МОУ СОШ № 12
Клюс Е.Н., учитель начальных классов
«ДРУЖБА И ПОРЯДОЧНОСТЬ»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
4 КЛАСС
Общая характеристика урока:
класс: 4 «А»
предмет: ОРКСЭ И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
учебники: М.Т.Студеникин, Москва «Русское слово», 2012 г. и Л.А. Ефросинина, Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2017 г.
раздел (тема) программы: Блок 2 Основы религиозных культур и светской этики, тема 5 «Дружба и порядочность» (1-й урок из 2 уроков по теме); учебник литературного чтения, I часть, раздел: Басни,
А. Измайлов «Друзья» (4 –й урок по теме)
дата проведения урока — 19.10.2018г.
тема урока: «Дружба и порядочность»
место учебного занятия в системе занятий по предмету — введение нового материала.
образовательный потенциал занятия: урок направлен на формирование всех типов УУД.
виды деятельности учащихся: индивидуальная работа, ответы на вопросы, работа в группах, поиск информации в тексте.
тип занятия: традиционный урок
Актуальность темы урока: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в школе.
Цель урока: раскрыть значение понятий «дружба», «порядочность», «бескорыстие», «друг», «приятель», «товарищ» и учить детей жить в дружбе и согласии.
Задачи урока:
- воспитывать самостоятельность в работе над заданием, умение работать в группах;
- познакомить учащихся с понятием «дружба», «порядочность», «бескорыстие», «друг», «приятель», «товарищ», с качествами настоящего друга;
- развивать память, речь, мышление, умение делать выводы.
Основные термины и понятия: дружба, бескорыстие, порядочность, друг, приятель, товарищ, взаимная симпатия.
Планируемый результат: обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», качества настоящего друга, практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.
в результате знакомства с примерами, ситуативными задачами у учащихся должны сформироваться чёткие определения данных этических категорий;
учащиеся осознают, что взаимопомощь, взаимовыручка, доброе отношение и уважение друг к другу очень важны, что дружба - человеческое богатство.
формирование у учащихся навыков работы в группах.
Личностные УУД:
- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;
- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Регулятивные УУД:
- умение выражать свои мысли;
- умение определять цель деятельности на уроке;
- умение определять успешность своего задания;
Познавательные УУД:
-формировать умение отбирать главное, синтезировать;
- строить логическое рассуждение
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать других;
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Методы работы на уроке:
проблемно – поисковый,
словесный
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
групповая;
индивидуальная
Межпредметные связи на уроке : литературное чтение, окружающий мир, музыка, искусство
Оборудование: учебник по ОРКСЭ М.Т. Студеникин «Основы светской этики» и учебник литературного чтения, Л.А. Ефросинина, I часть, 4 класс, «Словарь современного русского языка» Ожегова, карточки с пословицами, аудиозапись для физкультминутки, презентация, карточки для детей с заданиями.
Ход урока.
1.Орг. момент.
(Деление класса на группы)
(2 детей рассказывают)
1уч.: Внимание! Внимание!
2 уч.: Готовиться к изданию!
1 уч.: Не журнал и не газета!
2 уч.: Не учебник, не тетрадь!
1 уч.: Это сборник!
2 уч.: Чудо сборник!
Вместе: Он поможет нам ребята, получить оценку «5».
1уч.: Внимание! Внимание!
2 уч.: Готовиться к изданию!
- Ребята, что такое сборник?
Сборник – книга, в которой собраны какие-нибудь документы, произведения, задания.
Наш сборник будет состоять из выполненных вами заданий, то есть вы будете знатоками урока ОРКЭС.
Обратите внимание, что вы поделились на группы и каждая группа создаст свой лист для нашего сборника.
Каждая команда будет составителями и редакторами.
2. Актуализация знаний.
Первое задание каждой группе, сложите слово которое на обратной стороне ваших цифр и приклейте на ватман. (общество, единство, верность)
Обсудите и объясните значение своего слова, которое вы составили.
Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми.
Какие люди входят в круг вашего общения, кто вас окружает?
Это могут быть родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сёстрами, отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские отношения и другие.
Какими должны быть отношения между окружающими людьми?
С точки зрения морали все они должны строиться на основе взаимопомощи и взаимоуважения. Но даже если отношения оказываются именно такими, человек может быть одинок.
