Актуализация субъективного опыта учащихся
1. Солнце – ближайшая к нам звезда. (Да.)
2. На космическом корабле можно опуститься на поверхность Солнца. (Нет.)
3. Солнце – огненный шар. (Да.)
4. Солнечные лучи несут вред всему живому на Земле. (Нет.)
5. Луна – самое яркое небесное тело в ночном небе. (Да.)
6. Луна – планета, которая движется вокруг Солнца. (Нет. Луна – спутник.)
7. Кратеры – бывшие моря и океаны на поверхности Луны. (Нет.)
(Углубления, образованные от падения метеоритов.)
8. Земля больше Луны. (Да.)
9. Солнце и Луна – одинаковы по величине. (Нет.
-Обратите внимание ребят на картинки и предложите переставить буквы и прочитать ключевое слово урока.
КОСМОС
Работа по учебнику. Изучение нового материала
- Ребят откройте учебники стр 50. Какая тема нашего урока?
- Определите цель нашего урока.
Определяют цель, которую нужно достичь к концу урока.
– Можно ли все светящиеся точки на небе назвать звездами?
– Давайте внимательно посмотрим на ночное звездное небо. (Иллюстрации с изображением звездного неба с планетами.)
– Меняется ли звездное небо? Что изменилось? (На звездном небе есть светящиеся кружочки, которые непрерывно меняют свое место на небе.)
– Что это за небесные тела? (Это планеты. Слово «планета» означает блуждающая. Эти космические тела похожи на звезды, но в отличие от звезд – огромных раскаленных светящихся шаров, – планеты представляют собой остывшие холодные небесные тела.)
– Если планеты – остывшие небесные тела, то как же мы их видим? (Они светят не своим, а отраженным солнечным светом.)
– Кто наблюдал за небом после захода Солнца или в утренние часы? (После захода и перед восходом Солнца с Земли можно наблюдать яркую планету Венеру. Венера и Земля имеют почти одинаковую величину. Венера ближе к Солнцу, чем Земля. Поэтому Солнце освещает и нагревает ее намного сильнее, чем Землю. Сияя ровным бледно-желтым светом, Венера по яркости уступает только Луне.)
– Рассмотрите расположение планет вокруг Солнца. Что это за дорожки вокруг Солнца? (Вокруг Солнца движутся по своим орбитам планеты.)
– Давайте перечислим их. (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.)
– Вы назвали планеты в какой последовательности? (В порядке удаления их от Солнца.)
– Рассмотрите рисунок на с. 52.
Предложите ребятам рассмотреть Солнечную систему, прочитать названия планет по порядку относительно Солнца, назвать самую большую планету, самую маленькую и планеты-соседи.
Физминутка
Проблемный вопрос.
-На какие группы можно разделить все планеты?
Исследование. «Как движутся планеты?»
Раздайте 8 учащимся ленты разной длины. Привяжите ленточки на карандаш, палочку. Учащийся «Солнце» держит карандаш над головой, вокруг него вращаются «планеты».
Спросите, какая планета делает оборот вокруг Солнца быстрее? Почему?
Проблемный вопрос.
Предположите, почему планеты не сталкиваются. (Гипотезы детей.)
Прочитайте сообщение Всезнамуса.
Игра «Планеты, стройся!»
Игру можно провести несколько раз, чтобы все ученики поучаствовали.
Раздайте карточки с названиями планет.
– Вот мы и узнали, что вокруг Солнца вращаются планеты. У каждой свой
путь, называемый орбитой. Запомнить названия и очередность планет вам поможет считалка:
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз,
Венера – два-с,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун.
(А. Усачев)
Работа с рисунком в учебнике.
-Познакомьте с информацией о Плутоне.
Комментарии педагога.
-После открытия в 1930 г. американским астрономом К.У. Томбо планеты Плутон (которую в 2006 году исключили списка планет из-за маленького размера) казалось, что перепись планет Солнечной системы завершена.
Однако совсем недавно появилось сообщение о том, что американский астроном Роберт Мак Миллан открыл новое космическое тело, которое может являться новой планетой Солнечной системы.
Создание модели.
Предложите рассмотреть и сравнить размеры планет и создать фруктовую модель Солнечной системы.
|