СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Ф.М.Достоевский. Жизненный и творческий путь писателя"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первый урок при изучении творчества Федора Михайловича Достоевского. Цель этого урока -познакомить учащихся с биографией русского писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества. К уроку учащимся было дано опережающее задание - подготовить материал о жизни и творчестве писателя.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Ф.М.Достоевский. Жизненный и творческий путь писателя"»

Название предмета: литература

Класс: 10

Дата:

Урок № 83


Тема урока: Ф.М. Достоевский. Жизненный и творческий путь писателя.

Тип урока: изучение нового материала.



Цели урока:

-познакомить учащихся с биографией русского писателя Ф.М. Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества.

- развитие навыков самостоятельной работы, умения работать с информацией, умения обобщать и систематизировать материал по определенному вопросу,

- развитие критического мышления и умения работать в группе.

- воспитание чувства гордости за русскую литературу.



Оборудование: компьютер, электронная презентация, портрет писателя, учебники, тесты



ХОД УРОКА



I.Организационный момент.

Слово учителя. Читает отрывок из письма Ф.М. Достоевского брату.



Человек есть тайна. Ее надо разгадывать,

и даже если будешь разгадывать ее на протяжении всей жизни,

не говори, что потратил время;

я занимаюсь этой тайной, потому что хочу быть человеком.

Ф. М. Достоевский



II. Мотивация. Целеполагание.

Ребята, сегодня мы будем говорить о Федоре Михайловиче Достоевском и его творчестве. Мы попытаемся понять, чему же учит нас Достоевский, что может дать нам, современным людям, писатель, живший в 19 веке. Быть может мысли и выводы, к которым он приходит, сегодня неактуальны?

Произведения Достоевского сложны, требуют вдумчивого чтения, определенных усилий не только ума, но и души. Вместе с тем, его книги просты и понятны, если читать их с неравнодушным сердцем. Чтобы чувствовать себя человеком в мире людей, мы должны задать себе вопросы: для чего и как мы живем? Что может позволить себе человек? Где границы человеческой свободы? Великий писатель через свой взгляд на мир, на человека, указывает нам путь самим к себе.



-  Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока. (ответы обучающихся)

Наша задача на уроке – опираясь на сообщения подготовленных учащихся, создать собственное представление о личности писателя Достоевского, о своеобразии его творчества.



III.Изучение нового материала.

Знакомство с этапами биографии писателя. (Работа в парах)

Сейчас мы прослушаем выступление, которые были подготовлены дома. Вы сами будете оценивать эти выступления, чтобы оценки были объективными, мы должны разработать критерии оценивания устного выступления. Как вы думаете, какое выступление интересно слушать? Интерес к информации зависит от самой информации или как её преподносят? (Учащиеся разрабатывают критерии)

Примерные критерии: информативность, эмоциональность, понятность изложения, оригинальность

(Группам раздаются оценочные листы, себя группа не оценивает)

По ходу выступления обучающихся от каждой группы вы будете оценивать их работу.



Примерное выступление 1 группы.

«Детство и юность писателя (1821-1837)».

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 г. в Москве. “Я происходил, — писал он, — из семейства русского и благочестивого”. Отец – Михаил Андреевич — сын униатского священника, врач московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 получил звание потомственного дворянина. Мать — из купеческой семьи, женщина религиозная.

Достоевские были небогаты, но вполне обеспечены и, не позволяя себе никакой роскоши и излишеств, никогда не нуждались в необходимом. Часто говорят о деспотизме отца Достоевского, но это не так. По воспоминаниям современников, Михаил Андреевич был странный человек обладал трудным, тяжёлым характером: строгий и требовательный к себе, он был ещё строже и требовательнее к другим; постоянно угрюмый, нервный, подозрительный и, часто ревнивый и вспыльчивый, он заставлял часто страдать и жену, и детей. Но отец Достоевский был в то же время добрым, прекрасным семьянином и в высшей степени гуманным, просвещённым человеком. Он любил своих детей и умел их воспитывать; своим стремлением к прекрасному писатель Достоевский больше всего обязан своему отцу и домашнему воспитанию. В тот век, когда главным средством воспитания были розги, он не только никогда не применял к детям телесного наказания, но не ставил их на колени в угол и, при своих ограниченных средствах, не отдавал своих детей в казённую гимназию только потому, что там детей пороли... Вдова Достоевского говорила, что её муж любил вспоминать о своём “счастливом и безмятежном детстве” - с нежной, любящей и любимой матерью, любящими нянями, рассказывавшими интересные сказки, с самым большим другом – братом Михаилом, с богатым детским миром – кроме Федора в семье было еще 6 детей: все его воспоминания говорят не только о “счастливом”, но и о хорошем детстве, воспитавшем в нём человека и писателя. 

Достоевский вспоминал: “С тех пор, как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства. Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории Карамзина, которого вслух по вечерам читал нам отец. Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным”.

И если Достоевский в 16 лет пережил смерть Пушкина как великое русское горе, то кому он этим обязан, как не своей семье, рано привившей ему любовь к литературе? Как ни важно, что Достоевский на всю жизнь сохранил хорошую память о своём детстве, ещё важнее, что эта память дала ему большой творческий материал. Как не увидеть в рассказе старца Зосимы о своём детстве отголосок воспоминаний самого Достоевского: “Из дома родительского вынес я лишь драгоценные воспоминания, ибо нет драгоценней воспоминаний у человека, как от первого детства его в доме родительском, и это почти всегда так, если даже в семействе только чуть-чуть любовь и мир. Да и от самого дурного семейства могут сохраниться воспоминания драгоценные, если только сама душа твоя способна искать драгоценное. К воспоминаниям домашним причитаю и воспоминания о священной истории, которую в доме родительском, хотя и ребёнком, я очень любопытствовал знать. Была у меня тогда книга, священная история с картинками, под названием: “Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета”, и по ней я и читать учился. И теперь она у меня здесь на полке лежит, как драгоценную память сохраняю”. Эта черта подлинно автобиографическая: Достоевский действительно учился читать по этой книге, и когда в 1870 году нашёл у букиниста точно такую же книгу, очень обрадовался и сохранял её как реликвию. 

