СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока для 8 класса "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка  в 8 классе. Содержит теоретический материал в виде презентации, упражнений для закрепления нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 8 класса "Односоставные предложения. Виды односоставных предложений"»

Конспект урока русского языка в 8 классе

Тема: Односоставные предложения. Виды односоставных предложений.

Цель: дать понятие об односоставных предложениях; ознакомить с видами односоставных предложений; формировать умения правильно определять такие предложения, отличать их от двусоставных; формировать культуру речи учащихся; способствовать развитию познавательного интереса учащихся путём использования развивающее – систематизирующих упражнений, подобранных с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей и способностей учащихся; воспитывать интерес к изучению русского языка

Тип: урок изучения нового материала

Оборудование: учебник, раздаточный и дидактический материал; слайдовая презентация «Односоставные предложения»; ёлка с подарками; листы оценивания, смайлики.

Ход урока

1.Организационный момент ( 1 минута) Слайд № 1 Всем добрый день! Открываем тетради и записываем число, классная работа. Я очень рада вас видеть! Ребята, пожелайте себе и одноклассникам успехов и давайте сегодняшний урок проведём под девизом: «Я буду внимательным! Буду думать, думать, думать! Буду сосредоточенно размышлять! Буду догадлив, старателен!». Слайд № 2 Договорились? 2.Сообщение темы урока ( 5 минут) - Сегодня очень часто задают вопрос, обозначающий жизненную позицию человека (артиста, учёного, политика, чиновника), вопрос, связанный с правилом, которое нужно выполнять или с девизом, которому хочется следовать. – Вам тоже предлагается сформулировать своё жизненное правило или свой девиз ( Например, Тише едешь – дальше будешь.) (Записываются несколько на доске). – А вам интересно узнать, как ответили на эти вопросы опрошенные мной восьмиклассники Новоданиловской общеобразовательной школы? Слайд № 3. Вашему вниманию предлагаются некоторые ответы: *Зажигай! *Жизнь прекрасна! *Правила можно не соблюдать. *Жить и радоваться! *Цыплят по осени считают. – Можно ли по этим высказываниям составить портреты говорящего? (1-энергичный, подвижный; 2- оптимистичный, жизнерадостный; 3 – ироничный, осторожный; 4 – решительный, категоричный; 5 – мудрый, спокойный). – Действительно, говорящие люди разные по характеру, по темпераменту, об этом свидетельствуют разные высказывания. – А что объединяет эти разные высказывания с точки зрения их структуры? (если учащиеся затрудняются с ответом на вопрос, можно предложить обозначить грамматические основы). (Наличие только одного главного члена, в частности сказуемого). – Значит, в этих предложениях отсутствует подлежащее, т.е. действующее лицо. – Как же называются такие предложения ? (односоставные). Слайд № 4: «Что такое односоставное предложение?»

3. Постановка целей и задач ( 3 минуты).

Следовательно, предмет разговора сегодня – односоставные предложения.

Слайд № 5:Запишите тему сегодняшнего урока. Зная тему урока, какую цель мы должны поставить перед собой?

- Что такое односоставное предложение? - Какие бывают односоставные предложения? - Как их различить? - Зачем они нужны говорящему?

Слайд № 6: А вот такую цель поставила я перед уроком. А какими будут задачи на сегодняшний урок? Лист оценивания, смайлики.

4. Понятие об односоставных предложениях

1. Первичная подача материала ( 7 минут)

Мы продолжаем изучать предложение. Вспомните, что мы называем предложением. А какой раздел науки о языке изучает предложение? А с каким разделом связан синтаксис?

А сейчас я приглашаю вас к сотрудничеству. Согласны? На доске я буду вывешивать опорные схемы. Вы внимательно смотрите на схему и помогаете мне по этой схеме и по иллюстрациям на экране составить предложения. Лучшие предложения мы запишем на доске и в тетрадях. Слайды № 7 - 16 ( Составляются предложения, выделяются грамматические основы) 2. Работа с таблицей «Односоставные предложения». Слайд № 17-18 ( 3 минуты)

Используя опорный конспект на экране и схемы на доске, определите вид придуманных предложений.

А сейчас проведём поисковую работу. Откройте свои учебники, внимательно просмотрите теоретический материал и скажите мне, о чём мы ещё не сказали, работая с опорными конспектами и схемами. Кто быстрее найдёт – получит дополнительный смайлик.

