СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "ДРУЖБА И ПОРЯДОЧНОСТЬ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дружба взаимообогащает детей. Расширяет детские интересы. Учит помогать друг другу. Вместе переживать радость и огорчение.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "ДРУЖБА И ПОРЯДОЧНОСТЬ"»

МОУ СОШ № 12

Клюс Е.Н., учитель начальных классов

«ДРУЖБА И ПОРЯДОЧНОСТЬ»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» И ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

4 КЛАСС

Общая характеристика урока:

  • класс: 4 «А»

  • предмет: ОРКСЭ И ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

  • учебники: М.Т.Студеникин, Москва «Русское слово», 2012 г. и Л.А. Ефросинина, Москва Издательский центр «Вентана-Граф», 2017 г.

  • раздел (тема) программы: Блок 2 Основы религиозных культур и светской этики, тема 5 «Дружба и порядочность» (1-й урок из 2 уроков по теме); учебник литературного чтения, I часть, раздел: Басни,

А. Измайлов «Друзья» (4 –й урок по теме)

  • дата проведения урока — 19.10.2018г.

  • тема урока: «Дружба и порядочность»

  • место учебного занятия в системе занятий по предмету — введение нового материала.

  • образовательный потенциал занятия: урок направлен на формирование всех типов УУД.

  • виды деятельности учащихся: индивидуальная работа, ответы на вопросы, работа в группах, поиск информации в тексте.

  • тип занятия: традиционный урок

Актуальность темы урока: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в школе.

Цель урока: раскрыть значение понятий «дружба», «порядочность», «бескорыстие», «друг», «приятель», «товарищ» и учить детей жить в дружбе и согласии.

Задачи урока:

- воспитывать самостоятельность в работе над заданием, умение работать в группах;

- познакомить учащихся с понятием «дружба», «порядочность», «бескорыстие», «друг», «приятель», «товарищ», с качествами настоящего друга;

- развивать память, речь, мышление, умение делать выводы.

Основные термины и понятия: дружба, бескорыстие, порядочность, друг, приятель, товарищ, взаимная симпатия.

Планируемый результат: обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», качества настоящего друга, практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

  • в результате знакомства с примерами, ситуативными задачами у учащихся должны сформироваться чёткие определения данных этических категорий;

  • учащиеся осознают, что взаимопомощь, взаимовыручка, доброе отношение и уважение друг к другу очень важны, что дружба - человеческое богатство.

  • формирование у учащихся навыков работы в группах.

Личностные УУД:

- умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Регулятивные УУД:

- умение выражать свои мысли;

- умение определять цель деятельности на уроке;

- умение определять успешность своего задания;

Познавательные УУД:

-формировать умение отбирать главное, синтезировать;

- строить логическое рассуждение

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Методы работы на уроке:

  • проблемно – поисковый,

  • словесный

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;

  • групповая;

  • индивидуальная

Межпредметные связи на уроке : литературное чтение, окружающий мир, музыка, искусство

Оборудование: учебник по ОРКСЭ М.Т. Студеникин «Основы светской этики» и учебник литературного чтения, Л.А. Ефросинина, I часть, 4 класс, «Словарь современного русского языка» Ожегова, карточки с пословицами, аудиозапись для физкультминутки, презентация, карточки для детей с заданиями.






Ход урока.

1.Орг. момент.

(Деление класса на группы)

(2 детей рассказывают)

1уч.: Внимание! Внимание!

2 уч.: Готовиться к изданию!

1 уч.: Не журнал и не газета!

2 уч.: Не учебник, не тетрадь!

1 уч.: Это сборник!

2 уч.: Чудо сборник!

Вместе: Он поможет нам ребята, получить оценку «5».

1уч.: Внимание! Внимание!

2 уч.: Готовиться к изданию!

- Ребята, что такое сборник?

Сборник – книга, в которой собраны какие-нибудь документы, произведения, задания.

Наш сборник будет состоять из выполненных вами заданий, то есть вы будете знатоками урока ОРКЭС.

Обратите внимание, что вы поделились на группы и каждая группа создаст свой лист для нашего сборника.

Каждая команда будет составителями и редакторами.

2. Актуализация знаний.

Первое задание каждой группе, сложите слово которое на обратной стороне ваших цифр и приклейте на ватман. (общество, единство, верность)

Обсудите и объясните значение своего слова, которое вы составили.

Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми.

Какие люди входят в круг вашего общения, кто вас окружает?

Это могут быть родственные отношения между родителями и детьми, братьями и сёстрами, отношения между учителями и учениками, между одноклассниками, соседские отношения и другие.

