческие армии осадили Москву. Продолжалась она 5 недель – до начала декабря. Постепенно перевес сил перешел к воеводам Шуйского. В битве у Коломенского 2 декабря они одержали победу над восставшими.

  1. покажите город, в который после поражения под Москвой переносится центр восстания (в Калугу).

Болотников в Калуге быстро организовал ее оборону и пополнил войско. Правительственные войска взяли город в осаду, но не полностью блокировали город, и Болотников получил помощь из соседних городов. В мае 1607 г. Болотников разгромил царскую армию под Калугой. Повстанцы ушли в Тулу.

  1. покажите, где закончилось восстание Болотникова. (16 октября 1607 г. в Туле)

В мае 1607 г. начинается осада Тулы правительственными войсками, длившаяся 4 месяца. Потери, страшный голод ослабили силы восставших. К тому же осаждавшие перегородили плотиной р. Уну, на которой стоит Тула, и в городе началось наводнение. Осажденные были вынуждены пойти на переговоры с царем. Они капитулировали в октябре 1607 г. при условии сохранения им жизни. Но царь не сдержал слово – Болотникова, сосланного в Каргополь, ослепили, потом утопили в проруби.

  1. проследите по карте путь восставших.

А теперь вернемся к хронологической таблице и заполним ее

№ этапа

( годы)

Царь московский

оппозиция

Событие, даты

II этап

1606 – 1607 гг.

Правительственный лагерь

Василий Шуйский

Социальный состав:

  • бояре,

  • дворяне и горожане центра и севера России,

  • крестьяне,

  • стрельцы

Повстанческий лагерь

Иван Болотников

Социальный состав:

  • беглые крестьяне,

  • холопы,

  • посадские люди,

  • стрельцы,

  • казаки,

  • часть дворян и бояр противников Шуйского

Август 1606 г. – начало восстания Болотникова

Октябрь – декабрь 1606 г. – осада Москвы восставшими

2 декабря 1606 г. – битва у с. Коломенского

Январь-май 1607 г. – осада правительственными войсками Калуги

Июль-октябрь 1607 г. – осада войсками Шуйского г. Тулы

16 октября 1607 г. – окончание восстания

4. III этап Смуты (1608-1610 гг)

На третьем этапе в события в России вмешались войска Польши и Швеции.

Вопрос: По каким причинам иностранные войска вмешались в события в России?

Ответ найдите в учебнике (с.145-146)

Весна 1608 г. – Лжедмитрий II начал наступление на Москву.


Василий Шуйский заключил союз со Швецией о военной помощи

Март 1610 г. – русско-шведские войска вступили в Москву

1609 г. – польская армия перешла границу России

1609-1611 гг. – осада Смоленска

Поляки ------ Москва--------Тушинцы

Жоклевский

17 июля 1610 г. – власть перешла в руки Семибоярщины. Был заключен договор с поляками об избрании на русский престол польского королевича Владислава.

Задание: заполните в таблице III этап Смутного времени.

№ этапа

( годы)

Царь московский

оппозиция

Событие, даты

III этап

1608– 1610 гг.

 Правительственный лагерь

Василий Шуйский

Социальный состав:

  • бояре, дворяне,

  • стрельцы, горожане,

  • крестьяне

Повстанческий лагерь

Лжедмитрий II

Социальный состав:

  • польские шляхтичи,

  • казаки,

  • бывшие “болотниковцы”

1607 г. – появление Лжедмитрия II

1608 г. осада Москвы, образование Тушинского лагеря.

Февраль 1609 г. – договор со Швецией

1609 – 1611 – осада Смоленска

17 июля 1610г. – Семибоярщина.

5. IV Этап (1610-1611), V Этап (1612 – 1618) Смутного времени

В сентябре 1610 г. в Москву вошел польский гарнизон под командованием полковника Госевского. Польские офицеры завладели ключами от городских ворот и от казны и заправляли всеми делами в Москве, а русские бояре оказались их пленниками. Став хозяином положения, король Сигизмунд больше не желал выполнять условия договора с Семибоярщиной, мечтал о полном покорении Москвы. Он продолжил осаду Смоленска еще год и взял его летом 1611г.

Тем временем шведские наемники, которых приглашало еще правительство Шуйского, так и не дождавшись обещанной им награды, захватили Северо-западный край России вместе с Великим Новгородом. Страна распалась на уезды.

В этих условиях жители страны перестали делиться на сторонников несуществующих правительств и повстанцев. Тушинский лагерь развалился, а Лжедмитрий II вскоре был убит.