Достоевский вынес много хороших воспоминаний из детства, но одно следует отметить, которое приобрело для него значение символа веры в русский народ.
Когда Достоевскому было 10 лет (1831), его родители приобрели имение, и с тех пор дети с матерью проводили летние месяцы в деревне. Достоевский видел жизнь простого, трудового русского крестьянина. Как-то в августовский день мальчик блуждал в лесу, и вдруг он услышал (или ему послышался) страшный крик: "Волк!". Мальчик со всех ног бросился бежать из лесу и оказался на поляне, где мужик Марей пахал землю. Достоевский бросился к нему и схватил его за руку, дрожа всем телом и повторяя всё одно и то же: "Волк! Волк!" Большой рыжий мужик стал ласкать его и успокаивать: "Что ты? Какой волк? Померещилось... Окстись. Христос с тобой! Уж я тебя волку не выдам!" – и своими заскорузлыми пальцами в земле Марей перекрестил дрожащего мальчика.
Это воспоминание сохранилось на всю жизнь в Достоевском. "Уж я тебя волку не выдам" — он всегда верит, что простой русский народ, с которым родители Достоевского старались сблизить своих детей, а не отделять от него (иначе такая оценка была бы немыслима), не "выдаст его волку", защитит и не обманет его веры в Россию.


Родители рано начали обучать его, и с ним, как и с другими детьми, занимались мать и диакон, затем он с братом Михаилом был отвезён в полупансион Дракусова, но продолжал жить в семье, которая заботилась о его воспитании и продолжала заботиться и тогда, когда тринадцатилетнего мальчика отдали (в 1834 году) в пансион Чермака, и тогда Достоевский со своим братом Михаилом проводили каждую субботу и воскресенье дома, да и в самом пансионе он продолжал жить теми же интересами, которые в нём воспитали его родители. Он много читал (Жорж Санд, В.Гюго, Диккенса), но не сближался с товарищами и дружил только со своим верным другом-братом. Последний год пребывания в пансионе был трудным для юноши Достоевского: 29 января 1837 года умер Пушкин, 27 февраля он лишился своей любящей и самоотверженной матери»

2.Примерное выступление 2 группы

«Обучение в Главном инженерном училище »

С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище (впоследствии всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным). Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества. Достоевский старался уйти — в мир Пушкина, Шиллера и Корнеля. Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К. А. Трутовский, Достоевский держался замкнуто, однако поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые литературные замыслы. Годы, проведённые в училище, можно считать годами становления писателя.

Григорович, который учился вместе с ним: « Фёдор Михайлович уже тогда выказывал черты необщительности, сторонился не принимал участия в играх, сидел, углубившись в книгу, и искал уединённого места… В реакционное время его всегда можно было… найти… с книгой». И ещё: «Его начитанность изумляла меня».

Достоевский читал в то время Шиллера и Шекспира, Гёте и Бальзака. И именно в годы учёбы он научился понимать Гоголя, вернее, подмечать те жизненные ситуации, которые так умел воплощать на бумаге Гоголь. Ещё юнкером он сочинил не дошедшие до нас произведения «Борис Годунов» и «Мария Стюард».

В начале лета 1839 года умер отец. Будущий писатель очень тяжело перенёс эту трагедию, тем более что упорно ходили слухи о том, что Михаила Андреевича убили свои же крестьяне в селе Даровое (Тульская губерния), которое они купили в 1831 году и в котором маленький Федя проводил каждое лето.

И именно со смертью отца связан первый приступ эпилепсии, который преследовал Фёдора Михайловича до конца жизни.

По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 г. Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.
Вопрос на размышление:

- Как вы думаете, если бы Достоевский не уволился из армии, как бы сложилась его жизнь?







3.Примерное выступление 3 группы

Роман "Бедные люди" (1845г.)

Зимой 1844 Достоевский задумал роман “Бедные люди”, работу над которым он начал, по его словам, “вдруг”, неожиданно, но отдался ей безраздельно. Еще в рукописи Д. В. Григорович, с которым он в то время делил квартиру, доставил роман Н. А. Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь напролет читали “Бедных людей”. Под утро они пришли к Достоевскому, чтобы выразить ему восхищение. Со словами “Новый Гоголь явился!” Некрасов передал рукопись В. Г. Белинскому, который сказал П. В. Анненкову: “... роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому”. Впоследствии Фёдор Михайлович вспоминал: «Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни».

Роман был напечатан в 1846 в “Петербургском сборнике” Некрасова, вызвав шумные споры. Рецензенты, хотя и отмечали отдельные просчеты писателя, почувствовали громадное дарование, а Белинский прямо предрекал Достоевскому великое будущее. Первые критики справедливо заметили генетическую связь “Бедных людей” с гоголевской “Шинелью”, имея в виду и образ главного героя полунищего чиновника Макара Девушкина, восходивший к героям Гоголя, и широкое воздействие гоголевской поэтики на Достоевского. Тема “маленького человека” и его трагедии нашла у Достоевского новые повороты, позволяющие уже в первом романе обнаружить важнейшие черты творческой манеры писателя: сосредоточенность на внутреннем мире героя в сочетании с анализом его социальной судьбы, способность передавать неуловимые нюансы состояния действующих лиц, принцип исповедального самораскрытия характеров (не случайно избрана форма “романа в письмах”), система двойников, “сопутствующих” главным героям. 

«Бедные люди» открывают целый цикл произведений, показывающих жизнь различных слоёв общества. Достоевский пишет повести «Двойник», «Хозяйка», «Роман в десяти письмах», «Господин Прохарчин», «Ползунков» и, к радости многих, несколько повестей о «мечтателях». Появлению произведений о «мечтателях» предшествовала публикация Достоевским ряда фельетонов под общим названием «Петербургская летопись» (1847), в которых он объяснил причину появления «мечтателей» в жизни. Не чувствуя в себе сил для борьбы, они («мечтатели») уходят в свой вымышленный мир, фантазий и мечтаний.

Самым «главным» мечтателем у Достоевского был главный герой повести «Белые ночи».

