СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока для 8 класса по теме Численность населения России

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока для 8 класса по теме Численность населения России»



Министерство Образования и Науки

Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Высшего Образования

«Ульяновский Государственный Педагогический Университет

им. И. Н. Ульянова»







Кафедра географии и экологии





План-конспект урока

По курсу: География России. Население и хозяйство»

По теме: «Численность и естественный прирост России»







Конспект урока выполнила

Студентка 5 курса

Группы ГЭ -13-1

Очной формы обучения

Ахтямова М. М.



Ульяновск 2017

Тема

Численность и естественный прирост населения России

Тип

Комбинированный урок

Цель

Формирование представления об особенностях демографической ситуации в России.

Задачи

Образовательные:

Способствовать формированию представлений обучающихся о демографической ситуации России

Способствовать формированию навыков использования информационных технологий.

Способствовать определению причин влияющих на изменение численности населения

Развивающие:

Способствовать развитию умений и навыков работы с картами и статистическими таблицами.

Воспитательные:

Способствовать формированию научного мировоззрения.

Способствовать развитию познавательного интереса к изучению населения России



Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Умение работать в группе, обсуждать, отстаивать свою точку зрения

Организация познавательной деятельности.

Определять цели и задачи.

Выбирать способы достижения цели.

Оценивать результаты деятельности.


Умение работать с настенными картами и картами атласа.

Называть основные религии и показывать распространенность в разных субъектах страны

Организация учебного процесса

Межпредметные связи


Форма работы

История, демография

анализ

синтез

Фронтальная,

Индивидуальная

Средства обучения: учебник, настенная карта социально-экономическая карта России, карта религий России, языковые семьи России, карты атласа

Новые термины: естественный прирост, Демографический взрыв, Демографический кризис, Демографическая политика, Демография, Воспроизводство

Технология изучения темы

Ход урока

Деятельность учащихся , методы обучения по характеру учебной деятельности. Время

  1. Организационный момент

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку, санитарное состояние класса.

  1. Изучение нового материала

Сегодня мы с вами приступаем к изучению нового раздела в нашем курсе. Ребята, вы знаете, на днях я искала в интернете интересные факты по теме, которую нам предстоит изучать, начиная с сегодняшнего дня. Это одна из интереснейших тем, данные которой не остаются постоянными и требуют систематического обновления. Мне попались следующие заголовки:

«Демографический «взрыв» в России», «Вымираем!», «Депопуляция в России», «Замуж за китайца», «Повышение рождаемости в России – вопрос государственной безопасности», «В России зафиксирован естественный прирост населения»…

Как Вы думаете, какую тему нам предстоит изучать?

Предполагаемые ответы: тему «Население», «Демография в России».

Совершенно верно. Запишите тему урока в тетради. 

Мы узнаем сегодня и на последующих уроках, что

- главное богатство страны – это ее население;

- выясним, почему?

- выясним, сколько людей живет в России;

- каким образом определяется этот показатель и зачем;

- узнаем о том, какие науки изучают население;

- познакомимся с результатами последней переписи населения;

- узнаем, что такое е.п., демография, депопуляция и т.д..

Чтобы все новые термины вы лучше запомнили, на следующем уроке проведем словарный диктант.

Словарь: Этнология, Демография, Демографический взрыв, Демографический кризис, Воспроизводство, Естественный прирост, Смертность, Рождаемость.

Сейчас каждый из этих терминов мы разберем и запишем в тетрадь

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись!

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два

Думай, думай голова!



Итак, приступим.

Для начала, давайте попытаемся разобраться с вопросом

– почему эта тема так важна?

- почему именно население – главное богатство страны?

(Нужно знать, сколько людей могут работать, чтобы создавать рабочие места; сколько детей – чтоб знать сколько надо садиков, школ, институтов; сколько пенсионеров – чтобы знать, сколько выплачивать пенсий и др..Т.е., чтобы правильно проводить экономическую политику страны.)

Какие науки занимаются изучением населения, кто поможет разобраться со всеми этими вопросами?

Этнология - (греч. ἔθνος, народ + -логос - учение, наука) — наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их особенности.

Демография - (греч. δῆμος — народ, γράφω — пишу) — наука о закономерностях воспроизводства населения, миграциях, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия. 

Запишите в тетради эти определения.

 Как раньше узнавали численность населения?

С помощью церковных записей, т.е. когда человек рождался его записывали в церковную книгу, а когда умирал его «вычеркивали»

Как же в современном мире проводят учет численности населения? (перепись населения, паспортный стол по выданным паспортам, отделения ЗАГС по регистрации рождения и выдаче свидетельства о смерти)

Почему учитывались только мужчины и мальчики? А женщины не в счет? (Нужно было знать, сколько солдат можно набрать в царскую армию. Тогда служили долго, по 25 лет и это нужно было учитывать.)

П.П.Семёнов-Тян-Шанский выступил инициатором научно организованной первой переписи населения в России. С этого времени учет населения ведется по переписям. Изменение численности населения происходило не только за счет новых территорий, но и за счет естественного прироста.

Давайте запишем определение в тетради

Естественный прирост - разность между числом родившихся и числом умерших за определенный период времени.

Что же такое рождаемость и смертность?

Рождаемость – число родившихся за определенный период времени на тысячу жителей населения.

Смертность – число умерших за определенный период времени на тысячу жителей населения.