Физкультминутка ( 1 минута) Слайд № 19






Зная средство от простуды, мы здоровыми все будем. Есть волшебные точки у нас - нажимай их каждый раз. Точку красную найдём, палец кругом поведём. Точку красную оставим, палец к синенькой приставим. Чтобы нос наш дышал, насморк детям не мешал. Точки жёлтые находим, и опять по кругу водим. Точка зелёная на горле у нас. Находим все дружно её мы сейчас. Пальцем водим по кругу мы снова – из школы домой пойдут дети здоровы. 5.Закрепление нового материала

1. Выборочное списывание. Задание: выписать односоставные предложения, подчеркнуть основу. Слайд №20 На перевале караван задержался. Тянуло вечерней прохладой. * Присаживаемся к костру. * Густой туман, изморось. * С утра морозит. * К вечеру похолодало. * Полярники прислали в зоопарк двух белых медведей. Снежинки медленно падали на сырую землю. 2. Работа с текстом (5 минут) 5 баллов Задание: прочитайте выразительно текст; определите и выпишите различные виды односоставных предложений; докажите свой выбор; обозначьте орфограммы в последнем предложении. (1) Мороз на улице. (2) Заснувшие леса. (3) Я иду лесной просекой по высоким снегам на лыжах к реке. (4) Хочется посмотреть на зимнюю красоту родных мест. (5) Вдруг из-под снега пружинисто выпрямилась зелёная веточка в огрубевших от холода листиках. (6) Поднёс заснеженную вершинку к губам и ласково дохнул на растеньице. (7) И тут же увидел вытаявшие ягоды брусники. (8) Глянцевые, они лежали на моей тёплой ладони. (9) От души радовался неожиданной встрече с жизнелюбивым растением. Слайд № 21: (Взаимопроверка): Назывные – 1, 2. Двусоставные – 3, 5, 8. Определённо-личные – 6, 7, 9. Неопределённо-личные - Безличные – 4. 2.Работа у доски № 1.Задание: распространите второстепенными членами односоставные предложения. ( 1 учащийся) 4 балла Зима. – Наступила долгожданная зима. Вечерний час. – Тихий вечерний час. Стемнело. – На улице быстро стемнело. Ветер. – Сильный пронизывающий ветер. День. – Осенний скучный день. Подморозило. – Подморозило даже лужи на дороге. Каникулы. – Мои любимые каникулы. Подарок. – Каждый из нас мечтает о подарке. №2. Задание ( 2 ученика у доски): 1 ученику – выбрать предложения с главным членом подлежащим (3 балла); 2 ученику – выбрать предложения с главным членом сказуемым. Подчеркнуть грамматические основы. (4 балла) Утро. (1) К ночи вызвездило. (2) Улицы убирают утром. (2) Очень тёплый вечер. (1) Его не было дома. (2) Выжженная степь. (1) Лейся, лейся, песня. (2) Дружбу за деньги не купишь. (2) Читайте книги, любите их. (2) Смеркается. (2) Очень холодная зима. (1) Вечер.(1)

3. Слайд №23. Творческое задание (сопровождается музыкой). (5 минут)- 4 балла

Придумайте несколько предложений (небольшой рассказ) по теме «Птицы и животные зимой», используя разные виды односоставных предложений.



4. Тестирование (на индивидуальных распечатках).

Вариант 1

1. Какое предложение является односоставным?

а) Тиха украинская ночь.

б) На душе светло.

в) Дорожки не расчищены.

г) Он издалека.

2. Какое предложение является неопределённо-личным?

а) Люблю тебя, Петра творенье.

б) Нельзя было думать и об Оренбурге, претерпевающем все бедствия осады.

в) Построили редут.

г) Сказку легко выделить среди других произведений уст­ного народного творчества.

3. В каком предложении глагол-сказуемое имеет значение обобщённого лица?

а) Гусь свинье не товарищ.

б) Открой дверь.

в) На чужой роток не накинешь платок.

г) Извините, меня ждут.

4. Какое предложение является безличным?

а) После драки кулаками не машут.

б) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

в) Не хочу ходить нарядная без сердечного дружка.

г) За ними надо смотреть в оба.

5. В односоставном предложении, входящем в состав слож­ного, укажите способ выражения сказуемого.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

6. Напишите, как вы понимаете смысл этой пословицы.

Вариант 2

1. Какое предложение является односоставным?

а) Земля в цвету.

б) Мне некуда больше спешить.

в) Убрано поле пшеницы.

г) Хороши вечера на Оби.

2. Какое предложение является неопределённо-личным?

а) Мне направо.

б) Ей жить бы хотелось иначе, носить драгоценный наряд.

в) Вилку держим в левой руке, нож — в правой.

г) Хлеб едят, отламывая от него небольшие кусочки.

3. В каком предложении глагол-сказуемое имеет значение обобщённого лица?

