СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – первый русский реалистический роман, «энциклопедия русской жизни».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по роману "Евгений  Онегин"

«Евгений Онегин»  А.С. Пушкина – первый русский реалистический роман, «энциклопедия русской жизни» .

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – первый русский реалистический роман, «энциклопедия русской жизни».»

ТЕМА: «Евгений Онегин» А.С. Пушкина – первый русский реалистический роман, «энциклопедия русской жизни»

Цели: обобщить и углубить знания учащихся о романе «Евгений Онегин», показать широту изображения русской действительности в романе; выявить черты реалистического романа, выявить позиции критиков, доказать справедливость слов Белинского.

Задачи урока:

Образовательные:познакомить с понятием «реализм»; представить общую характеристику романа; провести обзор содержания романа; познакомить с мнением критиков.

Развивающие: развитие умений и навыков исследовательской деятельности; формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

развитие умений формулировать вопросы по тексту произведения, умение участвовать в коллективном диалоге;

умение анализировать различные формы выражения авторской позиции;

формирование умений устно или письменно отвечать на проблемный вопрос;

развитие умения формулировать проблему.

Воспитательные: вовлечь в активную практическую деятельность;

создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности;

воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования; воспитание ценностного отношения к слову.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебники, тетради, электронная презентация, ПК, тексты романа А.С. Пушкина « Евгений Онегин»

Ход урока

1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(1 минута).

Приветствие учащихся, проверка явки учащихся, заполнение учителем классного журнала, проверка готовности учащихся к уроку, настрой учащихся на работу.

2. Слово учителя:

-сегодня мы должны подвести итог изучению романа «Евгений Онегин», подготовиться к сочинению по данному произведению, запишите число, классная работа

3.Актуализация знаний и проверка д/з 5 минут

А) работа по карточкам- 4 человека

Б) определите, кому принадлежат слова (отрывки из романа)


Автор, об Онегине



Письмо Татьяны




Проповедь Онегина, его объяснение с Татьяной




Автор об Ольге


Татьяна, объяснение с Онегиным


в) класс – самостоятельно, проверка- по цепочке

- Восстановите хронологию событий в романе;

а) Письмо Онегина к Татьяне
б) Дуэль Ленского и Онегина
в) Письмо Татьяны к Онегину
г) Возвращение Онегина в Москву после путешествий.
д) Онегин знакомится с Ленским.
е) Онегин едет в деревню. Смерть дяди.
ж) Сон Татьяны (о чудовище)
з) Знакомство с Онегиным
и) Знакомство с Татьяной Лариной



1

2

3

4

5

6

7

8

9

е

з

д

и

в

ж

б

г

а



4)Целеполагание -- 3 минуты

Эпиграфы к уроку:

…Первый русский реалистический роман, который помимо неувядаемой его красоты имеет для нас цену исторического документа

А. М. Горький

«Онегина» можно назвать «энциклопедией русской жизни»..

В.Г. Белинский



-Как вы думаете, почему именно эти слова служат сегодня эпиграфами к уроку? Сформулируйте тему урока, соединив оба эпиграфа:

«Евгений Онегин» А.С. Пушкина – первый русский реалистический роман, «энциклопедия русской жизни»

-Запишите тему в тетрадь.

-Какие задачи вы бы поставили сегодня на уроке?

(доказать , что « Ев. Онегин»- энциклопедия русской жизни, познакомиться с мнением критиков о произведении, доказать, что роман – это реалистическое произведение, несмотря на то, что создан был в первой трети 19 века.)

5) Объяснение нового материала:

1)Слово учителя, беседа

- Ребята, во время чтения романа, вам встречались авторские отступления, это были такие главы, которые Пушкин поместил между главами, раскрывающими основной сюжет. Как вы думаете, для чего поэт создавал лирические отступления,?

(В них он делится с читателями творческими планами, приводит факты из своей жизни, объяснят суть тех или иных явлений). Найдите примеры авторских отступлений в первой главе.(строфы 18, 19, 29)

2)-Сообщение ученика об авторских отступлениях в романе

-Прослушайте сообщение и запишите основные темы авторских отступлений.