Естественный прирост населения может быть положительным и отрицательным. Давайте подумаем и скажем чем они различаются?

Соотношение рождаемости и смертности на 1000 человек - естественный прирост (е.п.) Рассчитывается по формуле: Р-С= Е.П.

Воспроизводство - это процесс естественного движения населения, процесс «производства» людей людьми, включающий – рождаемость, смертность, брачность, разводимость, обеспечивающие непрерывную смену поколений. Или производство себе подобных.

Теперь давайте проанализируем естественный прирост населения в разные годы для этого посмотрим на график смертности и рождаемости на странице 28.

Назовите года, в которые наблюдается положительный естественный прирост? (1990)

Назовите естественный прирост в 2012 году? (-4)

В демографии наблюдаются такие явления как демографический кризис (депопуляция) и демографический взрыв.

Давайте запишем определения в тетрадь

 Демографический взрыв – резкий скачок в численности населения. 

Демографический кризис – резкое сокращение численности населения.

Давайте назовем причины резких перепадов в численности населения.(воины, катастрофы,)

Давайте на странице 30 посмотрим половозрастную пирамиду. Розовым отмечены женщины, голубым – мужчины, в строчке по горизонтали обозначено число, а по вертикали возраст от 0 до 100.

Давайте посмотрим какой возраст преобладает в нашем государстве?(25 -45 и 55-70)

Кого рождается больше, т. е. смотрим строчку от 0 до 5 лет? По каким причинам число мужчин по 25 лет уменьшается? (мальчиков рождается больше)

Попробуйте объяснить по каким причинам в России сейчас очень много пенсионеров? (сейчас пенсионерами являются дети рожденные либо во время войны, либо в послевоенный период)

А теперь давайте рассмотрим причины снижения рождаемости в России.

До революции 1917 года русская семья была одной из самых больших в мире, 8 детей считалось малым числом, обычно их было 12-14.

Иметь троих наследников в представлении русского народа было "необходимым минимумом". Вспомнить хотя бы русскую поговорку: "Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - сын!" Наиболее многодетными были русские крестьянские семьи. Самое большое количество детей, рожденных одной женщиной, 69. Этот рекорд, установленный русской крестьянкой около двухсот лет назад, до сих пор не удалось «побить» ни одной женщине в мире. Первая, из двух жен крестьянина Шуйского уезда Федора Васильева (1707-1782),рожала 27 раз: 16 раз приносила двойняшек -близнецов , 7 раз тройняшек и 4 раза по 4 ребенка. Выжило 67 детей. Причем, большинство из них дожило до взрослого возраста. Об этой уникальной семье 27 февраля 1782 года в Москву из Никольского монастыря была прислана ведомость. Сама Екатерина II отметила сей феномен деторождения. А сегодня он занесен в Книгу рекордов Гиннеса

. Дворянские русские семьи тоже нередко были весьма многодетными. Рекордное число детей в клане российских правителей было у царя Алексея Михайловича — 14,у Петра Первого было 14 детей, у Льва Толстого — 13. Двенадцать детей было у историка Сергея Соловьева.

Почему же сейчас в семьях по 1-реже 2 детей?

Причины снижения рождаемости:

1.снижение детской смертности (до революции 40 %, сейчас -7% - это до года.)

2.появление соцзащиты

3.распад патриархальной семьи

4.эмансипация - уравнивание в правах

5.рост уровня образования

6.рост затрат на образование и воспитание

7. урбанизация

8.неуверенность в завтрашнем дне

9.экологический кризис

10.экономический кризис (снижение уровня жизни)

В результате всего в России появилось понятие – «русский крест».

  1. Закрепление изученного материала

На этом сегодня мы наш разговор закончим. У нас еще много вопросов по данной теме, которые мы будем рассматривать на следующих уроках.

Решите несколько задач по естественному приросту:

Р=1978, С=1990

Р=2000, С= 1906

  1. Рефлексия

Сегодня мы с вами рассмотрели тему численность и естественный прирост нселения.

- Что на уроке вам показалось наиболее интересным?

- Какую информацию вы впервые узнали на уроке?

- Какие новые термины вы изучили сегодня?

  1. Домашнее задание

Параграф 6

Выучить термины и подготовиться к самостоятельной работе

  1. Ответить на вопросы

• Сколько детей было в семье у прабабушки, бабушки, мамы?

• Сколько детей в вашей семье?

• Сколько бы вы хотели иметь детей?

• В каком возрасте вы бы хотели иметь детей?

Какие процессы, происходящие в стране, подтверждают полученные данные.


1 мин























Формулировка темы, целей и задач занятия

Записывают тему занятия в тетрадь
















дети делают наклоны вперед и назад,

Вращение головой

1 мин
















Записывают термины в тетрадь














Отвечают на вопрос
















Записывают термины



Список использованной литературы:

Дронов В. П. Программа основного общего образования 5-9 класс по географии / И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина.- Москва: издательство Дрофа, 2015.- 414 с.

Баринов, Дронов. География России. Население и хозяйство .-М:Дрофа, 2014.- 170 с.

Современный учительский портал[электронный ресурс]/Рабочая программа по географии 5-9 класс.- режим доступа:

http://easyen.ru/load/geografija/5_klass/rabochaja_programma_po_geografii_5_9_klass_v_sootvetstvii_s_fgos/467-1-0-34494