Какими должны быть отношения между окружающими людьми?

С точки зрения морали все они должны строиться на основе взаимопомощи и взаимоуваженияНо даже если отношения оказываются именно такими, человек может быть одинок.

- Как вы, ребята, думаете, почему человек может быть одиноким?

- Отсутствие кого делает его таким? (Отвечая на вопросы, ученики делают вывод, что человеку плохо и одиноко без друзей)

- Как вы думаете, так о чём же сегодня пойдет речь на уроке? (О друзьях, о дружбе).

3 слайд

3. Работа по теме урока.

1) Работа с термином «дружба»

- Что же такое дружба в вашем понимании? (Ответы уч-ся)

Задание:

1 группа: объясняет своими словами слова: «Дружба»

2 группа: найти в словаре термин дружба в толковом словаре и прочитает его.

3 группа: прочитает, что такое дружба в учебнике на с.50.

- Вы послушали значение слова «Дружба». Сравните данные определениями.

- Какое понятие для вас ближе? (ответы детей)

Задание:

+Что вы представляете, когда слышите слово «дружба»? (Ответы детей) (учебник с. 50)

- Подберите слова, связанные с дружбой (Ответы уч-ся).

Например:

Д – доверие, доброта, друг ,делиться

Р – радость, родной, родители

У – уважение, уверенность, ум, учиться

Ж - желание

Б – борьба , бабушка , бескорыстный

А – активность, аккуратность

Вывод: - Действительно, дружба связана с доверием, она приносит радость и уважение, у друзей возникают положительные желания и эмоции.

Задание:

На парте у вас лежат карточки, где записаны качества и черты характера людей.

(Бескорыстие, доверие, эгоизм, красота, честность, справедливость, ответственность, равнодушие, благородство, болтливость, сдержанность, нахальство, раздражительность, сила, искренность, приветливость, терпение, доброжелательность, богатство, уступчивость, вежливость).

Задание: Найдите и приклейте, качества и черты характера, которыми должен обладать настоящий друг.

- Перечислите, какими качествами обладает настоящий друг. (Ответы уч-ся).

- А нужно ли самим обладать такими же нравственными качествами? Почему? (ответы уч-ся).

Вывод: Настоящий друг должен обладать такими качествами:

Дружба, бескорыстие, доверие, честность, справедливость, ответственность, благородство, сдержанность, искренность, приветливость, терпеливость, доброжелательность, уступчивость, вежливость


Физ.минутка.


2) Работа по произведению Хемницера «Друзья»

+ Ребята, поднимите руку у кого есть друзья.

- А вы умеете дружить?

+ Сегодня вы познакомитесь с басней о дружбе. Выясним, каким должен быть настоящий друг.

- Открываем учебник литературное чтение на странице 45.

- Слушайте внимательно, сейчас ребята прочтут вам басню Ивана Ивановича Хемницера «Друзья» по ролям.

- Какие вам встретились незнакомые слова?

- Можно ли мужиков назвать друзьями?

- Что они друг другу обещали? (Мужики считали себя друзьями: «Друзьями меж собою слыли, не раз за братское здоровье вместе пили, а сверх того между собой для утверждения их дружбы круговой крестами поменялись».)

- Сдержали ли они своё обещание? (Обещание своё помогать друг другу они не сдержали.)

- Можно ли их назвать друзьями? (Друзьями их назвать нельзя!)

- Почему?

- Какой порок высмеивает баснописец? (Баснописец высмеивает лень, трусость и равнодушие. Беда другого не тронула, помочь не захотелось.)

- Прочтите басню и понаблюдайте из каких частей состоит басня? (В басне есть вступление: «Случилось мужику чрез лёд переезжать, и воз его сквозь лёд, к несчастью, провалил­ся». Есть основная часть, в которой рассказывается, что же происходило.)

- Какие слова являются моралью? (Мораль: «Друг друга братом всяк зовет, а братский воз ко дну идёт».)

- Какие слова нужно читать с иронией? (С иронией нужно читать эпизод, когда мужики друг друга уговаривали помочь: «Поможемте...», «Поможем...».)

- Прочтите басню (по парам) своему соседу, один из вас учитель другой ученик и оцените товарища.

Задание:

- На столе у вас пословицы. Выберите ту пословицу, которая выражает по вашему мнению главную мысль басни. Прочитайте. Приклейте. Объясните почему.

(«Друг познается в беде», «Друг мой - брат мой», «Не спеши языком, торопись делом».)

+ Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми.

