Конспект урока литературы, 1 курс СПО
«Этапы биографии и творчества Н.В.Гоголя»
Цели урока: - открыть обучающимся своеобразие Гоголя как писателя и человека,
непохожего на предшественников и современников;
литературы XIX века с точки зрения истории и литературы;
- понять, почему личность и творчество Гоголя неоднозначно
воспринимались современниками.
Его сверкающие остроумием и несравненным
юмором произведения — самая потрясающая
из мировых трагедий, как и его личная
жизненная судьба.
Лев Шестов.
Ход урока
Вступительное слово о Н.В.Гоголе.
Н.В.Гоголь – один из величайших русских писателей. Литературную известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), насыщенный украинским этнографическим материалом, романтическими настроениями, лиризмом и юмором.
Творчество Гоголя, его роль в русской литературе раскрывалась постепенно, поражая все более высокими уровнями. Для последователей Гоголя, представителей «натуральной школы», большое значение имели социальные мотивы, снятие всяческих запретов на эту тему и материал, «бытовая конкретность», а также гуманистический пафос в обрисовке «маленького человека» (Ю.В.Манн). В творчестве Гоголя раскрылась христианская философско-нравственная проблематика.
«Проза Гоголя, по меньшей мере, четырёхмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир… «(В.Набоков). Всё это обусловило огромную и всё возрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре.
С юных лет Гоголь много трудился, читал. Ещё в Нежине увлекался чтением А.С.Пушкина, К.Ф.Рылеева, Г.Р.Державина. За два года до окончания гимназии Гоголь начал вести своеобразный дневник, который назывался «Книга о всякой всячине». В ней он записывал всевозможные сведения в алфавитном порядке.
Николай рос очень впечатлительным ребенком, многие его рассказы были навеяны детскими переживаниями. Так, например, в 5 лет ночью в большом доме его здорово напугала кошка. Впоследствии на свет появилась повесть «Майская ночь, или Утопленница», где есть эпизод, когда мачеха превращается в черную кошку.
В 10 лет писатель пережил тяжелое психологическое потрясение — не стало его любимого 9-летнего брата Ивана. Это семейное несчастье оставило глубокий след в его душе. Произошедшая история усугубила душевное расстройство, признаки которого были замечены у писателя впервые в возрасте 5 лет. В дальнейшем это оказало огромное влияние на его творчество.
Как-то раз Гоголь притворился сумасшедшим. В Нежинской гимназии, где он учился, практиковали телесные наказания. Писатель разыграл душевную болезнь, чтобы его не высекли за провинность, и вместо неминуемой порки провел 2-недельный отпуск в больнице.
Гоголь знатным был хитрецом. Если он, прогуливая уроки, попадался на глаза директору, то без тени смущения отвешивал ему комплимент: «Матушка поручила засвидетельствовать вашему превосходительству усерднейший поклон и донести, что по вашему имению идет все очень хорошо». Так писатель искусно избегал наказания — уловка срабатывала всякий раз.
Николай Васильевич был известным шутником. Однажды он разыграл товарища по гимназии, внушив ему, что у того что-то с глазами: «Знаешь, Риттер, давно я наблюдал за тобою и заметил, что у тебя не человечьи, а бычачьи глаза». Поверив в это, бедняга перепугался и пожаловался директору, а тот, решив, что парень помешался, отправил его в больницу. Только спустя неделю врачам удалось убедить юношу, что с глазами все в порядке.
Товарищи по гимназии не очень-то верили в литературный талант Гоголя. Ему часто говорили: «В стихах упражняйся, а прозой не пиши: очень уж глупо выходит у тебя».
Как-то на уроке гимназист-Гоголь в надежде отличиться подсунул профессору словесности стихотворение Пушкина. Тот, по обыкновению своему, стих поправил и вернул обратно со словами: «Вникни-ка, у кого лучше вышло».
Еще один факт из биографии Гоголя связан с его необычным увлечением. Писатель уделял много времени совершенно не мужскому занятию. Николай Васильевич с детства занимался рукоделием. Появление весьма оригинального хобби объяснялось просто. В детские годы прозаик на правах старшего брата принимал активное участие в любимых занятиях четырех своих сестер. Со временем Гоголь научился вышивать, вязать спицами шапки, шарфы, искусно кроить и шить одежду.
Николай Васильевич был сладкоежкой и отправлял в рот конфету за конфетой, создавая свои великие произведения. А для лучшей концентрации любил катать хлебные мякиши.
Гоголь собирал книги маленьких размеров и питал особую страсть к своей коллекции. Даже «Вечера на хуторе близ Диканьки» у писателя имелись в карманном варианте. Содержание книг Николая Васильевича мало интересовало. Поэтому писатель, всегда ненавидевший точные науки, однажды заказал миниатюрный математический справочник (размером 7 на 10 сантиметров) для своей личной коллекции.
У Гоголя была тафефобия — боязнь быть заживо похороненным. Страх настолько завладел писателем, что он даже составил завещание, в котором велел похоронить его лишь в том случае, если будут замечены признаки разложения тела.
Когда в 1931-м останки писателя переносили на Новодевичье кладбище, обнаружилось, что из гроба покойного пропал череп. Существует мнение, что его похитил меценат Алексей Бахрушин для своей коллекции. В его театральном музее в Москве хранится три черепа, один из которых, предположительно, принадлежит великому писателю.
Викторина по биографическим фактам и произведениям Н.В.Гоголя.
- Где и когда родился Н.В..Гоголь?
- Какое образование получил Гоголь?
( С 1818-1820 гг. учился в Нежине, в Гимназии высших наук князя А.А.Безбородко).
- Какие науки изучал Гоголь в гимназии?
- Как назывались гимназические литературные журналы, организатором которых был Гоголь?
(«Северная заря», «Звезда», «Метеор литературы»
- Под каким псевдонимом было опубликовано первое произведение Гоголя? (В 1829 году под псевдонимом В.Алов.)
- Сюжеты каких произведений были подсказаны Гоголю Пушкиным?
(Комедии «Ревизор» и поэмы «Мёртвых душ»)
- В каком театре впервые была поставлена комедия Гоголя «Ревизор»?
(В Александрийском театре в 1836 году).
- Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?
(«На зеркало неча пенять, коли рожа крива»).
- Кому из героев Гоголя принадлежат эти слова: «Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в русской земле, не было таких товарищей!»
(Тарасу Бульбе)
- Кому принадлежат эти слова: «Как взбежишь по лестнице к себе на четвёртый этаж, скажешь только кухарке: «На, Мавруша, шинель…
(Хлестакову – «Ревизор»)
- Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»?
(Город находится между Пензой и Саратовым).
Сообщения обучающихся.
Темы сообщений:
Личность и творчество Гоголя в восприятии современников.
Н.В.Гоголь – религиозный мыслитель.
Гоголь и театр.
Последние дни писателя.
Остальные обучающиеся в ходе сообщений делают записи в своих тетрадях.
Беседа по теме урока
- Почему у Гоголя любовь к творчеству Пушкина сопровождается внутренней полемикой с ним?
- Почему личность и творчество Гоголя так неоднозначно воспринимались современниками?
- В чём причина резкой полемики Гоголя с Белинским по поводу книги «Выбранные места из переписки с друзьями»?
Домашнее задание.
- Подготовить рассказ о жизни и творчестве Н.В.Гоголя.
- Прочитать «Петербургские повести».