В  романе «Евгений Онегин» насчитывается множество авторских отступлений. Именно благодаря им действие романа выходит за рамки частной жизни героя и расширяется до масштабов общероссийских. В. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», поскольку авторские отступления раскрывают противоречия, тенденции и закономерности эпохи, на первый взгляд, не имеющие прямого отношения к сюжетной канве романа, но ярко демонстрирующие отношение к ним Пушкина. Однако, образ автора не исчерпывается только лирическими отступлениями (авторские комментарии и замечания рассеяны по всему тексту романа). 

Принято выделять следующие группы авторских отступлений в романе:

1) Отступления автобиографического характера:

2) Отступления философского характера (о течении жизни, о природе, о преемственности поколений, о собственном бессмертии):

3) Авторские отступления о русском языке:

4) Авторские отступления о литературе и культуре пушкинского времени, о литературных героях, о поэтических жанрах:

5) Авторские отступления о любви и дружбе (часто носят ироничный характер):

6) Авторские отступления о современном обществе, нравах, вкусах, образовании, молодежи:

7) Авторские отступления о Москве:

8) Авторские отступления о романе:

9) Авторские отступления о дорогах России и ее будущем:

10) Авторские отступления о дуэли и убийстве

1) Авторские отступления о балах, о женских ножках, о вине, о кухне, об альбомах:

6)Закрепление

-Определите, о чем авторское отступление:

1) Я думал уж о форме плана
И как героя назову;
Покамест моего романа
Я кончил первую главу;( о романе) (Гл. I, строфа LX)

2) Москва... как много в этом звуке )гл.7, стр. 36)
Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

3) (Гл. VII, строфы XXXIII-XXXIV)- о России, ее будущем.

4) Гл. XVIII, строфы I-II)-автобиографические отступления

-Так, почему Горький назвал роман «Евгений Онегин» первым реалистическим романом?

(Т.о. поэт даже в отступлениях говорит о судьбе России, об образовании, кулультуре,, т. О. Пушкин создал реалистическое произведение.)

-Чем реализм отличается от романтизма?( романтический герой хочет вырвать ся на свободу,, а реалистический герой живет в услових определенных средой его обитания)

-Работа с учебником- с.214- реализм- чтение статьи.



Слово учителя.

За всесторонний и широчайший охват современной Пушкину эпохи в романе, показ всех слоев русского общества, общественно-экономической и культурной жизни России, а также за глубину типических образов, богатство идей и чувств, В. Г. Белинский назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни».

Пушкин реалистически подошел к изображению своих героев; он показал их и в будничной жизни, и в исключительных обстоятельствах. «Он любил сословие… к которому принадлежал сам, – писал о Пушкине Белинский, – и в «Онегине» он решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с ним и общество, в том виде, в каком оно находилось в избранную им эпоху…»

Перед нами светский Петербург и патриархально-дворянская Москва, поместная деревня и частный семейный быт, общественная жизнь и народные святочные гаданья, работа крепостных девушек и прекрасные зарисовки сельской природы…

Не случайно Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «самым задушевным произведением Пушкина», в котором с наибольшей полнотой отразилась «вся жизнь, вся душа, вся любовь» поэта, «его чувства, понятия, идеалы».

II. Работа по рядам

1 ряд – воссоздайте картины народной жизни на страницах пушкинского романа.

Гл.2 , 3

(Рассказ о крепостной няне Филипьевне, история ее горькой жизни, взаимоотношения с Татьяной. Речевая характеристика няни. Образ ключницы Анисьи. Эпизоды, рисующие крестьянскую жизнь. Земледельческие работы, приметы, поверья, гадания и др.)

2. ряд – картины , изображающие столичное и провинциальное дворянство.

1) Столичное дворянство и высший свет.

Анализ  строфы  45  из  главы  7.  Разоблачительная  интонация  этой фразы.