- Какие отношения могут быть?

- А каждый ли человек умеет быть другом?

- «Друг» - вам нравится это слово?

- Кто может быть другом? (книга, мама, кукла…)

Вывод: Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы.

3) Работа с понятиями «друг», «приятель», «товарищ»

- А зачем человеку друг?

- С какими животными можно связать слово «дружба»?

- Какими красками можно нарисовать дружбу?

- Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?

- Для чего нужны друзья?

- Каждый ли человек может быть другом?

- Может ли дружба распасться? По каким причинам?

- Всякая ли дружба нужна?

- Сформулируйте, каким должен быть истинный друг. (Истинный друг первым придет тебе на помощь. Друг никогда не подведет тебя в трудной ситуации и не предаст. Он всегда тебя поймет.)

+ Человек не выбирает своих соседей или одноклассников, он не обязан с ними дружить. Достаточно просто ровных и доброжелательных отношений. Друзей же человек выбирает сам. Не случайно говорят «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты»

- Так кто же такой друг?

4) Работа с учебником

Откройте учебник на с. 52, 3 абзац. (ОРКЭС)

Задание:

- Первая группа ищет определение слова «друг», вторая группа – «приятель», третья группа – «товарищ» (определения читает каждая группа)

Слайд 4

(Друг – это человек, который связан с тобой дружбой, то есть близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов. Приятель – это близкий и дружески расположенный знакомый. Товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов.)

Вывод: Друг, приятель, товарищ слова-синонимы, т.е. близкие по смыслу, почти похожие, но имеющие разный смысл.

Как мы уже выяснили, друг – это человек, который связан с тобой дружбой, то есть близкими отношениями, основанными на привязанности, доверии, общности интересов. Друзья умеют сопереживать друг другу и в горе, и в радости.

+Друзей у нас может быть много, а может, и нет, но каждый занимает определенное место в нашей жизни. У вас могут быть друзьями и взрослые, мама, бабушка. Дружба начинается в семье. Семья – начало нашей жизни, мы растем в ней и взрослеем. Недаром пословица гласит: «Нет лучше дружка, чем родная матушка».

- Для чего дружить ровесникам?

- Есть ли у вас друзья-животные? Какие?

- Чем отличается дружба с животными от дружбы с мальчиками или девочками?

- Что самое хорошее в дружбе с животным? (преданность, верность животных. Забота о них согревает сердце)

4. Закрепление изученного материала

Задание Литературная викторина

+ На страницах книг встречались описания настоящей дружбы между героями.

- Кто они, догадайтесь, ответ приклеивайте?

*Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогнали, затем жили-не тужили. Назовите этих друзей. (Бременские музыканты. Петух, кот осел, пес)

*Григорий Бенционович Остер написал немало рассказов о попугае, удаве, мартышке и их дружной жизни. Кто был четвёртым другом? (Слонёнок)

*Как звали девочку, которая выручила своего друга Кая из ледяного плена? (Герда)

*Назовите друзей Винни-Пуха.

*Герои Эдуарда Николаевича Успенского Крокодил Гена, Чебурашка и Галя решили подружиться. Как они это сделали? (решили построить Дом Дружбы)

*У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом. (Пудель Артемон)

*Кто первым из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детёнышем можно? (Волк Акела)


5. История праздника День друзей

Слайд День друзей


9 июня отмечается неофициальный Международный день друзей. Международный день друзей просто создан для того, чтобы, независимо от жизненных обстоятельств и различных перипетий, мы напомнили своим друзьям о том, как они дороги и важны для нас, и порадовали их.

С годами праздник получил огромную популярность, и сегодня его празднуют во многих странах мира. В этот день необходимо проводить время со своими друзьями, выражать им свою любовь и уважение.

6. Рефлексия «Ладошки»


На ладон (с растопыренными пальцами). Написать 3 своих качества, которыми вы обладаете в полной мере, а на оставшихся двух пальчиках - 2 качества, которые вам нужно в себе совершенствовать. В центре ладошки напишите своё имя.

Вывод: Дружбу надо беречь, активно за неё бороться


  1. 7. Итог урока.

  2. Видеоролик.

XII. Домашнее задание (дифференцированное)

Для сильных учащихся (на выбор):

Придумайте и нарисуйте символ дружбы. Можно использовать ИКТ.

Напишите мини-сочинение «Мой друг», используя слова — качества настоящего друга. Приведите пример из жизни, когда какое-либо качество вашего друга проявилось наиболее ярко. Объем сочинения — от 30 до 50 слов.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!