II.Основной этап: 1.Знакомство с биографией 2.Восстановление сюжета и композиции по рисункам 3.Словарная работа: 4.Беседа с комментированным чтением. 5.Работа по таблице.
| Кто же такой Фазиль Искандер?( Презентация на компьютере.)
- Посмотрите, вот она «Страна Ф.Искандера». (Выставка книг). Сегодня вместе с героями Ф.Искандера мы совершим путешествие в прекрасный и неповторимый мир детства. - Итак, к сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ и проиллюстрировали его. (Опережающее задание). Давайте вспомним, о чем он. 1.Математик – экспозиция 2.Футбол 3.Докторша- завязка 4.Укол 5.У доски – кульминация -Сюжет, как видим, очень прост?
- Но развитие этой, казалось бы, простой истории преображает ее в глубоко философский рассказ о том, что такое смех, и как он противостоит обману Философия – любовь к мудрости, проникновенная бесстрашная мысль, стремящаяся охватить все стороны бытия. 1.Вспоминая о своем учителе математики, автор подчеркивает незаурядность его личности: «Не знаю, был ли он гениален, сейчас это трудно установить. Я думаю, скорее всего, был». (Стр. 323) 2. Как звали учителя? Случайно ли отчество (связь с мифами). У героев Искандера «говорящие» имена. Используя эту традицию русской литературы, писатель дает героям характеристику, в которую вкладывает свое отношение к ним. 3. Чем же отличался Харлампий Диогенович от своих коллег? (Рефлексивная пауза). 4. Наверное, этот учитель знал какой-то особый секрет воспитания. Но какой? Найдите ответ на вопрос по тексту (работа с текстом).
5. А почему Харлампий Диогенович обращается к пятиклассникам на вы? (Рефлексивная пауза).
6. А не слишком ли жестоко выставлять ученика на посмешище перед всем классом? (Рефлексивная пауза). - Вспомните: «Все смеются против одного. Если над тобой смеётся один человек, то можешь еще как-то с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс». - Все понимают, что учитель поступает справедливо. Ведь он высмеивает ученика не из-за личной неприязни. Просто он не терпит, когда к делу относятся спустя рукава, не выносит разболтанности, разгильдяйства, обмана. А самое главное у него нет любимчиков. «Смешным мог оказаться каждый». - Конечно, мало приятного, когда над тобой смеются, но если в этом смехе нет ни оскорбления, ни унижения, то и обижаться особенно не на что. Во всяком случае, «пострадавшему» от Харлампия Диогеновича хотелось бы, во что бы то ни стало доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный». 7. И все-таки жутковато ждать, когда на тебя обрушатся раскаты смеха. Помните, с кем сравнивает своего учителя не решивший задачу пятиклассник? 8. Тогда можно только порадоваться за ученика, нашедшего способ перехитрить учителя. Что придумал герой, чтобы избежать наказания? Вспомним, как это было. Сценка (Восстановление сюжета).
9. Почему учитель после показанных событий рассказал о подвигах Геракла? А кто такой Геракл? -
(Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) –- отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние). 10. Представьте другого учителя, как бы он отреагировал на такой поступок? (Рефлексивная пауза).
11. Как поступил Харлампий Диогенович? - выразительное чтение кульминации. 12. Почему же эта история подействовала на «бесстрашного малярика» сильнее всех внушений? (Рефлексивная пауза). - Потому что учитель перед всем классом открыл то, что мальчик таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего. 13. Учитель говорит спокойно, негромко, уважительно. Как же воспринимает его слова провинившийся? (Рефлексивная пауза). - Я почувствовал, как от его взгляда сердце мое с размаху влепилось в спину.
- Не потускневшие со временем впечатления свидетельствуют о том, что событие это имело большое значение для будущего писателя. Как вы думаете почему? (Рефлексивная пауза). Выразительное чтение (стр. 336). ВЫВОД: Итак, по мысли Ф. Искандера, закалка смехом – это своего рода прививка, которую необходимо получить в детстве, чтобы суметь вовремя уловить горькую правду о себе и не сбиться в пути. В1992 году Ф.Искандер был удостоен Международной Пушкинской премии за вклад в мировую литературу. Мы понимаем, что премия заслуженна: этот писатель обладает удивительным стилем, в котором мягкая и тонкая ирония переплетается с лучшими традициями русской литературы. - Каким, по вашему мнению, должен быть учитель? (Рефлексивная пауза). - Каждый человек учится в школе, из многих будней складываются годы жизни. Очень непросто превратить эти будни в радость себе и другим. - Смех открывает человека и поэтому общение учителя и ученика должно быть радостным, взаимообогащающим. - Взрослые – это выросшие дети, а дети – будущие взрослые. И жить нам надо, взявшись за руки. Индивидуальная работа. Каждый ученик получает листок с таблицей. Сильный, трусливый, решительный, умный, верный слову, ответственный, смелый, малодушный, нерешительный, легкомысленный. Малодушный – проявляющий малодушие, слабовольный. | (Рассказ заранее подготовленного ученика) «Я русский писатель, но певец Абхазии». Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Говорят, что дерево может вырасти лишь на высоту своих корней. По корням Фазиля Искандера можно судить о том, какая это могучая личность. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике дедушки, куда он приезжал на лето. Посмотрите, какая природа его окружала! (Демонстрация слайдов с видами Абхазии). - Отец его был персом по происхождению. Но в одну ненастную ночь восьмилетний Фазиль простился с отцом и больше его не увидел никогда. Высланный в Иран, отец умер на чужбине. - Воспитывала его одна мама, которую он очень любил и высоко ставил, хотя она была простая крестьянская женщина и не прочла в своей жизни ни одной книги. Она была от природы по-настоящему умна. Но главным воспитателем был дедушка. Главным, если не считать Абхазии и суровых, но справедливых нравственных заповедей гор. - Самое заметное свойство Ф.Искандера - юмор. Довольно редкой разновидности, очень… настоящий, что ли. Смешное у него рождается словно из ничего, является всегда неожиданно. Суть творчества не зависит от того, что он описывает: империю или маленькое село. А смысл его творчества в том, что он приблизил страну, существующую уже сорок лет, где между небом и землей расположилось горное село Чегем, к нам, и мы почувствовали важность и значимость маленького народа, любого народа. Рисунки детей (восстановление сюжета) Учащиеся: Как мальчик пытался обвести вокруг пальца учителя.
Размышления вслух. - Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным… (стр. 326) Размышления вслух. - Наверное, хочет подчеркнуть, что уважает их так же, как взрослых.
Размышления вслух. - С палачом, выбирающим жертву. Проигрывание ситуации учащимися, театрализация.
- Геракл – герой древнегреческих мифов. - Учитель догадался, что мальчик специально вернул докторшу, так как не знал урок. Он догадался о трусости мальчика, и иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла. Размышления вслух. - Накричал, поставил «2». - Начал бы ругаться, спрашивать. - Вызвал родителей. - Повёл к директору. Размышления вслух. Размышления вслух. - Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса. Долгожданный звонок, «как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса». Размышления вслух. Размышления вслух. В таблицу он должен вписать определения-прилагательные, характеризующие поведение, характер героев. |