Конспект урока
Дата: 26.11.2019 г.
2 класс
Учитель: Железкина Елена Александровна
Урок: Литературное чтение. УМК «Школа России»
Раздел «О братьях наших меньших»
Тема: «Домашние животные в мирное и военное время», посвященное 75 лет Великой Победы.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: напомнить обучающимся правила обращения с книгами; развивать у них интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, составления рассказа по картинке; отрабатывать навыки выразительного чтения; формировать умение развернуто отвечать на вопросы; воспитывать любовь к животным.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: проявлять бережное отношение к учебнику, уметь выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; иметь мотивы учебной деятельности, установку к работе на результат; осознавать личностный смысл учения.
развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, уметь не создавать конфликтов и находить выходы из разных ситуаций.
Предметные: научиться ориентироваться в прочитанных произведениях, уметь объяснять пословицы по изучаемой теме; знать, что животные сыграли большую роль в жизни человека в годы ВОВ, знать высказывания выдающихся людей о животных и анализировать их.
Метапредметные:
регулятивные: формулировать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать ее и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока; оценивать свою работу на уроке.
познавательные: анализировать научно-познавательный текст, выделять в нем главную мысль;
коммуникативные: отвечать на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи, обсуждать в паре ответы на вопросы учебника, высказывать свою точку зрения.
Образовательные ресурсы. Учебник. Литературное чтение Л.Ф.Климанова. 1 часть 2 класс, рабочая тетрадь . Электронные приложения. Презентация. Раздаточный наглядный материал. Карточки с пословицами, высказываниями, памятки.
Ход урока
I.Организационный момент
С добрым утром, начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
Проверим готовность к уроку, наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Не забываем о правилах осанки за партой и поведения на уроках. Хочешь сказать подними руку.
II. Речевая разминка.
Работаем с карточкой № 1
- Прочитайте стихотворение. Есть желающие?
Собаке отдавил сегодня лапу,
В глазах ее я с ужасом прочел:
«Как жаль, что без хвоста ты, не лохматый,
А то я показала б – что почем!»
И я, немым укором обезволен,
И из меня теперь веревки можно вить, -
Отдам свою обеденную долю,
Чтобы вину свою хоть как-то искупить…
Поиграем в игру Лотатрон. У меня вот такая коробочка в ней лежат заготовленные вопросы, запускаем руку, читаем вслух вопрос и отвечаем. За правильный ответ вы получаете жетон.
- Какое впечатление на вас произвело это стихотворение?
-О ком это стихотворение?
Какую оплошность совершил человек?
А что думает по этому поступку четвероногий друг?
А человек чувствует свою вину?
- Как он решил искупить свою вину перед собакой?
-Прочитайте разной интонацией текст - плаксы, сожаления, сердито, весело.
Чтение разной интонацией.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Человеку верный друг,
Чутко слышу каждый звук.
У меня отличный нюх,
Зоркий глаз и острый слух.
(Собака)
У нее четыре лапки.
Эти лапки цап-царапки.
Пара чутких ушей.
Она гроза для мышей.
(Кошка)
Птица Мира и добра!
Птица счастья и тепла!
Эта птица – почтальон,
Не собьется с курса он.
Он живет на площадях,
На деревьях, и ветвях.
Он воркует, не поет,
Бодро семечки клюет.
Реагирует на свист,
Он боится хищных птиц.
Символом свободы стал...
Птицу эту кто узнал?..
(Голубь)
С человеком очень дружит
И ему надёжно служит,
По хозяйству помогает.
В сани он её впрягает,
И с подковами копыта.
В ней большая сила скрыта.
Знаешь ты уже отгадку?
Узнаёшь её… (Лошадь)
- Как можно назвать одним словом этих животных?
- Какой раздел учебника мы с вами изучаем? (о братьях наших меньших)
- Мы читали стихи о кошках и собаках. И сегодня продолжим говорить о них.
Как называют животных, которые живут с людьми? (домашние животные)
-Это и есть тема сегодняшнего урока.
-Предположите: чем мы будем заниматься на уроке, чему учиться?
Совершенно верно. Сегодня мы будем отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать воображение, связную речь, познакомимся с новым произведением, а с каким и какого жанра узнаем позже, будем прививать любовь к животным, и интерес к чтению.
IV. Проверка домашнего задания.
- Ребята, а вы знаете истории о том, как животные воспитывали не своих детенышей. Послушаем несколько рассказов приготовленных вами дома.
V. Работа по теме урока.
Беседа о домашних животных.
- На наших уроках литературного чтения вы рассказывали о том, кто из животных живет у вас дома, как вы за ними ухаживаете. Подумайте и скажите, а для чего человек заводит у себя в квартире или доме животных? Ведь надо их кормить, ухаживать за ними (мыть, расчесывать), лечить. Что же человек получает взамен? (Ответы детей)
- Послушайте стихотворение.
Хочу, чтобы ты со мной был мил,
Меня кормил, меня поил,
Дал уголок уютный мне,
Где б отдыхал я в сладком сне,
И раза три в теченье дня
На воздух выводил меня…
За все я щедро отплачу:
Тебя быть добрым научу!
Скажите , что человек получает от своего питомца?
Физкультминутка.
Музыкальное сопровождение из мультфильма «Фиксики»
V. Продолжение работы по теме урока.
Работа по карточке № 2
- Кто знает как у человека появились домашние животные? ( Дети делятся своими знаниями)
Сегодня мы познакомимся с произведением, а как оно называется вам необходимо потрудиться прочитать сзади наперед «алакси агурд акабос каК» акзакС. У вас на столах есть карточки с текстом этой сказки.