4.Примерное выступление 4 группы

«О кружке Петрашевского, суде, ссылке Достоевского (1846-1859)»

В 1846 г. Достоевский сблизился с кружком братьев Бекетовых (среди участников — А. Н. Плещеев, А. Н. и В. Н. Майковы, Д. В. Григорович), в котором обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. Весной 1847г. Достоевский начал посещать “пятницы” М. В. Петрашевского, зимой 1848-49гг. — кружок поэта С. Ф. Дурова, состоявший также в основном из петрашевцев. На собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи А. И. Герцена, запрещенное тогда письмо Белинского к Гоголю. В 1848г. вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым (имевшим значительное влияние на Достоевского); общество ставило своей целью “произвести переворот в России”. Достоевский, однако, испытывал некоторые сомнения: по воспоминаниям А. П. Милюкова, он “читал социальных писателей, но относился к ним критически”.

Рано утром, в 4 часа 23 апреля 1849 года к Фёдору Михайловичу Достоевскому по личному приказу царя Николая 1 пришли жандармы, арестовали и заключи в Петропавловскую крепость. Вместе с ним было арестовано ещё несколько десятков петрашевцев.

По решению суда, Достоевский и десять других членов кружка были лишены дворянского титула, чинов и заключены в Петропавловскую крепость. Но этот арест никак не сломил его волю: «Вижу, что жизненности во мне сколько запасено, что и не вычерпаешь», - это строка из письма, написана из крепости брату.



После 8 месяцев, проведенных в крепости, он был признан виновным “в умысле на ниспровержение... государственного порядка” и первоначально приговорен к расстрелу, замененному уже на эшафоте, после “ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти”, 4 годами каторги с лишением “всех прав состояния” и последующей сдачей в солдаты.

Император Николай 1 приказал: «Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни». Инсценировка смертной казни состоялась 22 декабря 1849 года. А через два дня Достоевского заковали в кандалы и отправили Омский острог, в котором он содержался до февраля 1854года.

Каторгу отбывал среди уголовных преступников (“это было страдание невыразимое, бесконечное... всякая минута тяготела как камень у меня на душе”). В феврале 1854 года Достоевского, по решению суда, определяют рядовым в Семипалатинский линейный батальон.

Достоевский уже известен и благодаря этому становиться другом областного прокурора Врангеля, которой присутствовал при инсценировке расстрела петрашевцев зимой 1849 года. Это давало Фёдору Михайловичу возможность бывать в высшем обществе (он познакомился и с Ч.Ч.Валихановым, видным казахским деятелем, с которым он поддерживал связь и после ссылки). Благодаря началу либерального правления Александра 2 рядовой Достоевский 1 октября 1856 года получил офицерский чин, а немногим ранее ему был возвращён дворянский титул.

В начале 1857 года Достоевский женится. Его первой женой становиться вдова отставного чиновника Мария Дмитриевна Исаева. Он влюбился в неё (ещё когда она была замужем) с первого взгляда. У Марии Дмитриевны был трудный характер, и поэтому брак оказался трудным.

Достоевского выручает литературная работа: он делает наброски к произведениям «Дядюшкин сон и «Село Степанчиково и его обитатели», которые были закончены уже после ссылки.

Семья поселяется в Семипалатинске, и спустя два года Достоевский всё-таки добивается отставки, уже в чине прапорщика. Ему не сразу разрешают жить в Санкт-Петербурге или в Москве, а поселяют в Твери (март 1859 года). Однако очень скоро Достоевский добивается переезда в северную столицу, и во второй половине декабря 1859 года, ровно 10 лет спустя после «казни» на Семёновском плацу, он снова оказался в Санкт-Петербурге.



5.Примерное выступление 5 группы

«Возвращение Достоевского к литературной деятельности

По возвращению из Сибири Достоевский фактически начинает руководить политическим журналом «Время», который был основан братом Михаилом в 1861 году. Идеологическая платформа журнала – почвенничество: трагическую разорванность интеллигенции и народа – плод петровских реформ – необходимо преодолевать, опираюсь на самобытную национальную почву.

Православная идея братства позволит, по мнению Достоевского, русскому человеку осуществить в будущем свою национальную сверхзадачу – идею всечеловечности, то есть объединения и примирения всех народов мира в высшем синтезе. Почвеннические воззрения Достоевский развивал в течение всей жизни.

И первое крупное произведение, написанное после ссылке, было опубликовано именно в первых номерах «Времени» в начале 1861 года. Это был роман «Униженные и оскорблённые».

Почти в то же время выходит в свет «Записки из мёртвого дома», описывающие Сибирский острог. В 1863 году выпущен цикл очерков «Зимние заметки о летних впечатлениях» - о жизни в европейских странах, увиденной летом 1862 года.

В апреле 1863 года журнал «Время» был закрыт цензурой за статью «Роковой вопрос», написанную Н.Н.Страховым и посвящённую польскому восстанию.

В 1864 году Михаилу Михайловичу Достоевскому удалось получить лицензию на выпуск нового журнала – «Эпоха», в этом же году он пишет «Записки из подполья».

В 1864 году умерла жена Достоевского Мария Дмитриевна, а 22 июля того же года умер от болезни брат Михаил. Для Федора Михайловича это был тяжёлый удар, и к тому же все основные забыты, связанные с «Эпохой», свалились на его плечи, и в июне 1865 года редакция обанкротилась. Чтобы выйти из финансвого тупика, Достоевский заключает с издателем Стелловским договор о выпуске его собрания сочинения с обязательноством написать новый роман. Этим роман стал «Игрок».

Ещё до смерти первой жены (1862г) Достоевский познакомился с Аполлинарией Сусловой, которая очень тяготила ко всему революционному и сразу влюбилась в недавно отбывшего наказания по политическому делу Достоевского. Достоевский делает ей предложение, но она отклоняет его. Аполлинария – прототип Полины а романе «Игрок».

Роман «Игрок» - в некоторой степени автобиографичен, Достоевский сам был игроком и проигрался «до нитки». Роман был написан за 28 дней. Анна Григорьевна Снитникова, стенографировавшая роман, 15 февраля 1867 года стала второй женой писателя.

Анна Григорьевна вспоминала: «Фёдор Михайлович в первые недели нашей брачной жизни, гуляя со мной, завёл меня во двор одного дома и показал камень, под который его Раскольников спрятал украденные у старухи вещи».

Работа над «Преступлением и наказанием» была начата в 1865 году, в Висбадане, в Германии, куда Достоевский выехал для лечения. В центре романе – преступление, идеологическое убийство.

«Молодой человек, исключённый из студентов университета, …живучий в крайности бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения» - убить и обобрать старуху-ростовщину, скверную «вошь», заедающую чужой век. На её деньги Раскольников мечтает сотворить тысячи добрых дел, а первую очередь спасти от позора и нищеты горячо любимых мать и сестру.

Второй брак писателя по-настоящему был счастливым.

С 1867 по 1871 год писатель вместе со своей женой, спасается от кредитов, проводит за границей, лишь изредка приезжает в Россию.

Они переменно жили в Дрездене, Берлине, Базеле, Женеве, и Флоренции. И лишь в конце 1871 года, после того как писателю удалось расплатится с долгами (часть из которых он наделал, играя часто в казино, часть осталось от брата), он смог вернутся в Петербург.

Во время этого путешествия Достоевский заканчивает писать роман «Идиот», который был опубликован в журнале «Русский вестник» за 1868 год.

Вот что писал Достоевский о замыслов этого произведения: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только не брался изобразить положительно прекрасного, - всегда пасовал. Потому что эта задача безмерная».

В 1871 году Достоевский написал роман «Бесы».

В 1873 году князь Мещерский, владелец консервативного журнала «Гражданин», предлагает стать Достоевскому стать редактором его журнала. Фёдор Михайлович. соскучившись по общественной жизни, с радостью принимает его предложение.

На страницах этого журнала печатается «Дневник писателя». Рассказы, например «Кроткая», «Мальчик у Христа на ёлке». В апреле 1874 года Достоевский ушел из журнала.

С 1872 года семья Достоевских каждое лето (и даже зиму 1874-75 годов) проводит небольшом городке Старая Русса, что в Новгородской губернии.

Здесь Достоевский с семьёй отдыхал от суетной Петербургской жизни, а позже он здесь приобрел дом. Один столичной знакомый Достоевского был крайне удивлён тем, что известный писатель бродит по городу и ищет свою не вернувшуюся домой корову.

Именно здесь были написаны многие главы «Братьев Карамазовых», роман «Подросток».

Н.А.Некрасов предложил напечатать «Подросток» в «Отечественных записках», на что Достоевский согласился с удовольствием, тем более что это стало возобновлением отношений между двумя писателями спустя 30 лет.

27 декабря 1877 года Н.А.Некрасов умер. И Достоевский с глубоким сожалением говорил, что они всю жизнь прошли врозь. Очень много писал о великом поэте Достоевский в своем дневнике.

В 1870-е годы Достоевский находится на пике своего таланта. Его избирают членом-корреспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности

В 1877 году семья Достоевских переезжает в дом на углу Кузнечного переулка и улицы Ямская ( которая ныне носит имя великого писателя) – Кузнечный переулок, 5. здесь были написаны «Братья Карамазовы», роман, который является итогом творческого пути Достоевского.

Последние годы Достоевский посвятил созданию “Дневника писателя”, своеобразного отчета о впечатлениях от важнейших явлений общественной и политической жизни и изложив на его страницах свои политические, религиозные, эстетические убеждения. “Дневник” он вел с перерывами до конца жизни.
Ещё в конце 1879 года врачи, осматривавшие Достоевского, отметили у него прогрессирующую болезнь лёгких. Ему было рекомендовано избегать физических нагрузок и опасаться душевных волнений.

26 января 1881 года Достоевский, часто работавший по ночам, случайно уронил ручки на пол. Пытаясь достать её, он сдвинул с места тяжёлую этажерку с книгами. физическое напряжение вызвало кровотечение из горла. Это привело к резкому обострению болезни. Кровотечение то прекращались, то возобновлялись вновь. Утром 28 января Достоевский сказал жене: «…Я знаю, я должен сегодня умереть!». В 20 часов 38 минут того же дня Фёдор Михайлович Достоевский скончался.

Проститься с великим писателем пришли тысячи людей.

IV. Закрепление изученного материала.

1.Обучающиеся выполняют тестовые задания. Взаимопроверка.



1.Укажите годы жизни Ф.М.Достоевского:

  1. 1856 – 1904

  2. 1821 – 1881

  3. 1801 – 1861

  4. 1836 – 1896

  5. 1824 – 1884



2. В каком городе родился Достоевский?

1. В Москве

2. В Петербурге

3. В  Орле

4. В Туле



3. Какова была причина ареста Ф.М.Достоевского?

  1. нелегальное издание журнала

  2. публикация романа «Бедные люди»

  3. открытый призыв к свержению самодержавия

  4. участие в кружке петрашевцев

  5. совершение уголовного преступления



4.  Какова сквозная тема в творчестве Достоевского?

1. Тема маленького человека

2. Сатирическое изображение «сильных мира сего»

3. Прославление русского народа

4. Тема революционного преобразования России



5. Роман «Преступление и наказание» был написан в:

  1. 1859 году

  2. 1865 году

  3. 1861 году

  4. 1869 году

  5. 1866 году





2. Работа с портретом писателя.

(Можно использовать портреты художников В. Перова, В. Фаворского, И. Иванова или других на выбор учителя).

- Каким изображен писателя на всех портретах?

- Каково ваше впечатление от этих работ?

- Назовите черты характера писателя, что их передают художники. (Сосредоточенность, какое-то внутреннее напряжение.)

 

3. Комментарий учителя.

Портретов писателя довольно много, и на всех он предстает серьезным, сурово - сосредоточенным, задуманным. Следует отметить, что современники Ф. Достоевского отмечали в его внешности что-то болезненно-напряженное.

Портрет В. Перова создан в то время, когда писатель вернулся из-за границы и работал над романом «Бесы». Он сидит, крепко сомкнув руки на коленях. В его сутулой осанке, в мрачном выражении лица подчеркивается почти болезненное напряжение.

В гравюре на дереве работы В. Фаворского Ф. Достоевский изображен в комнате, слабо освещенная пламенем свечи. Он стоит у стола с книгами и держит в руках листы бумаги. Писатель серьезный, задуманный, внутренне напряженный.

Работа И. Иванова переносит нас в Петербург Достоевского с его темными грязными дворами, нищими трущобами. Лицо писателя строгое, сосредоточенное, на нем отражается душевная боль и муки от увиденного.