Анализ строфы 48 из главы 7. Насмешка и негодование в словах: «И даже глупости смешной в тебе не встретишь, свет пустой!»

Анализ строф 24–25 из главы 8. Сатира на высший свет. Ограниченность интересов, пошлость, бессодержательность жизни.

2) Провинциальное дворянство. (Рассказ о жизни Лариных, отца и матери, их гостей с «говорящими» фамилиями. Бытовые картины из жизни провинциальных дворян: бал, именины, приемы гостей, отношение к крепостным, детям, воспитанию и образованию..)

3. Картины русской природы на страницах романа. Прочитать, найти средства художественной выразительности привести примеры., (Изображение Пушкиным разных времен года.

Лето – строфа 40 из главы 4, строфа 15 из главы 7.

Осень – строфы 40–41 из главы 5, строфа 30 из главы 7.

Весна – строфы 1–3 из главы 7.

Зима гл 7 стр.30. гл.5 стр.1-2

или



Пейзаж всегда реалистичен. Поэт изображает природу средней полосы России, преобладает радостное восприятие природы. Огромное значение имеет пейзаж в раскрытии душевных переживаний героев. Картины природы проникнуты чувством любви к родине.)

- Т.О. что же позволило Белинскому назвать роман «энциклопедией русской жизни? (Пушкин нарисовал идейные течения той эпохи, деятелей декабристского движения, состояние литературы и искусства, различные экономические теории и др. Все это и позволило В. Г. Белинскому назвать роман Пушкина «энциклопедией русской жизни».)



-Составьте опорную схему. столичное дворянство, жизнь крестьян, московское дворянство, поместное дворянство, образование, культура, литература, экономика





«Евгений Онегин»-«энциклопедия русской жизни»





-Работа с учебником, страница 242-247

- Какие взгляды критиков вы разделяете, обоснуйте свое мнение.

-Можно ли согласиться с Писаревым?

Автор выступает и как рассказчик, и как действующее лицо. Он любит «милую Татьяну», дружит с Онегиным, принимает активное участие в их судьбе. Он любуется своими героями, переживает за них или осуждает их поступки. «Близость настроений героев романа и автора так значительна, что многие лирические отступления автора могли бы стать внутренними монологами героев», – пишет В. Г. Маранцман [10].

В попутных высказываниях и суждениях Пушкина – итог всего им пережитого и перечувствованного – «ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

- Подходит ли роман Евгений Онегин в качестве аргументации к сочинению 15.3. К какому нравственному понятию? (любовь, безответная любовь)

Домашнее задание.

1. Прочитать по учебнику статью о романе «Евгений Онегин».

2. Выбрать тему сочинения, составить план, подобрать цитаты из текста.





























































В  романе «Евгений Онегин» насчитывается множество авторских отступлений. Именно благодаря им действие романа выходит за рамки частной жизни героя и расширяется до масштабов общероссийских. В. Г. Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни», поскольку авторские отступления раскрывают противоречия, тенденции и закономерности эпохи, на первый взгляд, не имеющие прямого отношения к сюжетной канве романа, но ярко демонстрирующие отношение к ним Пушкина. Однако, образ автора не исчерпывается только лирическими отступлениями (авторские комментарии и замечания рассеяны по всему тексту романа). 

Принято выделять следующие группы авторских отступлений в романе:

1) Отступления автобиографического характера:

2) Отступления философского характера (о течении жизни, о природе, о преемственности поколений, о собственном бессмертии):

3) Авторские отступления о русском языке:

4) Авторские отступления о литературе и культуре пушкинского времени, о литературных героях, о поэтических жанрах:

5) Авторские отступления о любви и дружбе (часто носят ироничный характер):

6) Авторские отступления о современном обществе, нравах, вкусах, образовании, молодежи:

7) Авторские отступления о Москве:

8) Авторские отступления о романе:

9) Авторские отступления о дорогах России и ее будущем:

10) Авторские отступления о дуэли и убийстве

1) Авторские отступления о балах, о женских ножках, о вине, о кухне, об альбомах: