СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Дыхание растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока, направленная на  формирование знаний о дыхании орга­низмов, как составной части обмена веществ, о дыха­нии растений и его сущности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Дыхание растений"»



Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Слизневская основная школа – Семёновская основная школа








Конспект урока по биологии 6 класс


«Дыхание растений»



Разработала: учитель биологии Комшилина Л.Ю.







Семеново 2021 год.



Сведения об авторе

Ф.И.О.

Комшилина Л.Ю.

Место работы

МБОУ Семеновская ОШ

Должность

Учитель биологии


Общая информация

Образовательная область, учебный предмет

Биология. Живой организм

Класс

6 класс

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Авторы программы: Н.И. Сонин, В.И. Сонина. – М.: Дрофа, 2016.

Учебник: Н.И.Сонин, А.А.Плешаков «Биология: Введение в биологию». 5 класс - М.: Дрофа,2016


Тема учебного занятия

Дыхание растений

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация, проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Дыхание растений

Цель урока:


формирование знаний о дыхании орга­низмов как составной части обмена веществ; о дыха­нии растений и его сущности; о роли устьиц, чече­вичек и межклетников в газообмене у растений;







Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия

Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Мультимедийное приложение

Интернет-ресурс

  1. Учебник: «Биология: Живой организм 6 класс/ Н.И.Сонин, В.И. Сонина - М.: Дрофа,2016

.

Мультимедийное приложение к учебнику Биология класс. Сонина Н.И., В.И. Сонина


http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей «Открытый урок»;

http://www.km-school.ru/r1/media/index.asp - информационные образовательные уроки «Кирилл и Мефодий»;

http://sbio.info/page.php

http://nauka.relis.ru

http://ru.wikipedia.org



Техническое обеспечение

-компьютер

-мультимедийный проектор

-экран.





































Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Задачи

Базовый («учащийся научится»)

Задачи:


Обучающиеся научатся:

Различать процессы воздушного питания и дыхания растений,

Запоминать отличительные особенности газообмена при дыхании и фотосинтезе 

Распознавать  объекты живой природы. 

Обучающиеся овладеют умениями: работать с учебником и находить необходимую информацию ; готовить презентации и сообщения; осуществлять логические операции при разрешении проблемной ситуации, решении ситуационных задач, организовывать собственную познавательную деятельность; концентрировать внимание; свободно и правильно излагать свою точку зрения при ведении дискуссии и в процессе эвристической беседы; продуктивно участвовать в эвристической беседе, дискуссии. осуществлять самоконтроль и оценку своей деятельности; предвидеть возможные результаты своих действий.

Обучающиеся убедятся в осознании ценности формирования экологической культуры и экологического типа мышления; навыков безопасного здоровьесберегающего поведения в окружающей среде.


Исходное состояние обучающихся:


- имеют опыт работы с различными источниками информации, участия в дискуссиях;

- владеют техникой публичного выступлениях;

-обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением;

- владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия);

- могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их;

- могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности


Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

Знать: особенности дыхания у растений; учатся определять значение дыха­ния в жизни растений

Уметь: объяснять роль устьиц, чечевичек и межклетников в газообмене у растений.



Познавательные УУД:

- находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

-учащиеся осваивают основы иссле­довательской деятельности, включая умение наблюдать за жизнедеятельностью растений;

-учатся в ходе простей­ших биологических экспериментов по изучению процессов жизнедеятельности растений фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов;

Регулятивные УУД:

- определять цель, проблему в учебной

деятельности;

- выдвигать версии;

- планировать учебную деятельность;

- работать по плану, сверяясь с целью

- находить и исправлять ошибки; оценивать степень достижения цели. Коммуникативные УУД

- излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, под-тверждая фактами.


-учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедея­тельности растений, у них формируются ценностно-смыс­ловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отноше­ния к растениям и их охраны.