V. Рефлексия

А теперь в конце урока в качестве рефлексии я предлагаю вам написать 2-минутное эссе о писателе. Если вы не знаете, с чего начать, могу предложить несколько фраз:

  1. Сегодня я узнал о Достоевском, что….

  2. Больше всего меня поразило в биографии Достоевского…

  3. У Достоевского можно поучиться …



(В конце урока можно зачитать некоторые сочинения)



7. Итоги урока. Оценка обучающимися работы в группах.



8. Домашнее задание

1. Чтение романа «Преступление и наказание», часть 1.

2. Устно ответить на вопросы:

1) Какими вы видите улицы Петербурга?

2) Расскажите о людях, которых встречал Раскольников.

3) Где живут герои Достоевского? (Раскольников, Мармеладовы.)

4) Зачитайте описание природы. Какова роль пейзажа?

5) Каково значение цвета в произведении Достоевского? (При ответе использовать цитаты.)









































































Тест.

1.Укажите годы жизни Ф.М.Достоевского:

А)1856 – 1904 б)1821 – 1881 в)1801 – 1861 г)1836 – 1896 д)1824 – 1884.



2. В каком городе родился Достоевский?

А)В Москве б) В Петербурге в) В  Орле г) В Туле



3. Какова была причина ареста Ф.М.Достоевского?

А)нелегальное издание журнала

Б)публикация романа «Бедные люди»

В)открытый призыв к свержению самодержавия

Г)участие в кружке петрашевцев

Д)совершение уголовного преступления



4.  Какова сквозная тема в творчестве Достоевского?

1. Тема маленького человека

2. Сатирическое изображение «сильных мира сего»

3. Прославление русского народа

4. Тема революционного преобразования России



5. Роман «Преступление и наказание» был написан в:

А)1859 году б)1865 году в)1861 году г)1869 году д)1866 году





Тест.

1.Укажите годы жизни Ф.М.Достоевского:

А)1856 – 1904 б)1821 – 1881 в)1801 – 1861 г)1836 – 1896 д)1824 – 1884.



2. В каком городе родился Достоевский?

А)В Москве б) В Петербурге в) В  Орле г) В Туле



3. Какова была причина ареста Ф.М.Достоевского?

А)нелегальное издание журнала

Б)публикация романа «Бедные люди»

В)открытый призыв к свержению самодержавия

Г)участие в кружке петрашевцев

Д)совершение уголовного преступления



4.  Какова сквозная тема в творчестве Достоевского?

1. Тема маленького человека

2. Сатирическое изображение «сильных мира сего»

3. Прославление русского народа

4. Тема революционного преобразования России



5. Роман «Преступление и наказание» был написан в:

А)1859 году б)1865 году в)1861 году г)1869 году д)1866 году











«Возвращение Достоевского к литературной деятельности

По возвращению из Сибири Достоевский фактически начинает руководить политическим журналом «Время», который был основан братом Михаилом в 1861 году. Идеологическая платформа журнала – почвенничество: трагическую разорванность интеллигенции и народа – плод петровских реформ – необходимо преодолевать, опираюсь на самобытную национальную почву.

Православная идея братства позволит, по мнению Достоевского, русскому человеку осуществить в будущем свою национальную сверхзадачу – идею всечеловечности, то есть объединения и примирения всех народов мира в высшем синтезе. Почвеннические воззрения Достоевский развивал в течение всей жизни.

И первое крупное произведение, написанное после ссылке, было опубликовано именно в первых номерах «Времени» в начале 1861 года. Это был роман «Униженные и оскорблённые».

Почти в то же время выходит в свет «Записки из мёртвого дома», описывающие Сибирский острог. В 1863 году выпущен цикл очерков «Зимние заметки о летних впечатлениях» - о жизни в европейских странах, увиденной летом 1862 года.

В апреле 1863 года журнал «Время» был закрыт цензурой за статью «Роковой вопрос», написанную Н.Н.Страховым и посвящённую польскому восстанию.

В 1864 году Михаилу Михайловичу Достоевскому удалось получить лицензию на выпуск нового журнала – «Эпоха», в этом же году он пишет «Записки из подполья».

В 1864 году умерла жена Достоевского Мария Дмитриевна, а 22 июля того же года умер от болезни брат Михаил. Для Федора Михайловича это был тяжёлый удар, и к тому же все основные забыты, связанные с «Эпохой», свалились на его плечи, и в июне 1865 года редакция обанкротилась. Чтобы выйти из финансвого тупика, Достоевский заключает с издателем Стелловским договор о выпуске его собрания сочинения с обязательноством написать новый роман. Этим роман стал «Игрок».

Ещё до смерти первой жены (1862г) Достоевский познакомился с Аполлинарией Сусловой, которая очень тяготила ко всему революционному и сразу влюбилась в недавно отбывшего наказания по политическому делу Достоевского. Достоевский делает ей предложение, но она отклоняет его. Аполлинария – прототип Полины а романе «Игрок».

Роман «Игрок» - в некоторой степени автобиографичен, Достоевский сам был игроком и проигрался «до нитки». Роман был написан за 28 дней. Анна Григорьевна Снитникова, стенографировавшая роман, 15 февраля 1867 года стала второй женой писателя.

Анна Григорьевна вспоминала: «Фёдор Михайлович в первые недели нашей брачной жизни, гуляя со мной, завёл меня во двор одного дома и показал камень, под который его Раскольников спрятал украденные у старухи вещи».

Работа над «Преступлением и наказанием» была начата в 1865 году, в Висбадане, в Германии, куда Достоевский выехал для лечения. В центре романе – преступление, идеологическое убийство.

«Молодой человек, исключённый из студентов университета, …живучий в крайности бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения» - убить и обобрать старуху-ростовщину, скверную «вошь», заедающую чужой век. На её деньги Раскольников мечтает сотворить тысячи добрых дел, а первую очередь спасти от позора и нищеты горячо любимых мать и сестру.

Второй брак писателя по-настоящему был счастливым.

С 1867 по 1871 год писатель вместе со своей женой, спасается от кредитов, проводит за границей, лишь изредка приезжает в Россию.

Они переменно жили в Дрездене, Берлине, Базеле, Женеве, и Флоренции. И лишь в конце 1871 года, после того как писателю удалось расплатится с долгами (часть из которых он наделал, играя часто в казино, часть осталось от брата), он смог вернутся в Петербург.