а) Соловья баснями не кормят.

б) В садах жгут прошлогоднюю листву.

в) Позвони мне завтра.

г) В гостях хорошо, а дома лучше.

4. Какое предложение является безличным?

а) На тебя заглядеться не диво.

б) Хочешь, я тебя к горам увезу.

в) На сердитых воду возят.

г) Не жди меня скоро.

5. Укажите способ выражения сказуемого в данном предло­жении.

Легко чужими руками жар загребать.

6. Напишите, как вы понимаете смысл этой пословицы.

Слайд № 24

Ответы на тестовые задания. (1 минута)

Вариант 1. 1 -б, 2 -в, 3 -в, 4 – г.

5 – безличной формой глагола «быть» в условном наклонении.

Вариант 2. 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – а.

5 – наречие + инфинитив.

5. Отгадайте зимние загадки и определите вид предложения: ( 2 минуты)

Отгадай зимние загадки и определи вид предложения.

  1. И свистит, и бьёт, а драться с ней нельзя. (Метель)

  2. Мчат, друг дружку обгоняя,

Как одна большая стая. (Снежинки)

  1. Не барашек и не кот –

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы – другого цвета. (Заяц)

  1. Кто, угадай-ка, седая хозяйка?

Тряхнёт перинки –

По миру пушинки. (Зима)

  1. По серебряной дороге отправились в поход.

Устали, отдыхаем, а она себе идёт. (Лыжня).

  1. Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица. (Вьюга)

7.Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз).

7.Домашнее задание (1 минута) Слайд № 25

8.Рефлексия (3 минуты)

1.Слайд № 26

- Какую новую информацию получили, работая на уроке? - Чему научились? - Что было самым трудным? - Что было самым интересным? Ценение. ( 1 минута) Прошу подсчитать ваши баллы и внести в лист оценивания.

2.Слайд № 27 (1 минута) Совсем скоро наступят всеми любимые праздники: день Святого Николая, Новый год. А почему мы любим эти праздники? Забегая наперёд, я поздравляю всех с этими праздниками. На этой ёлочке есть сладкие призы. Как вы думаете, кому принадлежат эти конфеты-подарки?

Приложение

Работа с публицистическим текстом (на индивидуальных распечатках).

Помогите синицам!

(1)Костёр разгорался быстро. (2)Сухие еловые сучья, потрескивая, стреляли красными огоньками. (3)Редкие снежинки, не долетая до пламени, исчезали в синем дыме. (4)Падали на траву недалеко от огня и сразу таяли. (5)В густом ельнике среди веток попискивали синицы.

( 6)Синицы, синицы… (7)Все улетели в тёплые края.

(8)Они остались. (9)Им придется пережить холод и голод.

(10)И стало беспокойно за них.

(11)Недавно сидел дома. (12)Слышу: стук-стук-стук.

(13)Глянул в окно, а там синица. (14)Она будто спрашивала меня: «А поможешь ли мне в зимнюю стужу?»

(15)А много ли нужно заботы людской? (16)Горсточка семечек, малюсенький кусочек сальца, крошки хлеба. (17)Это у каждого из нас найдётся. (18)Только надо пожелать помочь синицам.

(19)Потрескивает костерок. (20)Падают снежинки. (21)Качается ельник.

( По Н.Марихину)

Задание.

  1. Прочитайте выразительно текст. Найдите в тексте различные виды предложений, обоснуйте свой выбор.

  • Назывные №______

  • определённо-личные №__________

  • неопределённо-личное №__________

  • безличные №___________

  • двусоставные №___________

  1. Определите, к какому стилю речи относится текст. Обоснуйте ответ.



Работа у доски № 1. Задание: распространите второстепенными членами односоставные предложения. ( 1 учащийся) Зима. – Снежная холодная зима. Вечерний час. – Стемнело. – Ветер. – День. – Подморозило. – Каникулы. – Подарок. – №2. Задание: выбрать предложения с главным членом подлежащим; Подчеркнуть грамматические основы.

Утро. К ночи вызвездило. Улицы убирают утром. Очень тёплый вечер. Его не было дома. Выжженная степь. Лейся, лейся, песня. Дружбу за деньги не купишь. Читайте книги, любите их. Смеркается. Очень холодная зима. Вечер.

2. Задание: выбрать предложения с главным членом сказуемым. Подчеркнуть грамматические основы.

Утро. К ночи вызвездило. Улицы убирают утром. Очень тёплый вечер. Его не было дома. Выжженная степь. Лейся, лейся, песня. Дружбу за деньги не купишь. Читайте книги, любите их. Смеркается. Очень холодная зима. Вечер.