СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету «Основы светской этики» тема «Дружба и порядочность»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в школе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету «Основы светской этики» тема «Дружба и порядочность»»

Конспект урока по предмету «Основы светской этики»

«Дружба и порядочность»

4 класс

Общая характеристика урока:

  • класс: 4 «А»

  • предмет: ОРКиСЭ

  • учебник: М.Т.Студеникин, Москва «Русское слово», 2013г.

  • раздел (тема) программы: тема 5 «Дружба и порядочность»

  • дата проведения урока - 22.11.2019 год

  • тема урока: «Дружба и порядочность»

место учебного занятия в системе занятий по предмету — введение нового материала.

Образовательный потенциал занятия: урок направлен на формирование всех типов УУД.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная работа, ответы на вопросы, работа в группах, поиск информации в тексте.

Тип занятия: традиционный урок

Используемое дополнительное оборудование: мультимедийное сопровождение.

Актуальность темы урока: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в школе.

Цель урока: раскрыть значение понятий «дружба», «настоящий друг» и учить детей жить по правилам дружбы и в согласии.

Задачи урока:

  • воспитывать самостоятельность в работе над заданием, умение работать в группах;

  • познакомить учащихся с понятием «дружба», «настоящий друг», с качествами настоящего друга;

  • способствовать воспитанию коллективизма, умение дружить, беречь дружбу;

  • развивать память, речь, мышление, умение делать выводы.

Основные термины и понятия: дружба, друг, настоящий друг.

Планируемый результат: обучающиеся смогут сформулировать понятия «друг», «дружба», качества настоящего друга, практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем; приобрести навыки работы в сотрудничестве.

  • в результате знакомства с примерами, ситуативными задачами у учащихся должны сформироваться чёткие определения данных этических категорий;

  • учащиеся осознают, что взаимопомощь, взаимовыручка, доброе отношение и уважение друг к другу очень важны, что дружба - человеческое богатство.

  • формирование у учащихся навыков работы в группах.

Личностные УУД:

  • умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

  • умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

Регулятивные УУД:

  • умение выражать свои мысли;

  • умение определять цель деятельности на уроке;

  • умение определять успешность своего задания;

Познавательные УУД:

  • формировать умение отбирать главное, синтезировать;

  • строить логическое рассуждение

Коммуникативные УУД:

  • умение слушать и понимать других;

  • умение оформлять свои мысли в устной форме;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Методы работы на уроке:

  • проблемно – поисковый,

  • словесный

  • практический

  • наглядный

Формы организации познавательной деятельности:

  • фронтальная;

  • групповая;

  • индивидуальная

Межпредметные связи на уроке: литературное чтение, музыка

Оборудование: учебник по ОРКСЭ М.Т. Студеникин «Основы светской этики» 4 класс, «Словарь современного русского языка» С.В. Ожегова, словарь Д.Н. Ушакова, презентация, карточки для детей с заданиями, экран, раздаточный материал.




Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Настроить учащихся на совместную учебную деятельность

Учитель приветствует детей.

Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок.

Успехов вам и удачи!

Садитесь.


2. Актуализация опорных знаний

Выявить знания учащихся по изученной теме. Подготовить к восприятию нового материала


- С какими понятиями мы познакомились на прошлом уроке?

- Дома вы должны были подумать, проанализировать свои поступки, хорошие и плохие, и записать свои мысли на листочках. Теперь я предлагаю вам вырастить дерево Добра. Выберите листочек с добрым поступком и разместите его на нашем дереве.

-Прочитаем, что же доброго мы сделали за эти дни.

- А что же делать с оставшимися листочками?

- Послушайте притчу, может быть она поможет вам решить проблему.

- Какой урок вы вынесли после просмотра притчи?

- У вас остались листочки с вашими обидами, что можно с ними сделать?

Давайте мы их вместе разорвём и кусочки сложим в коробку.

- Ребята, нам удалось сохранить добрые дела, чтобы никакой ветер не мог это стереть.

- С понятиями добро и зло.



Ученики размещают листочки у дерева
Ответы учеников (просмотр притчи «Обида на песке»)


Ответы учеников


-Разорвать их.

