Ершалаимские главы в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Цель: показать роль ершалаимских глав в структуре романа;
расширить представления о нарисованных автором характерах; формировать навыки самостоятельного анализа эпизода в произведении;
развивать интерес к творчеству М.А. Булгакова;
воспитывать нравственные чувства: нетерпимость к трусости и предательству, доброту и порядочность.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование урока: стенд, посвящённый творчеству М.А. Булгакова; стенгазета, экран, презентация, х/ф «Мастер и Маргарита», роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», словарь символов, тесты.
Ход урока:
Эпиграф:
Что такое истина?
М.А. Булгаков
Cлово учителя:
-Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какую роль играют ершалаимские главы в романе.
Мы уже говорили об оригинальной композиции романа М.А. Булгакова: роман в романе или двойной роман.
Презентация.
1 слайд.
Портрет М.А. Булгакова
2 слайд.
Мастер
3 слайд
Иешуа Га – Ноцри
4 слайд
Вечность
Беседа по вопросам:
- Почему в таком порядке расположены герои?
(Судьба Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера – в судьбе Иешуа.
Впечатление перспективы, уходящей в глубь истории, в вечность. Судьбы героев трагичны.)
Роман Мастера – это всего четыре главы, но они как раз являются той осью, вокруг которой вращается всё остальное повествование, и каждый раз М.А. Булгаков находит особый способ включения этих глав в ткань повествования. Каким же образом рассказана история Понтия Пилата?
Ответы учащихся:
1 глава рассказана Воландом Берлиозу и Ивану Бездомному.
16 главу увидел Иван Бездомный в сумасшедшем доме.
25,26 и 27 читает Маргарита. Эти главы соединены так называемыми скрепами.
Воланд спрашивает Мастера:
- О чём роман?
- Что слышит в ответ? (О Понтии Пилате).
Следовательно, именно прокуратор Иудеи был главным героем для самого автора.
- Почему? (Волновала тема человек и власть)
Анализ сцены первой встречи Иешуа и Понтия Пилата (2 глава).
- Каким мы видим Понтия Пилата? (5 й прокуратор Иудеи – колонии Рима. Представляет власть римского кесаря. Он – олицетворение власти.
Символ «В белом плаще с кровавым подбоем»)
- Что говорит Понтий Пилат о себе? (Свирепое чудовище)
- Какой вопрос в центре разговора Иешуа и Понтия Пилата?
(«зачем смущал народ , рассказывал про истину», то есть «что такое истина?»)
- Какую же истину проповедует Иешуа? (Все люди добрые, злых людей нет на свете).
- Каков Понтий Пилат в сознании Иешуа? (Добрый человек, так как злых нет, но несчастливый, ибо жизнь его скудна, а скудна потому, что он потерял веру в людей, обрёк себя на полное одиночество).
- Чем заканчивается спор об истине? (Каждый из героев остаётся при своём мнении. Иешуа пойдёт за это царство истины на голгофу, поплатится жизнью, а Понтий Пилат, отказавшись верить в истину, будет награждён бессмертием).
- Почему Пилат хочет спасти Иешуа и предаёт его казни?
4. Чтение отрывка «В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка…»
- Для чего введён эпизод с ласточкой? (Ласточка в христианстве символизирует воскрешение и олицетворяет надежду. Каждый из героев надеялся: Иешуа – на освобождение, Пилат – уговорить Каифу помиловать Иешуа).
- Итак, почему Понтий Пилат меняет своё решение? (Оказалось, что Иешуа посягал на власть римского кесаря, то есть выступал против всякой власти; привиделся кесарь (люди, имеющие власть, боятся её потерять).
- Почему Понтий Пилат не смог спасти Иешуа? (Он испугался. Страх за карьеру и жизнь, страх перед великим кесарем становится сильнее желания спасти Иешуа).
-Внутренняя несвобода позволила Пилату предать Иешуа
Как изменился Пилат после казни Иешуа? Есть ли у него совесть? (художественная деталь – тоска).
- Грозит Каифе.
- Прекращает страдания Иешуа.
- Приказывает убить Иуду и подбросить деньги Каифе.
Возмездие.
- Каково душевное состояние Понтия Пилата, когда судьба Иешуа окончательно определена? (его одолевает тоска, он не хочет видеть группу осуждённых, потому что там Иешуа, потому что нельзя встретиться с его глазами?
- Через какие детали передано состояние Понтия Пилата? (разбитый кувшин)
Каким мы видим Понтия Пилата спустя некоторое время? (чтение гл. 26)
- Какой сон снился Понтию Пилату? (Ему снится, что казни не было, «и совершенно ужасно, что такого человека нужно казнить). Бессмертие и признание себя трусом. В каких произведениях мы можем встретить наказание бессмертием? ( М.Горький «Старуха Изергиль»– Ларра).
«Трусость – это самый тяжкий порок»- такую мысль проводит автор в произведении.
Тема «Предательство»
- У Булгакова Пилат приказывает убить предателя, т.к. здесь видна воля автора, который больше всего на свете ненавидел доносчиков и предателей. Но автор следует традициям Гоголя: убийство Иуды дано как высокая трагедия, даже в падшем человеке, в предателе, могут быть человеческие чувства.
- Какие художественные детали на это указывают?
(Пение соловья в Гефсиманском саду – возможно, соловей оплакивает чью – то напрасно прожитую жизнь).
Тема «Верность» (16 глава)
5.Анализ эпизода «Левий Матвей во дворце у Понтия Пилата».
- Что доказывает верность Левия Матвея? (Желание отомстить за смерть учителя; ненавидит Понтия Пилата: «Левий с ненавистью посмотрел на Пилата…»; узнав, что Иуда убит, растерян.)
- Как меняется отношение автора к Понтию Пилату?
В этом эпизоде автор на стороне Пилата, поскольку тот раскаялся (в отличие от библейских глав).
- Как судьба наказала Пилата за трусость?
6.Просмотр видеофрагмента.
- Почему Понтий Пилат прощён? (Так решил Мастер; проявлено милосердие).
7.Работа с тестами.
8. Подведение итогов:
- Зачем Булгакову понадобился такой художественный приём – параллельно повествованию о современности вести ещё и линию романа Мастера, где рассказывается о событиях, происходящих две тысячи лет назад?
(Роман посвящён вечным проблемам, они существуют и сейчас: трусость, предательство, верность).
- Дают ли ершалаимские главы ответ на вопрос: что такое истина?
Домашнее задание: Ответить на вопрос в форме эссе: кто в романе, на ваш взгляд, по – настоящему свободен?