1. Подготовительный | - Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в природу, которая будет проходить на пришкольном участке. Тема нашей экскурсии «Пришла красавица весна!». Мы отправляемся путешествовать в школьный парк вместе с самым красивым временем года. - Мы идем в гости к весне. А точнее, это она пришла к нам, в наши края. Весна — это прекрасное время года! Мы понаблюдаем, как изменилась природа с приходом весны. Составим план нашей экскурсии: 1. наблюдение за признаками погоды; 2. наблюдение за почвенным покровом; 3. наблюдения за явлениями природы; 4. наблюдение за растениями; 5. наблюдения за птицами 6. наблюдение за человеком Вы со своим учителям, думаю, бывали на экскурсиях. Я что-то позабыла о правилах поведения, кто мне поможет вспомнить? - Сейчас мы разделимся на группы при помощи цвето-карточек. (по 5 человек) Затем дети объединяются по цвето-карточке. Я раздаю карточки с заданиями каждой группе. -Сейчас мы идем в гардеробную, одеваемся, строимся в колону по 2 человека и отправляемся на экскурсию. | Внимательно слушают учителя. (Совместно с учителем составляют план урока) Не вреди природе. Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадается в природе. Не трогай домиков животных, их детенышей. Не трогай птичьи яйца. Не губи деревья. Береги почву. Учись наблюдать в природе (Делятся на группы поцвето-карточке) Читают задания в карточке, задают вопросы. Одеваются и идут на участок. | | |
2. Основной этап. | - Закройте глаза, вспомните, какой вы видели природу зимой и сравните ее с весенними изменениями (небо, солнце, осадки, ветер, почва). Какая погода сегодня? - Посмотрите на небо. Какого оно цвета? - Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце? - Как оно расположено относительно этого здания? - Изменилась ли продолжительность дня? - Какой весенний месяц самый холодный? -Самый теплый? - Почему? - Есть ли сегодня ветер? - Есть ли сегодня какие-либо осадки? -Что происходит весной с почвой? -Верно. С повышением дневных температур начинает подтаивать снежный покров, и в воздухе отчетливо ощущается запах талой воды. Тающий снег, первый пар от земли и дают тот самый эффект, который называют «запахом весны». Помимо этого, за зимние месяцы в земле сгнивают листья, травы, корешки, личинки и жучки, которые с первыми лучами весеннего солнца источают свой особый аромат. - Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? - Давайте остановимся и прислушаемся к природе. Что вы слышите? Сейчас поговорим об изменениях, которые произошли в растительном мире. — Как по растениям можно определить, что начинается весна? -. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора у берёзы? - Подойдите к деревьям. Потрогайте кору, понюхайте веточки деревьев. - Есть ли листья? – А как вы думаете, можно ли проверить пробудилось дерево или нет?(проблемная ситуация) – Проверить это можно, если осторожно срезать сучок березы. С разреза побегут светлые капли сока, значит корни уже начали втягивать из почвы влагу. Но просто так делать на коре зарубки нельзя, т.к. та влага, которая напитала бы почки, потечет на землю. Дерево постепенно засохнет и погибнет. А ведь для того, чтобы его вырастить, понадобиться 40–50 лет. Работа в группах по карточкам. - Мы с вами уже разделились на группы в классе. У каждой группы есть карточка. Для того, чтобы выполнить это задание, я вам укажу растения, которое вы будете описывать по плану. - Теперь мы с вами поможем растениям и соберем мусор вокруг. - А теперь давайте поиграем. Дети располагаются по кругу, проводится игра «Я знаю...» Цель игры - подвести итог проделанной работы, выяснить, что узнали дети из проведенной экскурсии. 1. Я знаю пять явлений весны... 2. Я знаю пять перелетных птиц... 3. Я знаю пять первоцветов... 4. Я знаю пять проснувшихся зверей... Игра по теме (разработать и описать) Практическое дело ( описать) | Отвечают. -Небо голубого цвета, на нем есть белые, пушистые облака. - На небе есть солнце. - Солнце всё вышеподнимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю. - Дни становятся длиннее - Март. - Май. -Сегодня ветра нет. -Осадков нет - Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной. Ответы детей. Выполняют указания учителя. Ответ детей - Кора белая с черными полосками. -Листьев нет Учащиеся высказывают разные предположения. - Выполняют задания в карточках, делают записи, зарисовки, высказывают различные предположения, делятся друг с другом впечатлениями. По окончанию работы возвращаются к учителю. Собирают мусор. Играют. А затем возвращаются в класс. | | |