Конспект урока:
«Дрель ручная: применение, устройство, правила работы"
(5 класс)
Цели урока:
Образовательная:
- дать первоначальные знания о приспособлениях для сверлении древесины;
Воспитательная:
- прививать интерес к техническому труду;
- привить чувство ответственности к результатам своего труда и труда одноклассников.
Коррекционная:
Способствовать развитию речи учащихся, формированию и развитию самостоятельности, овладению основными способами мыслительной деятельности.
Развивающая:
- развивать у ребят профессиональный интерес;
- способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы и способы организации обучения: рассказ, показ, использование ИКТ, беседа, практическая работа.
Средства обучения:
Выставка образцов сверлильных инструментов образцов отверстий разного диаметра и глубины, выполненных с помощью.
Компьютерная презентация «Приспособления для сверления в древности»
Инструкция по технике безопасности
Тестовый материал
Оборудования и приспособления: Коловорот, ручная дрель, электрическая дрель, сверлильный станок. Набор сверл по дереву, коловорот, линейка,шило, штангенциркуль, струбцина .
Планируемые результаты
Предметные - учащиеся знакомятся со сверлильным инструментом.
Метапредметные : регулятивные - преобразовывать практическую задачу в познавательную; коммуникативные - умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем; познавательные – отличать виды сверл по дереву.
Личностные – умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Основные понятия: сверление, коловорот, дрель, сверло.
Ход урока
I. Организационный этап
Проверка готовности учащихся к уроку; количество присутствующих учащихся.
II. Проверка ранее полученных знаний
На интерактивной доске показывается список вопросов, подготовленных для повторения прошлой темы с вариантами ответов:
1. Какая операция называется строганием?
2 Из каких частей состоит рубанок?
3. Какую форму имеет нож рубанка?
4 С помощью чего нужно очищать леток, если он забился стружкой?
После тестирования ученики самооценивают свои ответы и ответы одноклассников и с коррекцией учителя с индивидуальным подходом к ученикам выставляются оценки
III. Сообщение темы и задач урока, мотивация учебной деятельности.
-На моем столе лежат 4 инструмента (коловорот, ручная дрель, электрическая дрель, рубанок) и деталь с отверстием:
- Приходилось ли вам видеть такие инструменты и какими из них можно сделать такое отверстие и сам процесс его изготовления? Исходя из своих познаний, попробуйте сформулировать тему урока.
IY. Изучение нового материала
- Давайте посмотрим как и какими инструментами пользовались люди в древности для получения отверстий (представляю компьютерную презентацию «Приспособления для сверления в древности»
-Для получения отверстий как вы уже догадались необходимы сверла. Наиболее распространены спиральные сверла. Их применяют для сверления различных материалов: металлов, древесины, пластмасс. Для высверливания отверстия в древесине применяют также центровые сверла с подрезателями, шнековые, ложечные. Толщина (диаметр) сверла (в миллиметрах) указан на его стержне.
Каждое сверло на своей торцевой рабочей части обычно имеет две режущие кромки. Режущими кромками при сверлении подрезаются волокна древесины, и ее частички в виде стружек выходят наружу через винтовые канавки.
Вопрос ученикам:
-Удобно ли будет нам так сверлить?
После проб и обсуждения приходим к выводу что нужно приспособление
- Итак значит нам нужна дрель или коловорот: эти инструменты предназначены для вращения сверла. И как раз хвостовая часть сверла служит для крепления в патроне коловорота или ручной дрели.
Коловорот — ручной инструмент для сверления отверстий в дереве и других мягких материалах, с ручкой в виде скобы (колена) и патроном для зажима сверел, перок и других орудий, требующих для действия вращения вокруг оси и давления вдоль неё. В средней части коловорота — свободно вращающаяся ручка. На верхнем конце установлен "гриб" - свободно вращающийся наконечник грибовидной формы для передачи давления от руки. На нижнем — колодка с внутренней полостью квадратного или прямоугольного сечения или патрон, в которых крепятся пёрка или сверло
Ручная дрель — механический инструмент, который применяется для придания вращательного движения с повышенным числом оборотов сверлу или другому режущему инструменту при сверлении отверстий в различных материалах. Дрель состоит из упора находящегося в верхней части для упора телом, дополнительной рукоятки захвата, рукоятки вращения механизма патрона, сверла. В дрели имеется зубчатый механизм, который передает вращение от рукоятки к патрону. Направление вращения сверла должно быть таким, чтобы его режущие кромки врезались в обрабатываемый материал и срезали стружку.
-До начала сверления на плоскости заготовки карандашом или шилом намечают центр будущего отверстия. Затем сверло, закрепленное в коловороте или дрели, ставят в отмеченной точке под прямым углом к поверхности заготовки. Ладонью левой руки нажимают на упор коловорота или дрели, а правой — вращают рукоятку по часовой стрелке. Нажимать на упор следует не очень сильно, чтобы не сломать сверло. При сверлении сквозных отверстий в конце сверления нажим на упор ослабляют.
Вопрос ученикам:
-Для чего ослабляют нажим на упор коловорота?
Под заготовку обычно подкладывают доску и струбцинами прижимают их к верстаку. Это позволяет получить ровные края отверстия на выходе сверла и предохранить крышку верстака от повреждения.
Практическая работа
Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для сверления (разложены на учительском столе): коловорот, дрель, сверла, струбцина, подкладные доски
Инструктаж по технике безопасности с режущим сверлильным инструментом:
Надежно закреплять заготовку и подкладную доску на верстаке.
Надежно, без перекоса закреплять сверло в патроне.
Ручку коловорота или дрели вращать свободно, без больших усилий.
Коловорот или дрель класть на верстак сверлом от себя.
Вводный инструктаж с демонстрацией приемов работы:
Подготовка инструментов и заготовок к сверлению.
Способы закрепления заготовки с помощью подкладной доски и струбцины
3. Выполнение коловоротом и ручной дрелью показательных отверстий.
Задание:
Зажать сверло в патрон и просверлить отверстия поочередно коловоротом и дрелью, предварительно рассказав правила работы со столярными инструментами и правила закрепления заготовок и сверл в патроне.
Самостоятельная работа
YIII. Закрепление материала Ролевая игра «Учитель-ученик»
Вопрос:
1.Какие новые виды инструментов мы изучили ?
2.Каким из инструментов легче и точнее работать?
3.Какие виды сверл по дереву существуют?
Ученики поочередно меняясь ролями, проводят опрос друг друга в соответствующем порядке начинают отвечать на вопрос, тем самым закрепляя знания по данной теме.
IX. Подведение итогов урока
Анализ ошибок учащихся и подведение итогов урока. Выставление оценок
Список литературы:
Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. – М.: Просвещение, 1992.
2. Мирский С.Л. «Методика профессионально- трудового обучения» во вспомогательной школе
Журавлёв Б.А. Столярное дело. – М.: Просвещение, 1984.
Карабанов И.А. Технология обработки древесины. – М.: Просвещение, 1997. - 12
Казакевич М.Л. «Технологический труд. 6 класс» -М.: Дрофа.2013.
Мельников И.В. «Столяр. Плотник»: Учебное пособие. Издательство Феникс. 2000.