1.Чтение по цепочке и обсуждение сказки.
Работа с текстом сказки. Читаем по ролям Нам нужен автор, заяц, волк и медведь.
- У меня есть волшебное дерево вопросов. На каждом яблочке вопрос по тексту нашей сказки. Каждый из вас подходит, снимает яблочко и читает вопрос, а затем отвечает на него. В случаи если он не знает ответ можно переадресовать его другому товарищу.
- Какого друга хотела найти себе собака? Почему собаке захотелось себе друга найти?
- Где жила собака?
- С кем первым повстречалась собака в лесу?
-Кто потревожил ночлег собаки и зайца?
- От чего в испуге проснулся зайка, чего он боялся?
- Что подумала собака о зайце, как о друге?
- Где встретила собака волка?
-Согласился волк дружить с собакой?
-Кто напугал ночлег волка и собаки?
-Кого волк боялся и за что отругал собаку?
-Что подумала собака о волке как о друге?
Работа в паре. Посоветуйтесь и решите, какая пословица точно передает мораль нашей сказки.
Работаем с карточкой № 3
«Друга ищи, а найдёшь – береги».
«За то собаку кормят, что она лает».
«Хорошая собака без хозяина не останется».
«И собака помнит: кто бъет, кто кормит»
-Ребята, ВОВойна оставила неизгладимый след в истории нашей страны и всего мира. В это страшное время народ, проявлял немереную отвагу и мужество. Как никогда была важна дружба, преданность и взаимопомощь. Мало кто знает, что в то время бок о бок с солдатами гордо и отважно сражались братья наши меньшие. Лошади, собаки, кошки и голуби, как и люди совершали подвиги. И гибли, как и люди. Как и Герои Великой Отечественной Войны, боевые животные спасли тысячи человеческих жизней и помогли приблизить долгожданный День Победы.
Лошади сыграли далеко не последнюю роль в битвах. В войну лошадей применяли как транспортную силу. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи. Обозы с продовольствием и полевые кухни доставляли на позиции именно лошади. (слайд)
Зачастую раненые были обязаны жизнью лошадям: большинство лазаретов были на «конной тяге».В свою очередь люди о своих друзьях также не забывали. Раненых лошадей на поле боя не бросали, а доставляли в ветеринарные лазареты. Тяжело раненых лошадок до лазарета довозили на автотранспорте, там им делали сложные операции и выхаживали до полного восстановления.
Четвероногие друзья внесли свой важный вклад в общую Победу. Будучи верным другом человеку, собаки выполняли самые разные роли. Собаки забирали с линии огня раненных и доставляли на поле боя боеприпасы. Через самое пекло собаки-связисты доставали важные поручения . В лесах и болотах собаки отыскивали наших раненных солдат и приводили к ним медиков.(слайд)
Кошки также помогли людям пережить тяжелые годы войны. Благодаря своей чувствительности кошки безошибочно определяли приближение надвигающейся бомбардировки, активно выражали свое беспокойство и, таким образом, предупреждали своих хозяев о приближающейся опасности.
Большую роль кошки сыграли в блокадном Ленинграде. Кошки защищали продовольствие и произведения искусства Эрмитажа от посягательств крыс. Известно, что кошки приносили свою добычу хозяевам, а сами умирали от голода. Кошки свои теплом согревали детей. А когда в Ленинграде закончилась провизия, то кошки сами становились едой для людей. (слайд)
Настало время, когда в Ленинграде не осталось ни одной кошки и город начали атаковать крысы. После прорыва блокады наравне с необходимым продовольствием в город ввезли более 5 тысяч дымчатых кошек, которые и спасли Ленинград от крыс. Кошки помогали пережить войну и фронтовикам. Солдаты заводили в своих окопах и землянках кошек, и те спасали их от грызунов, а значит и от инфекций которые мыши и крысы переносили. В Тюмени в 2008 году в память о кошках, спасших блокадный Ленинград от крыс, был открыт «Сквер Сибирских кошек». Двенадцать скульптур кошек и котят, вылитых из чугуна и покрытых специальной золотистой краской подтверждают высказывание – «Никто не забыт, ничто не забыто»…
Голуби также сыграли большую роль во время ВОВ.
Хотя во время войны активно использовали радиосвязь, голубиная почта не канула в «лету». Дело в том, что на начало войны проводная связь действовала только на расстоянии 3 км, радио – 5 км. Кроме того, зачастую техника выходила из строя. Голуби представляли собой такую угрозу для врага, что нацисты специально отдавали приказы снайперам отстреливать голубей и даже натаскивали ястребов, которые исполняли роль истребителей. На оккупированных территориях издавались указы Рейха об изъятии всех голубей у населения. Большая часть изъятых птиц просто уничтожалась, наиболее породистых отправляли в Германию. За укрывательство потенциальных «пернатых партизан» их хозяину было только одно наказание — смерть.
Ребята в честь наших маленьких героев давайте напишем памятные стихотворения.
На предыдущих уроках мы использовали прием синквейн. Напоминаю вам алгоритм написания таких стихов.
VI. Рефлексия.
- Ребята, вам понравился сегодняшний урок?
- Оцените свою работу на уроке.
- Как вы считаете на какую оценку мы работали всем классом?
-Как вы считаете каждый лично из вас как работал и какую оценку заслужил?
VI. Подведение итогов на уроке.
Чем мы занимались на уроке?
Чему вы учились?
Домашнее задание.