СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа над понятием  " Единственное и множественное число имён существительных"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Единственное и множественное число имён существительных"»

Русский язык

Тема: Единственное и множественное число имён существительных.

Цель: дать понятие об изменении имён существительных по числам, учить употреблять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа, учить изменять существительные по числам, расширять кругозор детей, устанавливать межпредметные связи, развивать речь, наблюдательность , воспитывать бережное отношение к окружающему миру..

Планируемые результаты: учащиеся научатся определять грамматический признак имён существительных- число, изменять имена существительные по числам, использовать специальную терминологию при определении признаков части речи.

Личностные УУД: умение осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Познавательные УУД: наблюдать над формами имён существительных, употребляемых в одном числе: единственном или множественном и делать выводы, подбирать примеры таких имён существительных. Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации, взаимодействовать в паре.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичное закрепление знаний.

Оборудование: проектор, компьютер, карточки для индивидуальной работы, учебник " Русский язык", 2 класс.

Ход урока.

І.Организационный момент..

На уроке не зевай.

Сразу всё запоминай!

Чтоб минута не пропала,

Мысль чтоб точно в цель попала!

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!


ІІ.Актуализация знаний.

1) работа по карточкам(4 человека)

Карточка №1

Вставь пропущенные буквы, подчеркни лишнее слово.

Б.агаж, пут.шествие, к.стёр, х.зяйство, л.гко, п.друга, т.л.фон.

Карточка №2

Вставь пропущенные буквы, подчеркни лишнее слово.

.кскурсия, к.мбайн, ко.лектив, мята, д.лать, б.бл.отека, д.рога, б.рег.


Карточка №3

Запиши в 2 столбикаа: в 1- имена собственные, во 2- имена нарицательные.

Гончар, малина, белорус, Ворскла. кобра, монгол, Керчь, киевлянин, Владислав, Карпаты, Зорька.

Карточка №4

Запиши имена существительные в два столбика: в 1-отвечающие на вопрос кто?, во 2- на вопрос что?

Туман. волк, учитель, счастье, заяц, агроном, жизнь, старость, сторож, кенгуру, свобода, автор, Наташа, игра, восток.

2) Работа с пословицей.(Слайд 2,3)

Дерево держится корнями, а человек- друзьями.

-Составьте из слов пословицу Объясните её смысл.. Найдите имена существительные. Что мы знаем о них?

3) Минутка каллиграфии. (Слайд 4)

-Послушайте стихотворение. Какой звук чаще слышится?

Всем вараны и верблюды

вишни вёдрами везут.

Волк из вишни в воскресенье

варит вкусное варенье.

-Сегодня мы повторим написание строчной буквы в. Назовие её пару по глухости-звонкости.(Слайд5)

Начинаем писать ниже верхней рабочей строки,пишу вверх петлю ,веду вниз, закругляю, дописываю овал.

- А теперь запишем слова, начинающиеся с этой буквы.

воробьи, верблюд, волк, варенье

-Какое слово лишнее? (варенье - отвечает на вопрос что? - неодушевленное).

- На какие две группы разделим остальные слова? (птицы и звери, обозначают один предмет, два предмета и более предметов).

- Что мы можем сказать о предметах первой группы? (обозначают один предмет).

- Что мы можем сказать о предметах второй группы? (обозначают два и более предмета).

ІV.Сформулируйте тему урока.(Слайд 6)

5. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ИЗМЕНЕНИЕМ ЧИСЛА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.(Слайд 7)

ВОЛК

ВОРОНА

ВЫДРА

- Что общего у этих слов? (им.сущ-ные, одушевл., обозн. один предмет).

- Какие из перечисленных животных вам неизвестны?

ВЫДРА- животное, занесенное в Красную книгу.(Слайд 8)

- Каких животных заносят в Красную книгу?

- Почему?

- Изменить слова так, чтобы они обозначали два или более предмета.

- Какое число употребляют для обозначения одного предмета?

- Двух или более предметов?

- Какой можем сделать вывод?

ВЫВОД: для обозначения одного предмета имя существительное употребляется в единственном числе;

для обозначения двух или более предметов имя существительное употребляется во множественном числе.

- Проверим по учебнику, правильный ли сделан вывод стр61

6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ.

ИГРА «Один - много».(Слайд 9)

Весло, окно, весна, снег, рукав,

«Много - один».(Слайд 10)

Льды, воробьи, листья, деревья, крылья, ножницы.

- Работа по учебнику.

стр. 61, упр. 105

1 вариант – выписать слова в ед.числе.

2 вариант – выписать слова во мн. числе.

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

ВЫВОД - Как определить в каком числе стоит слово?

ФИЗМИНУТКА.

- Если слово стоит в ед. числе – хлопок над головой, если слово стоит во мн. числе, то присесть.

Цветы, мосты, яблоко, окно, столы, тетради, рука.

7. НАБЛЮДЕНИЕ НАД ИЗМЕНЕНИЕМ ФОРМЫ СЛОВА.

-Отгадайте загадки.(Слайд 11)

- Записать отгадки в ед.числе и во мн.числе.

Зверька узнали мы с тобой,

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел.

Какая птица в лесу обитает,

Всем своё имя называет.

Белка – белки,

бабочка – бабочки,

кукушка – кукушка.

8. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ.

(по парам)

Изменить число им. сущ., вставить пропущенные буквы. подобрать подходящие по смыслу им. сущ., поставить в нужное число.


за.ц

м.ведь

сн.гирь

л.сята

неуклюжий

красногрудые

рыжие

трусливый


- Какие это слова? (словарные) (Слайд 12,13)

Дополнительно: составить предложение с любым словом или словосочетанием.

- В каком числе употребляются им. сущ., обозначающие один предмет?

- два или более предмета?

- Какие животные были даны для задания первой группе?

(дикие)

- Занесены ли эти животные в Красную книгу?

- Надо ли их охранять? Почему?



9. РЕФЛЕКСИЯ.(слайд 14)

- Сколько предметов обозначают им.сущ., употребляемые в ед.числе?

употребляемые во мн.числе?

Оценивание. - В каком настроении вы заканчиваете урок?