(ученики разрывают листочки)


3. Самоопределение темы урока, постановка задач урока.

Сформулировать тему и задачи урока

- Ребята как можно назвать главных героев притчи?

- Что их связывает?

- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- Давайте определим задачи урока.

- На какие вопросы хотите узнать ответы?





- Друзья - Дружба - О дружбе

- Познакомиться с новым понятием «дружба».

- Что такое дружба? - Кого можно назвать настоящим другом? - Какими качествами должен обладать настоящий друг?

- Существуют ли правила дружбы?

4. Работа групп над проблемными заданиями

Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания

- Вы распределены на группы. У каждой группы на партах задание. Выполняя его, вы попробуете найти ответы на наши вопросы.

- Внимательно прочитайте задания, подумайте вместе, выполните их.

Вспомним правила работы в группе.

(Учитель оказывает помощь группам в выполнении заданий)

(Ученики выполняют задания в группах)

Самостоятельная работа по группам




Ответы учащихся

5. Открытие новых знаний.

5.1. Работа с термином «дружба»

Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о дружбе.


- Ребята 1 группы познакомьте нас с целью и выводом вашей работы.








- Ребята, как вы считаете, 1 группа справилась со своим заданием?

- Помести, результат работы вашей группы на доске.

От 1 группы выступает ученик.

-Целью нашей работы было сравнение определения слова «дружба» в словарях С.В. Ожегова, Д. Н. Ушакова и в учебнике, и выбрать наиболее понятное нам.

-Мы сделали вывод, что определение, данное в учебнике наиболее простое. (Зачитывает определение)


-Да


(ученик прикрепляет листок с ответом на доске)

5.2. История появление слова «дружба» Познакомить с историей возникновения слова «дружба»


- Ребята, задумывались ли вы о том, как появилось в русском языке слово дружба?

Во времена древней Руси, когда люди жили маленькими поселениями, управлял государственными делами князь. Одной из его задач была защита границ от нападения врагов. Для этого он набирал верных, смелых, храбрых и мужественных людей, из которых создавал войско. Это войско называлось дружиной. Соответственно каждого воина стали называть другом.

Воины разделяли и радости побед, и горести поражений, приходили друг другу на помощь. Прошли века, а другом и сегодня мы называем верного и надёжного человека.

Ответы учащихся

5.3. Беседа

Уточнить понятие «дружба» с опорой на жизненный опыт детей


- Как вы думаете, с кем можно дружить?


- У кого из вас друзья - взрослые?

- Чему они могут вас научить?

- У кого из вас друзья - ровесники?

- Каким общим делом вы можете с ними заняться?

- Есть ли у вас друзья-животные?

- Какой вывод можно сделать?

- С девочкой, мальчиком, родителями, животными, природой.

(Учащиеся приводят примеры из жизни)





- Дружить можно не только с людьми, но и с природой.

6. Физкульминутка

«Эстафета доброты» Направлена на снятие или предупреждение физической и эмоциональной усталости.

- Давайте немного отдохнем и встанем в круг.

- Я хочу передать вам с помощью рукопожатия свою доброту, и она идет от меня к Ксюше, Ксюша передаст ее Артёму и т.д., и, наконец, доброта, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что доброты стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей. Пусть же она вас не покидает и греет! Садитесь.

Дети встают


7. Работа с понятием «настоящий друг»

Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о настоящем друге.


- Ребята, прослушайте стихотворение, которое прочитает вам Ярослав.











- О ком это стихотворение?

- Как можно назвать такого друга?

- Ребята 2 группы познакомьте нас с целью и выводом вашей работы.




-Ребята, вам встретилось слово «бескорыстный», а что оно означает? Обратимся к учебнику (с. 52) и прочитаем, что значит слово «бескорыстие».

-Ребята 2 группы, какой вывод вы сделали?

- Ребята, как вы считаете, 2 группа справилась со своим заданием?

- Помести, результат работы вашей группы на доске.

-Со словом дружба тесно связано и такое понятие, как «порядочность». - Приходилось ли вам слышать, как взрослые о ком-то говорят: «Порядочный человек»? И задумывались ли вы над тем, что означает слово «порядочность»?

Обратимся к учебнику (с. 52) и прочитаем, что значит слово «порядочность».

-Можно сказать, что порядочный человек-это человек не только честный, но и благородный, умеющий понять чужую беду.

- На нашем Дереве Добра пора появиться плодам.

- У вас на партах лежат разноцветные яблоки. Каждое яблоко особенное. Посмотрите на доску.

- Если у вас есть друг в классе, возьмите красное яблоко, если есть друг в школе, возьми зелёное яблоко, а если есть друг во дворе, возьми желтое яблоко.

- Прикрепите выбранные яблочки на нашем дереве.

- Посмотрите, что у нас получилось.

- На дереве Добра появились плоды. А что это значит?

- Друзей у нас может быть много или один настоящий друг, который необходим в нашей жизни.

Дела, дела... Забот круговорот,
И душу непрестанно что-то гложет...
Дай Бог, чтоб оказался рядом тот,
Кто просто так, по-дружески, поможет.
Болезнь без приглашения придёт,
Несчастье тоже – в дверь стучать не станет...
Дай Бог, чтоб оказался рядом тот,
Кто вытянет, поддержит, не оставит…

Проходит чередой за годом год,
Цветение садов сменяет вьюга...
Дай Бог, чтобы всегда был рядом тот,
Кого ты называешь просто другом.

-О друге

-Настоящий друг

От 2 группы выступает ученик.

Нам необходимо было выбрать качества настоящего друга и ответить на вопрос - кто такой настоящий друг?

(ученик зачитывает выбранные ответы)



Мы сделали вывод, настоящий друг это…

-Да


(ученик прикрепляет листок с ответом на доске)




Ответы учеников


Читают правило в учебнике









Ученики выбирают нужный цвет яблока и выходят к доске

Что у нас есть друзья и каждый из нас не одинок.


8. Работа с учебником в группе

Составление правил дружбы.

Развития умений находить ответы на проблемные вопросы


- Чтобы любое растение росло, ему необходима вода, тепло и свет, а дружбе что нужно?

- Сейчас вы только учитесь дружить, и чтобы дружба была прочной нужно соблюдать правила дружбы.

- Дружба согревает нас своим теплом, как солнце. (учитель прикрепляет солнце на доску над деревом)

- Но этому солнцу не хватает лучей. Их добавят ребята 3 группы.

- Ребята 3 группы познакомьте нас с целью и выводом вашей работы.




- Наше дерево Добра будет расти и крепнуть. Если будем соблюдать эти правила, то станем настоящими друзьями. Дружба - это великий труд.


Ответы учащихся







От 3 группы выступает ученик.

- Нам необходимо было выбрать из учебника главные правила дружбы и записать их. Свой выбор мы записывали на лучах солнца.

(ученик прикрепляет лучи с ответами на доске)



9. История праздника День друзей

Познакомить с дополнительным материалом о дружбе

-Ребята, а вы знаете, что 9 июня отмечается неофициальный Международный день друзей. Международный день друзей просто создан для того, чтобы, независимо от жизненных, мы напомнили своим друзьям о том, как они дороги и важны для нас, порадовали их.





10. Домашнее задание

Стимулированию развития творческих возможностей.

Домашнее задание:

Придумайте и нарисуйте символ дружбы.




11. Рефлексия.

Оценка результатов своей деятельности, самооценка результатов своей работы и работы всего класса.


- Вот и подходит к концу наш урок.

- Давайте вернёмся к задачам нашего урока и выясним, всё ли мы смогли решить:

-Что такое дружба?

- Кого можно назвать настоящим другом?

- Какими качествами должен обладать настоящий друг?

- Без чего не может существовать дружба?

- Какие правила есть у дружбы, чтобы она была крепче?

- Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?

Звучит песня «Дружба» (приглушённо)

- Мне хочется, чтобы у каждого из вас было доброе, верное сердце. Чтобы вы научились дружить, помогать друг другу в трудную минуту, радоваться успехам друга.

- Спасибо за урок.




Учащиеся отвечают на вопросы