Разделение проходило теперь на тех, кто принимал польскую власть, и тех, кто будет бороться с ней.

Задание: Используя текст (Приложение 1), сравнить Первое и Второе ополчение. Почему именно Второе ополчение смогло освободить Москву?

6. Последствия и уроки Смуты.

Итоги:

  1. в январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, на котором новым царем России был избран Михаил Федорович Романов.

  2. в 1617 г. заключен Столбовский мир со Швецией: Россия вернула Новгород, но теряла все побережье Финского залива.

  3. в 1618 г. заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой: Россия уступила Смоленск и ряд городов и земель, расположенных по западной границе.

3. Закрепление.

  1. Задание по карте “Четвертый лишний”
    Найти лишнее и свой ответ объяснить.
    Ярославль, Тула, Путивль, Калуга.

  2. расставьте иллюстрации в хронологической последовательности (Приложение 2)

  3. Смуту часто называют гражданской войной. Согласны ли вы с этим?

  4. когда и почему гражданская война перерастает в национально-освободительную?

4. Домашнее задание:

№20: закончить заполнение таблицы. Написать для учебника истории или словаря справку об одном из деятелей Смутного времени.

















Дополнительный материал:

Важнейшие даты:

1597г. – указ об «урочных летах» 6.01.

1598г. – смерть Федора Иоанновича

1598-1605гг – правление Бориса Годунова

1603г. – восстание Хлопка

1605-1606 гг. – правление Лжедмитрия I

1606-1607 гг. – восстание под руководством И. Болотникова

Выдающиеся личности: Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Иван Болотников.

Смута – колоссальное потрясение для всех основ Московского государства.

СМУТА ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕСЕЧЕНИЕ ДИНАСТИИ, МЕЖДОУСОБИЦЫ БОЯР, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЗРУХА ПОСЛЕ ОПРИЧНИНЫ НЕУРОЖАЙ ГОЛОД СОЦИАЛЬНЫЕ УВЕЛИЧЕНИЕ НАЛОГОВОГО ГНЕТА, УКАЗ ОБ «УРОЧНЫХ ЛЕТАХ»

Борис Годунов- брат жены царя Федора Ивановича и фактический правитель государства при нем. Борис Годунов укреплял центральную власть, опираясь на дворянство; усиливал закрепощение крестьян. «…Предчувствую небесный гром и горе. Мне счастья нет. Я думал свой народ В довольствии, во славе успокоить…» А.С. Пушкин. «Борис Годунов»

Правление Бориса Годунова подошло к концу. Воспользовавшись ослаблением центральной власти, польские магнаты стремятся получить московский престол.


Дмитрий Иванович- (19 октября 1582 — 15 мая 1591) царевич, младший сын Ивана Грозного и Марии Фёдоровны Нагой, седьмой его жены . По словам кормилицы Арины Тучковой: «Она того не уберегла, как пришла на царевича болезнь черная, а у него в те поры был нож в руках, и он ножем покололся, и она царевича взяла к себе на руки, и у нее царевича на руках и не стало».

Лжедмитрий I

+ личности: Подвижный, легко разрешал вопросы, деятельный управитель, не жестокий, активный и простой, демократичный

- личности: нарушал русские традиции, Не спал после обеда, не ходил в баню, в церковь, не снимал в ней шапку.

Иван Исаевич Болотников. В лагерь Болотникова, расположенный близ Москвы в селе Коломенском) стекались не только крестьяне, но и казаки, стрельцы, дворяне из Рязани, Тулы и др. городов. Однако неудачи одна за другой преследовали повстанцев. Сперва неудачная осада Москвы, затем измена нескольких дворянских отрядов. Изменить ситуацию не помогло даже подкрепление силами войск Лжедмитрия II. Правительственные войска оказались сильнее, царь жестоко расправился с руководителями движения, а сам Иван Болотников был казнен.

ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА МАССОВЫЕ КРОВОПРОЛИТИЯ РАСКОЛ ОБЩЕСТВА на НЕСКОЛЬКО ТЕЧЕНИЙ Гражданская война – наиболее острая форма внутренней борьбы в государстве, сопровождающаяся массовым кровопролитием, наличием нескольких полярных течений, которое может расколоть общество.

после разгрома Болотникова смутное время не заканчивается, так как Польша и Швеция силой пытались добыть русский престол, Марина Мнишек, Дочь польского магната Лжедмитрий I Король польский Владислав, сын Сигизмунда III нд III 1566 — 1632) — король польский и великий князь литовский, король шведский (вводится понятие интервенции)

ИНТЕРВЕНЦИЯ военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другой страны, нарушающее её суверенитет.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя