Организационная структура урока |
Этап урока, цель | Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (примерные ответы) |
1. Мотивация к изучению нового материала | 1.1. Вхождение в контакт | Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку | Осуществляемые действия | Формируемые умения |
Учащиеся готовятся к учебной деятельности | Демонстрируют собранность, внимательность |
1.2. Актуализация знаний | 1) Биологический диктант. Слайд №2 (2 варианта) | Выполняют задания биологического диктанта (2 варианта) | |
2) Сравните ответы вашего соседа по парте с ответами на слайде №3 | Взаимопроверка | Осуществляют взаимопроверку. |
3) Оцените свои работы по слайду №4 | взаимооценка | Осуществляют взаимооценку |
1.3. Создание проблемной ситуации | Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе. Слайд№5 | Самостоятельно формулируют гипотезы для решения проблемной ситуации, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции. | Строят предположения |
2.Усвоение новых знаний и способов действий. | 2.1. Целеполагание и планирование | Специальными вопросами подводит учащихся к формулировке темы и цели урока: Почему погиб мышонок в опытах Пристли? -Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему? - узнать, что такое дыхание - что нужно для дыхания - что образуется в процессе дыхания - что вызвало гибель мышонка. | -Воспринимают проблемные вопросы - Формируют тему урока. | Устанавливают причинно-следственные связи. |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | - Я Вам расскажу продолжение истории опыта Джозефа Пристли. "Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Это было сделано в августе 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых". Слайд№6 - Что же произошло? ( процесс фотосинтеза у ветки мяты) - Какой можно сделать вывод? Вывод: растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород. | Воспринимают новую информацию, . | Анализируют. Делают вывод. |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Объяснение нового материала. Дополнительна информация. СЛАЙД 7 Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании. После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух. Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик. Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт. Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли. – Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив…. – Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса. - Кто же в этом случае прав? ( мышонок задыхается) - Почему у богатой дамы разболелась голова? (в темноте растения не выделяют кислород) Вернёмся в год 1987. Весна в этом году выдалась прохладной. Пожилая женщина решила обогреть рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла.Слайд№7 -Почему? (было много углекислого газа) | Обсуждение. | Осуществляют анализ объектов изучения. |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания. СЛАЙД 8 Заполнение таблицы. Приложение. | Заполняют таблицу в тетради и сравнивают с заполненной по слайду. | Систематизируют полученные знания. |
| 2.5. Поиск способа решения проблемной ситуации | -Есть ли у растений специальные органы для дыхания? Работа с учебником. стр. 59., 62 «Дыхание растений» и рис на стр 62. У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель. Охрана растений. СЛАЙД 9 -Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?» (Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относится к лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.) Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели, Чтобы новые леса поднимались в небеса Мы должны их охранять всегда. Нам жить в одной семье, Лететь в одном полёте… Давайте сохраним Ромашку на лугу, Кувшинку на реке, И клюкву на болоте. | Работают с учебником | Анализируют. Отвечают на вопрос. |
3. Рефлексия учебной дечтельности. | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Проанализируйте информацию полученную на уроке и сделайте вывод: что нового узнали о дыхании растений? Заполните таблицу. Слайд№10 Мы узнали: что процессы дыхания и фотосинтеза - противоположны друг другу. при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ. процесс дыхания происходит на свету и в темноте, а для процесса фотосинтеза необходим свет. растение дышит через чечевички и устьица. | Ученики подводят итоги своей деятельности, заполняют таблицу, соотносят результаты деятельности с целью урока. | Воспринимают оценку своей работы. |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Комментирование отметок, указание на достижения и недоработки учащихся | Подведение итогов урока. | Высказывают свое мнение и позицию. |
4.Домашнее задание. | | Дает комментарий к домашнему заданию: 1. Изучить § 8 (стр59,62.). Ответить на вопрос 3 после параграфа. 2. Написать мини-сочинение от имени молекулы кислорода «Мое путешествие по растению» | Записывают Д/З. | Уточняют задание. |
2. Почвенное питание растений это –
3. Пищеварение это –
4. Растения-паразиты это –
5. Симбиоз это -
Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания.
Заполнение таблицы.