Во время этого путешествия Достоевский заканчивает писать роман «Идиот», который был опубликован в журнале «Русский вестник» за 1868 год.

Вот что писал Достоевский о замыслов этого произведения: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только не брался изобразить положительно прекрасного, - всегда пасовал. Потому что эта задача безмерная».

В 1871 году Достоевский написал роман «Бесы».

В 1873 году князь Мещерский, владелец консервативного журнала «Гражданин», предлагает стать Достоевскому стать редактором его журнала. Фёдор Михайлович. соскучившись по общественной жизни, с радостью принимает его предложение.

На страницах этого журнала печатается «Дневник писателя». Рассказы, например «Кроткая», «Мальчик у Христа на ёлке». В апреле 1874 года Достоевский ушел из журнала.

С 1872 года семья Достоевских каждое лето (и даже зиму 1874-75 годов) проводит небольшом городке Старая Русса, что в Новгородской губернии.

Здесь Достоевский с семьёй отдыхал от суетной Петербургской жизни, а позже он здесь приобрел дом. Один столичной знакомый Достоевского был крайне удивлён тем, что известный писатель бродит по городу и ищет свою не вернувшуюся домой корову.

Именно здесь были написаны многие главы «Братьев Карамазовых», роман «Подросток».

Н.А.Некрасов предложил напечатать «Подросток» в «Отечественных записках», на что Достоевский согласился с удовольствием, тем более что это стало возобновлением отношений между двумя писателями спустя 30 лет.

27 декабря 1877 года Н.А.Некрасов умер. И Достоевский с глубоким сожалением говорил, что они всю жизнь прошли врозь. Очень много писал о великом поэте Достоевский в своем дневнике.

В 1870-е годы Достоевский находится на пике своего таланта. Его избирают членом-корреспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности

В 1877 году семья Достоевских переезжает в дом на углу Кузнечного переулка и улицы Ямская ( которая ныне носит имя великого писателя) – Кузнечный переулок, 5. здесь были написаны «Братья Карамазовы», роман, который является итогом творческого пути Достоевского.

Последние годы Достоевский посвятил созданию “Дневника писателя”, своеобразного отчета о впечатлениях от важнейших явлений общественной и политической жизни и изложив на его страницах свои политические, религиозные, эстетические убеждения. “Дневник” он вел с перерывами до конца жизни.
Ещё в конце 1879 года врачи, осматривавшие Достоевского, отметили у него прогрессирующую болезнь лёгких. Ему было рекомендовано избегать физических нагрузок и опасаться душевных волнений.

26 января 1881 года Достоевский, часто работавший по ночам, случайно уронил ручки на пол. Пытаясь достать её, он сдвинул с места тяжёлую этажерку с книгами. физическое напряжение вызвало кровотечение из горла. Это привело к резкому обострению болезни. Кровотечение то прекращались, то возобновлялись вновь. Утром 28 января Достоевский сказал жене: «…Я знаю, я должен сегодня умереть!». В 20 часов 38 минут того же дня Фёдор Михайлович Достоевский скончался.

Проститься с великим писателем пришли тысячи людей.

















































































































Цели урока:

1. Способствовать совершенствованию умений работать с текстом, обращая внимание на глубину, осознанность, прочность знаний.

  • Развивать способность логически мыслить на примере выявления причинно-следственных связей.

  • Развивать умение сопоставлять, обобщать, систематизировать материал, доказывать свою точку зрения. (Развивать навыки размышления, сопоставления, сравнения, синтеза в постижении идеи произведения).

Задачи:

- обучающие владение монологической и диалогической речью; различными приемами работы с учебной и дополнительной литературой (выделение главного в форме памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем)

- развивающие умственная деятельность (выполнять операции анализа, синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, цели и способы деятельности)

- воспитательные нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир; потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение

Тип урока урок формирования новых знаний, закрепление изученного

Формы работы учащихся индивидуальная, фронтальная

Необходимое техническое оборудование мультимедийные средства, презентация, фильм из телепроекта «Имя Россия», портрет писателя, индивидуальные листы с текстом и заданиями.

Структура и ход урока.



Готовясь к уроку, я увидела интересную СМС-ку в газете «Ва – банк». Она меня заинтересовала, потому что ее написал ученик 10 класса, и я её вам сейчас прочитаю.

«Ну, сколько можно мозги пудрить! Читайте, читайте, читайте…. Что читать? Классику, что ли? Сейчас время сильных. Крутиться надо. Пока метаться будешь, другие затопчут! Кому нужны эти метания души!»

- Нужны ли метания души? О чем человек должен помнить всегда? Ответить на эти и многие другие вопросы порой бывает очень трудно.

На помощь приходят русские писатели и среди них Ф.М. Достоевский. (На слайде портреты русских писателей второй половины 19 века).

Его имя стоит в ряду выдающихся имен не только русской, но и всей мировой литературы. Более того, его произведения оставляют глубокий след в духовном развитии человека. Поисками ответа на все метания человека этот писатель занимался всю жизнь. В письме к брату Ф.М. сообщает: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». 1833г.

Сегодня мы обратимся к его творчеству: у нас урок-размышление по теме Ф.М. Достоевский. СЛАЙД (на слайде тема урока) «Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Жанровое своеобразие произведения.

Мы должны понять авторский замысел, проблематику и жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание».

- На столах у вас задания для практической работы, которые вы будете выполнять в течение урока. На одном из листов находятся высказывания, афоризмы и домашнее задание, связанное с ними: (СЛАЙД с прописанным заданием и адресом сайтов) напишите работу объемом полторы странички. Как вы понимаете смысл одного из суждений, представленных ниже. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт. Можно использовать сайты Интернета (school-collection.edu.ruwww.fcior.edu.ruwww.edu.ru, и др.)

(На слайде портрет Ф.М. Достоевского) Произведения классиков всегда были откликом на вопросы современности. Вы уже познакомились с биографией Ф.М .Достоевского, поэтому давайте вспомним, какие вопросы волновали общество и самого писателя. (Вопросы современности 60- годов, брожение различный идей: социалистических, нигилистических; (в романе Чернышевского «Что делать?» появляются «новые люди»), славянофилы и западники.)

У нас ребята готовили индивидуальное задание по вопросу «Как отразилась действительность на мировоззрении писателя в его творчестве?», давайте послушаем их.

(Сообщения ребят, после их высказываний показать фрагмент ФИЛЬМА из телепроекта «Имя Россия» о времени и Достоевском). (С фотографиями обложек книг).

( в романе «Бесы» - события, связанные с покушением на царя и расправой с членами кружка Д. Каракозова, «Подросток» - показан крах русского семейства, неспособного жить старыми идеалами в новой России).

ВЫВОД: Время, в которое жил Достоевский, было временем великих реформ, и поэтому человеку в бурно изменяющемся мире нужны были четкие духовные ориентиры. Особенно это коснулось молодых, образованных людей, т.к. они не хотели жить по-старому и пытались найти свой путь в духовной жизни.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ. Один из таких молодых людей Р. Раскольников в романе «Преступление и наказание». (Слайд с портретом Р.Раскольникова)

- Что вам известно об истории создания романа «Преступление и наказание»? (Задуман как повесть «Пьяненькие»)

- Можете назвать хронологические рамки? (Задумал в 1859 году на каторге, начал писать в Висбадене в 1865 году, закончил в 1966)

В романе много героев, но главный из них Р. Раскольников – сын этого трудного времени. Именно он явился воплощением идей, взглядов многих молодых людей той эпохи. Раскольников убивает старуху-процентщицу самым жестоким образом, но даже не заглядывает в кошелек!

- Для чего тогда? (ответ была идея, во имя идеи)

- Давайте обратимся к письму Достоевского к издателю Каткову и найдем ответ.

Кстати, а вы помните, где был впервые напечатан роман «Преступление и наказание»? (журнал «Русский вестник») Кто был его редактором? (М.Н. Катков) ( высвечивается на слайде портрет М.Каткова)

- Как сам автор объясняет, с какой целью Раскольников совершает преступление? (на желтых листах)

(Работа с письмом)

«Он (Раскольников) решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда не годна», «для чего она живёт?», «полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т.д. – эти вопросы сбивают с толку молодого человека. Он решает убить её, обобрать, с тем чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства… докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твёрдым, неуклонным в исполнении «гуманного долга» к человечеству» - чем уже, конечно, «загладится преступление», если только можно назвать преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живёт на свете, и которая через месяц, может быть, сама собой померла бы.

Несмотря на то что подобные преступления ужасно трудно совершаются,… ему – совершенно случайным образом удаётся совершить своё предприятие и скоро, и удачно.

Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы, никаких подозрений на него нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести. Принуждён, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединённости с человечеством, которое он ощутил тотчас же по совершении преступления, замучило его. Закон правды и человеческая природа взяли своё, убили убеждения, даже без сопро[тивления]. Преступник сам решает принять муки, чтоб искупить своё дело…

В повести моей есть, кроме того, намёк на ту мысль, что налагаемое юридическое наказание за преступление гораздо меньше устрашает преступника, чем думают законодатели, отчасти потому, что он и сам его нравственно требует.

Это видел я даже на самых неразвитых людях, на самой грубой случайности. Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового поколения человеке, чтобы ярче и осязательнее видна была мысль. Несколько случаев, бывших в самое последнее время, убедили, что сюжет мой вовсе не эксцентричен. Именно, что убийца развитой и даже хороших наклонностей молодой человек… я убеждён, что сюжет мой отчасти оправдывает современность».



ВЫВОД: Преступник говорит, что убил не старуху, а принцип, убил на пользу людям, мечтая за счет процентщицы устроить общество, помочь людям.

Раскольников проверяет правильность своей теории. Значит, главная тема романа –жизнь идеи Раскольникова, её судьба, утверждение и опровержение.

- Это главная тема романа. Критики называют этот роман идеологическим. Обратите внимание на значение этого термина. (Раскольников не простой убийца, а мыслитель, проверяет свою теорию в жизни) (На слайде постепенно высвечиваются понятия один за другим по мере обсуждения: ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ, ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ).

Отметьте особенности романа: запишите на листах в таблице, что характерно для идеологического романа.

- Давайте обратимся к названию романа. Когда вы впервые взяли книгу, что вы о ней подумали, о чем она? (Здесь важным является преступление и наказание, за преступлением обязательно будет наказание).

- В названии романа – три слова. Существует мнение критиков, что второе слово (союз «и») тоже может быть понято особым образом. Что следует непосредственно за преступлением?

Найдите подтверждение этой мысли в письме Достоевского к Каткову. Т.е. как себя ведет Раскольников после преступления? (Да. Прочитать строки). Ещё не наказание. (Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берёт своё, и он кончает тем, что принуждён сам на себя донести.)

Что же? Странный момент, когда преступление совершено, а преступник ещё ничем не наказан… От Бога – призыв к покаянию, от человека – безумное его отвержение»?

- Что пишет Достоевский о состоянии души главного героя после совершенного преступления, давайте обратимся к письму Достоевского. (желтые листы …Почти месяц он проводит после того до окончательной катастрофы, никаких подозрений на него нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления

ВЫВОД: Мы с вами увидели, что это роман еще и психологический.

В 1-й части романа – преступление, в остальных – наказание.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ: По мнению критиков, « Совершенство композиции «Преступления и наказания» не имеет себе равных у Ф.М. Достоевского».

Роман состоит из 6 частей и эпилога, причем Достоевский пишет больше о наказании, чем о преступлении Раскольникова: из 6 частей описанию преступления посвящена лишь 1, все же остальные представляют собой своеобразный анализ психологического состояния личности, душевной жизни героя, мотивов его преступления.

Эту особенность романа отмечает и сам Автор, называя его «психологическим отчетом». Главное в наказании – это не судебное дело, не каторга, а непосредственно нравственные, душевные муки, страдания, психологические травмы. Писатель открывает глубокую психологию героя, обнажает его чувства, исследуя трагические противоречия внутренней сущности души и сердца. Раскрывается душевное состояние героев.

- А только ли Раскольников мучается? (Приведите примеры) Мармеладов, Свидригайлов,..

Запишите в листки аргументы в пользу утверждения, что это роман психологический.