- Как вы, ребята, думаете, почему человек может быть одиноким?
- Отсутствие кого делает его таким? (Отвечая на вопросы, ученики делают вывод, что человеку плохо и одиноко без друзей)
- Как вы думаете, так о чём же сегодня пойдет речь на уроке? (О друзьях, о дружбе).
3 слайд
3. Работа по теме урока.
1) Работа с термином «дружба»
- Что же такое дружба в вашем понимании? (Ответы уч-ся)
Задание:
1 группа: объясняет своими словами слова: «Дружба»
2 группа: найти в словаре термин дружба в толковом словаре и прочитает его.
3 группа: прочитает, что такое дружба в учебнике на с.50.
- Вы послушали значение слова «Дружба». Сравните данные определениями.
- Какое понятие для вас ближе? (ответы детей)
Задание:
+Что вы представляете, когда слышите слово «дружба»? (Ответы детей) (учебник с. 50)
- Подберите слова, связанные с дружбой (Ответы уч-ся).
Например:
Д – доверие, доброта, друг ,делиться
Р – радость, родной, родители
У – уважение, уверенность, ум, учиться
Ж - желание
Б – борьба , бабушка , бескорыстный
А – активность, аккуратность
Вывод: - Действительно, дружба связана с доверием, она приносит радость и уважение, у друзей возникают положительные желания и эмоции.
Задание:
На парте у вас лежат карточки, где записаны качества и черты характера людей.
(Бескорыстие, доверие, эгоизм, красота, честность, справедливость, ответственность, равнодушие, благородство, болтливость, сдержанность, нахальство, раздражительность, сила, искренность, приветливость, терпение, доброжелательность, богатство, уступчивость, вежливость).
Задание: Найдите и приклейте, качества и черты характера, которыми должен обладать настоящий друг.
- Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг. (Ответы уч-ся).
- А нужно ли самим обладать такими же нравственными качествами? Почему? (ответы уч-ся).
Вывод: Настоящий друг должен обладать такими качествами:
Дружба, бескорыстие, доверие, честность, справедливость, ответственность, благородство, сдержанность, искренность, приветливость, терпеливость, доброжелательность, уступчивость, вежливость
Физ.минутка.
2) Работа по произведению Хемницера «Друзья»
+ Ребята, поднимите руку у кого есть друзья.
- А вы умеете дружить?
+ Сегодня вы познакомитесь с басней о дружбе. Выясним, каким должен быть настоящий друг.
- Открываем учебник литературное чтение на странице 45.
- Слушайте внимательно, сейчас ребята прочтут вам басню Ивана Ивановича Хемницера «Друзья» по ролям.
- Какие вам встретились незнакомые слова?
- Можно ли мужиков назвать друзьями?
- Что они друг другу обещали? (Мужики считали себя друзьями: «Друзьями меж собою слыли, не раз за братское здоровье вместе пили, а сверх того между собой для утверждения их дружбы круговой крестами поменялись».)
- Сдержали ли они своё обещание? (Обещание своё помогать друг другу они не сдержали.)
- Можно ли их назвать друзьями? (Друзьями их назвать нельзя!)
- Почему?
- Какой порок высмеивает баснописец? (Баснописец высмеивает лень, трусость и равнодушие. Беда другого не тронула, помочь не захотелось.)
- Прочтите басню и понаблюдайте из каких частей состоит басня? (В басне есть вступление: «Случилось мужику чрез лёд переезжать, и воз его сквозь лёд, к несчастью, провалился». Есть основная часть, в которой рассказывается, что же происходило.)
- Какие слова являются моралью? (Мораль: «Друг друга братом всяк зовет, а братский воз ко дну идёт».)
- Какие слова нужно читать с иронией? (С иронией нужно читать эпизод, когда мужики друг друга уговаривали помочь: «Поможемте...», «Поможем...».)
- Прочтите басню (по парам) своему соседу, один из вас учитель другой ученик и оцените товарища.
Задание:
- На столе у вас пословицы. Выберите ту пословицу, которая выражает по вашему мнению главную мысль басни. Прочитайте. Приклейте. Объясните почему.
(«Друг познается в беде», «Друг мой - брат мой», «Не спеши языком, торопись делом».)
+ Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми.
- Какие отношения могут быть?
- А каждый ли человек умеет быть другом?
- «Друг» - вам нравится это слово?
- Кто может быть другом? (книга, мама, кукла…)
Вывод: Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы.
3) Работа с понятиями «друг», «приятель», «товарищ»
- А зачем человеку друг?
- С какими животными можно связать слово «дружба»?
- Какими красками можно нарисовать дружбу?
- Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
- Для чего нужны друзья?
- Каждый ли человек может быть другом?
- Может ли дружба распасться? По каким причинам?
- Всякая ли дружба нужна?
- Сформулируйте, каким должен быть истинный друг. (Истинный друг первым придет тебе на помощь. Друг никогда не подведет тебя в трудной ситуации и не предаст. Он всегда тебя поймет.)
+ Человек не выбирает своих соседей или одноклассников, он не обязан с ними дружить. Достаточно просто ровных и доброжелательных отношений. Друзей же человек выбирает сам. Не случайно говорят «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»
- Так кто же такой друг?
4) Работа с учебником
- Откройте учебник на с. 52, 3 абзац. (ОРКЭС)
Задание:
- Первая группа ищет определение слова «друг», вторая группа – «приятель», третья группа – «товарищ» (определения читает каждая группа)
Слайд 4
(Друг – это человек, который связан с тобой дружбой, то есть близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов. Приятель – это близкий и дружески расположенный знакомый. Товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов.)
Вывод: Друг, приятель, товарищ слова-синонимы, т.е. близкие по смыслу, почти похожие, но имеющие разный смысл.
Как мы уже выяснили, друг – это человек, который связан с тобой дружбой, то есть близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов. Друзья умеют сопереживать друг другу и в горе, и в радости.
+Друзей у нас может быть много, а может, и нет, но каждый занимает определенное место в нашей жизни. У вас могут быть друзьями и взрослые, мама, бабушка. Дружба начинается в семье. Семья – начало нашей жизни, мы растем в ней и взрослеем. Недаром пословица гласит: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».
- Для чего дружить ровесникам?
- Есть ли у вас друзья-животные? Какие?
- Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками?
- Что самое хорошее в дружбе с животным? (преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце)
4. Закрепление изученного материала
Задание Литературная викторина
+ На страницах книг встречались описания настоящей дружбы между героями.
- Кто они, догадайтесь, ответ приклеивайте?
*Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, затем жили-не тужили. Назовите этих друзей. (Бременские музыканты. Петух, кот осел, пес)
*Григорий Бенционович Остер написал немало рассказов о попугае, удаве, мартышке и их дружной жизни. Кто был четвёртым другом? (Слонёнок)
*Как звали девочку, которая выручила своего друга Кая из ледяного плена? (Герда)
*Назовите друзей Винни-Пуха.
*Герои Эдуарда Николаевича Успенского Крокодил Гена, Чебурашка и Галя решили подружиться. Как они это сделали? (решили построить Дом Дружбы)
*У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом. (Пудель Артемон)
*Кто первым из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детёнышем можно? (Волк Акела)
5. История праздника День друзей
Слайд День друзей
9 июня отмечается неофициальный Международный день друзей. Международный день друзей просто создан для того, чтобы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, мы напомнили своим друзьям о том, как они дороги и важны для нас, и порадовали их.
С годами праздник получил огромную популярность, и сегодня его празднуют во многих странах мира. В этот день необходимо проводить время со своими друзьями, выражать им свою любовь и уважение.
6. Рефлексия «Ладошки»
На ладон (с растопыренными пальцами). Написать 3 своих качества, которыми вы обладаете в полной мере, а на оставшихся двух пальчиках - 2 качества, которые вам нужно в себе совершенствовать. В центре ладошки напишите своё имя.
Вывод: Дружбу надо беречь, активно за неё бороться
7. Итог урока.
Видеоролик.
XII. Домашнее задание (дифференцированное)
Для сильных учащихся (на выбор):
Придумайте и нарисуйте символ дружбы. Можно использовать ИКТ.
Напишите мини-сочинение «Мой друг», используя слова — качества настоящего друга. Приведите пример из жизни, когда какое-либо качество вашего друга проявилось наиболее ярко. Объем сочинения — от 30 до 50 слов.