Организационная структура урока
Этап урока, цель Структура урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

(примерные ответы)


1. Мотивация к изучению нового материала

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку

Осуществляемые действия

Формируемые умения

Учащиеся готовятся к учебной деятельности

Демонстрируют собранность, внимательность

1.2. Актуализация знаний

1) Биологический диктант. Слайд №2

(2 варианта)


Выполняют задания биологического диктанта

(2 варианта)

2) Сравните ответы вашего соседа по парте с ответами на слайде №3

Взаимопроверка

Осуществляют взаимопроверку.

3) Оцените свои работы по слайду №4


взаимооценка

Осуществляют взаимооценку

1.3. Создание проблемной ситуации

Английский химик Джозеф Пристли поставил опыт с мышонком: посадил под стеклянный колпак, опущенный краями в воду. Мышонок жил под колпаком недолго. Он задохнулся в испорченном от собственного дыхания воздухе. Слайд№5


Самостоятельно формулируют гипотезы для решения проблемной ситуации, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции.

Строят предположения

2.Усвоение новых знаний и способов действий.

2.1. Целеполагание и планирование

Специальными вопросами подводит учащихся к формулировке темы и цели урока:
Почему погиб мышонок в опытах Пристли?

-Что нам нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

- узнать, что такое дыхание

- что нужно для дыхания

- что образуется в процессе дыхания

- что вызвало гибель мышонка.



-Воспринимают проблемные вопросы

- Формируют тему урока.

Устанавливают причинно-следственные связи.


2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

- Я Вам расскажу продолжение истории опыта Джозефа Пристли.

"Я взял, - писал он, - некоторое количество воздуха, совершенно испорченного дыханием мыши, которая в нем погибла; разделил его на две части: одну часть воздуха перевел в сосуд, погруженный в воду, а в другую часть, также заключенную в сосуд с водою, посадил ветку мяты. Это было сделано в августе 1771 года. Через восемь-девять дней я нашел, что мышь прекрасно могла жить в той части воздуха, в которой росла ветка мяты, но мышь моментально погибла в другой части его. В течение семи дней пребывания в сосуде с испорченным воздухом побег мяты вырос почти на 3 дюйма и, кроме того, образовал несколько новых". Слайд№6

- Что же произошло? ( процесс фотосинтеза у ветки мяты)

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: растение как бы питалось испорченным воздухом, то есть углекислым газом. Оно росло, очищало воздух, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.



Воспринимают новую информацию, .

Анализируют. Делают вывод.

2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Объяснение нового материала.

Дополнительна информация. СЛАЙД 7

Открытие Пристли произвело большое впечатление в учёном мире. Лондонское королевское общество ученых присудило Пристли большую золотую медаль и чествовало на торжественном собрании.

После опытов Пристли с колпаком и мышью всё высшее общество заговорило о способности растений очищать воздух. В моду вошло ставить побольше цветов в комнатах: ведь они “исправляют” т.е. «очищают» воздух.

Одна очень богатая дама решила проверить это научное наблюдение на себе. Она велела дворецкому поставить в комнату на ночь побольше растений. Наутро дама проснулась с сильной головной болью и в тот же вечер на приёме рассказала всем, что Пристли плут и обманщик.

Учёные взволновались, и Королевское общество попросило Пристли повторить опыт.

Был вечер. В большом зале сидели ученые в мантиях и белых париках. Горели свечи. Все в тишине сосредоточенно наблюдали за тем, что делал Пристли.

– Вот видите мышонок в сосуде с веткой мяты жив….

– Нет, он задыхается…. и умирает, - раздались голоса.

- Кто же в этом случае прав? ( мышонок задыхается)

- Почему у богатой дамы разболелась голова? (в темноте растения не выделяют кислород)

Вернёмся в год 1987. Весна в этом году выдалась прохладной. Пожилая женщина решила обогреть рассаду томатов. Она занесла её в баню, затопила печь, но дым пошёл не в дымоход, а помещение, где стояла рассада. Когда она вернулась, рассада погибла.Слайд№7

-Почему? (было много углекислого газа)



Обсуждение.

Осуществляют анализ объектов изучения.

2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий

Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания. СЛАЙД 8

Заполнение таблицы. Приложение.




Заполняют таблицу в тетради и сравнивают с заполненной по слайду.

Систематизируют полученные знания.



2.5. Поиск способа решения проблемной ситуации

-Есть ли у растений специальные органы для дыхания?

Работа с учебником. стр. 59., 62 «Дыхание растений» и рис на стр 62.

У растений нет специальных органов дыхания, но у них в кожице листа расположены устьица, через которые происходит газообмен. Устьица состоят из двух замыкающих клеток и устьичной щели, через которую кислород поступает в межклетники листа, а затем в клетки. В клетках происходит процесс окисления органических веществ (распад) образуется углекислый газ, который удаляется из клеток через устьичную щель.

Охрана растений. СЛАЙД 9

-Итак, мы с вами установили, что растениям необходим кислород для дыхания. Но в растениях протекает противоположный процесс фотосинтез, в результате которого кислород выделяется. Без кислорода живые существа жить не могут. Ребята, как мы должны вести себя по отношению к зелёным «лёгким планеты?» (Леса являются легкими нашей планеты, поэтому нам нужно бережно относится к лесам и всем растениям на Земле и как к источнику кислорода, и как к живым существам.)

Чтобы сосны, липы, ели не болели, зеленели,

Чтобы новые леса поднимались в небеса

Мы должны их охранять всегда.

Нам жить в одной семье,

Лететь в одном полёте…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке,

И клюкву на болоте.



Работают

с учебником














Анализируют. Отвечают на вопрос.


3. Рефлексия учебной дечтельности.

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий

Проанализируйте информацию полученную на уроке и сделайте вывод: что нового узнали о дыхании растений? Заполните таблицу.

Слайд№10


Мы узнали:

что процессы дыхания и фотосинтеза - противоположны друг другу.

при дыхании растения поглощают кислород, а выделяют углекислый газ.

процесс дыхания происходит на свету и в темноте, а для процесса фотосинтеза необходим свет.

растение дышит через чечевички и устьица.


Ученики подводят итоги своей деятельности, заполняют таблицу, соотносят результаты деятельности с целью урока.

Воспринимают оценку своей работы.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Комментирование отметок, указание на достижения и недоработки учащихся


Подведение итогов урока.


Высказывают свое мнение и позицию.


4.Домашнее задание.


Дает комментарий к домашнему заданию: 1. Изучить § 8 (стр59,62.). Отве­тить на вопрос 3 после параграфа.

2. Написать мини-сочинение от имени молекулы кислорода «Мое путешествие по растению»


Записывают Д/З.

Уточняют задание.


























Приложение.

Биологический диктант.


1 вариант (вставить пропущенные термины)


  1. При________________ питании растения с помощью корня поглощают воду и _________ _________.

  2. При фотосинтезе растение поглощает _______ _________, а выделяет __________________.

  3. К растительноядным животным относятся:

  4. Основным органом воздушного питания растений являются ______________.

  5. Организмы, которые забирают у других питательные вещества и ничего не дают взамен называются _______________.


2 вариант (объяснить термины)


1.Фотосинтез это –

2. Почвенное питание растений это –

3. Пищеварение это –

4. Растения-паразиты это –

5. Симбиоз это -

Сравнение процессов фотосинтеза и дыхания.

Заполнение таблицы.

Черты процесса

Фотосинтез

Дыхание

1. В каких клетках происходит?

В клетках, содержащих хлоропласты

 Во всех клетках растения

2. Какой газ поглощается?

Углекислый газ

 Кислород

3. Какой газ выделяется?

Кислород

 Углекислый газ

4. В какое время суток происходит?

Днём

 Круглосуточно

5. Что происходит с органическими веществами?

Образуются

 Окисляются (распадаются)

6. Энергия?

Накапливается

 Выделяется






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!