- Кроме того, существует мнение, этот роман является и полифоническим. Как вы понимаете этот термин? (полифония – многоголосие, много разных мнений, идей, теорий)

- Обратимся к нашим листам, зачитайте слова М. Бахтина: «Роман «Преступление и наказание» - роман идей, в котором осуществляется основополагающий принцип полифонического построения с одним или несколькими героями-идеологами» (высвечиваются слова М.Бахтина).

- Вы можете назвать еще носителей идей в романе Достоевского?

( Порфирий Петрович – следователь, Соня Мармеладова, Лужин, Свидригайлов)

Вывод: В «Преступлении и наказании» более 90 персонажей, из них около десятка центральных, играющих важную роль в развертывании сюжета. Они, каждый по-своему, разъясняли ту драму, которая развертывается в сознании Раскольникова между помыслами и душой.

Выпишите из определения М. Бахтина слова, которые доказывают, что это роман полифонический.

Обобщим все сказанное нами, давайте сделаем вывод: В чем же заключается жанровое своеобразие романа и его проблематики? (проблемы преступления и наказания, …,)

СЛОВО УЧИЕЛЯ: Роман «Преступление и наказание» очень многогранен. Достоевский поднимает очень важные проблемы: А какие это проблемы, на ваш взгляд? (преступления и наказания, проблеме нравственного и безнравственного, проблеме «маленького человека»..)

ОБОБЩЕНИЕ: «Преступление и наказание» – роман о преступлении, но отнести его к криминальному, детективному жанру нельзя, его называют романом-исповедью, романом-трагедией, одним из величайших идеологических, психологических романов.

(Слайд со словами Ф. Достоевского)

Сам автор считал, что молодому читателю нужны именно такие трудные книги какроман «Преступление и наказание». Человек живет тогда, когда ставит перед собой цели и добивается её.

-А теперь скажите, нужно ли читать классику или сейчас время сильных? Давайте ответим автору смс-ки. (Конечно нужно, литература учит нас разбираться в жизни, ведь опыт прошлых лет нам может пригодиться. Все ответы на вопросы мы можем найти в классической литературе).

Следуя мучительным путем познания зла, Достоевский тем не менее верит в торжество добра, разбуженного в сознании любовью для того, чтобы оставаться человеком.

Именно об этом слова Достоевского, взятые в качестве эпиграфа.

(Слайд со словами Ф.Достоевского)

«Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Это очень трудно понять человека.

Древние говорили: «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту». Сейчас, как никогда, очень многое в мире зависит от той крупицы добра, которую мы несем в каждый сегодняшний день. (Слайд со словами)

Берегите добро в своем сердце! Не дайте злу взять верх над добром, загубить его…» Именно этому учил Достоевский.

И в заключение хочу прочитать вам стихотворение Р. Киплинга

Владей собой среди толпы смятенной,

Тебя клянущей за смятенье всех,

Верь сам в себя наперекор вселенной

И маловерным отпусти их грех;

Пусть час не пробил – жди, не уставая,

Пусть лгут лжецы – не снисходи до них,

Умей прощать и не кажись, прощая,

Великодушней и мудрей других.



Спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать, и я с удовольствием поставлю всем работающим отметки в виде листков благодарности. По цвету вы определите, какая это оценка.

Использованные Интернет-ресурсы:

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов, Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание», фрагмент 4.





Достоевский о замысле романа "Преступление и наказание" Из письма Каткову В письме редактору Каткову в сентябре 1865 года из Висбадена Достоевский описал замысел "Преступления и наказания". К сожалению, до нас дошел только черновик этого письма, но из него все-таки можно узнать много интересного о замысле романа: "...Это — психологический отчет одного преступления. Действие современное, в нынешнем году. Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты.   Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берет жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. «Она никуда пе годна», «для чего опа живет?», «Полезна ли она хоть кому-нибудь?» и т. д. Эти вопросы сбивают с толку молодого человека.   Он решает убить ее, обобрать; с тем, чтоб сделать счастливою свою мать, живущую в уезде, избавить сестру, живущую в компаньонках у одних помещиков, от сластолюбивых притязаний главы этого помещичьего семейства — притязаний, грозящих ей гибелью, докончить курс, ехать за границу и потом всю жизнь быть честным, твердым, неуклонным в исполнении «гуманного долга к человечеству», чем, уже конечно, «загладится преступление»,если только может назваться преступлением этот поступок над старухой глухой, глупой, злой и больной, которая сама не знает, для чего живет на свете, и которая через месяц, может, сама собой померла бы.   ему — совершенно случайным образом удается совершить свое предприятие и скоро и удачно.  ...Никаких на него подозрений нет и не может быть. Тут-то и развертывается весь психологический процесс преступления. Неразрешимые вопросы восстают перед убийцею, неподозреваемые и неожиданные чувства мучают его сердце. Божия правда, земной закон берет свое, и он — кончает тем, что принужден сам на себя донести. Принужден, чтобы хотя погибнуть в каторге, но примкнуть опять к людям; чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством, которое он ощутил тот-час же по совершении преступления, замучило его.   Выразить мне это хотелось именно на развитом, на нового поколения человеке, чтоб была ярче и осязательнее видна мысль. Несколько случаев, бывших в самое последнее время, убедили, что сюжет мой вовсе не эксцентричен. Именно, что убийца развитой и даже хорош накл м человек....  Одним словом, я убежден, что сюжет мой отчасти оправдывает современность.  За занимательность ручаюсь, о художественном исполнении — не беру на себя судить.   Впрочем, эту же вещь я писал неторопливо и с жаром. Постараюсь, хотя бы для себя только, кончить ее как можно лучше. ... Из тетрадей Достоевского В начале третьей тетради черновиков Достоевский пишет несколько мыслей об идеях романа "Преступление и наказание": 1. «Православное воззрение, в чем есть православие. Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием (...) Человек не родится для счастья.) Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».  2. «В его образе выражается в романе мысль непомерной гордости, высокомерия и презрения к этому обществу. Его идея: взять во власть это общество. Деспотизм — его черта. Она ведет ему напротив» (о Раскольникове) Источник: http://www.alldostoevsky.ru/2015/01/Zamysel-romana-Prestuplenie-i-nakazanie-citaty-Dostoevskogo.html© Сайт: www.alldostoevsky.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!