Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: К И Чуковский «Федорино горе»
Тип урока: Урок-исследование
Цель: формировать умения анализировать произведение Чуковского «Федорино горе»
Задачи:
-закрепить понятие «сказка»
-учить устанавливать последовательность действий в произведении
-учить давать характеристику героине сказки
-тренировать навыки осмысленного и выразительного чтения
- развивать и обогащать речь учащихся
-воспитывать бережное отношение к домашней утвари и чистоплотность
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.
Анализировать объект с целью выделения существенных признаков.
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД
Развивать умение слушать и понимать речь других,
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,
выразительно читать.
Развивать умение работать в паре, группах.
Учить продуктивно, сотрудничать и взаимодействовать со сверстниками.
Регулятивные УУД
Учит определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД
Развивать умения высказывать своё отношение к герою, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Давать самооценку на основе критерия успешности.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения
Читать выразительно
Передавать настроение стихотворения
Объяснять значение некоторых слов
Определять особенности юмористического произведения
Характеризовать героя, используя антонимы
Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах.
Оборудование: проектор, презентация ,рисунки самовара, чашек, карточки с определением, сигнальные карточки.
ХОД УРОКА
I.Мотивация самоопределения к учебной деятельности
Цель : настроить на урок
- Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!
Работать на уроке будет веселее, когда у вас замечательное настроение
Сегодня у нас гости. И как гостеприимные хозяева устроим чаепитие. На доске мы соберем предметы, необходимые для чаепития.
В зависимости от этапа нашей работы мы будем прикреплять эти предметы к доске.
Что раньше стояло во главе стола при чаепитии? Послушайте, пожалуйста, загадку:
Он округлый, но не шар,
Медный - не монета,
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнил даром!
Ведь зовут его в веках
Люди…
Сейчас мы прикрепим иллюстрацию самовара и прочитаем, какой этап работы нас ждет. «Определение темы урока»
II. Постановка темы и цели урока
Цель: назвать автора и название произведения, целеполагание.
У меня для вас, ребятки,
Приготовлена загадка.
-Ох, ох, ох! Ох, ох, ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут ,несутся, скачут.
Им кричат:-Куда? Куда?
Ну, а кто-то горько плачет
От досады и стыда
Все виновную прощают
-Без хозяйки плохо быть!
А она им обещает
Их не пачкать и не бить (Федорино горе)
-Кто автор этого произведения?
-Сформулируем тему урока.
(Самовар переворачивается –тема урока)
-Вы на прошлом уроке только познакомились с содержанием произведения.
-Что вы уже знаете о нём?
(На доске появляются надписи
ЗНАЕМ…. (как возникла эта сказка)
УЗНАЕМ….(значение незнакомых слов, каков жанр произведения, почему )
НАУЧИМСЯ….( анализировать произведение и давать характеристику героине, соотносить сказку с пословицами, давать другой заголовок)
Сервируем стол дальше
III.Работа над сказкой
(появляется 1 чашка на ней надпись «ЖАНР»)
-Что это рассказ, басня, небылица, сказка? (сказка)
Молодцы! А почему это стихотворение названо сказкой?
(все, что там было, в жизни не бывает.
Там еще коты разговаривают и курица.
И посуда тоже разговаривает.)
(появляется 2 чашка на ней надпись «тема, идея сказки»)
-Вы уже прочитали сказку. Скажите, о чем это стихотворение?
(О том, как убежала посуда.
О том, как бабушка не мыла посуду и она от нее убежала.
О том, как бабушка уговаривала посуду вернуться и посуда все-таки вернулась).
-Для кого была написана эта сказка?
-Для чего она была написана, как вы думаете?
( Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду.
Для всех, кто не любит убираться в квартире.
Для детей.автор хочет показать, что получается, если кругом грязно.
Взрослые же не поверят, что посуда может убегать.)
(появляется 3 чашка на ней надпись «словарная работа»
В чашке ложки, с написанными словами)
Цель: развивать и обогащать речь учащихся
Работа в парах
Из предложенных вариантов выбрать нужное определение к слову
КОРЫТО
РАСТОПЫРИЛА ГЛАЗА
КАДКА
КОЧЕРГА
РАСФУФЫРИЛА
ПОМОИ
ПРУСАКИ
УШАТ
СКАЛКА
Карточка .Определи значения трудных слов:
1.Большой продолговатый открытый сосуд для стирки;
2.Широко раскрыла;
3.Толстый железный прут с загнутым концом для перемешивания топлива в печи;
4.Распушили хвосты;
5.Вода с пищевыми отходами, после мытья посуды;
6.Рыжий таракан
7.Бочка с прямыми боками и одним дном
8.Небольшая деревянная кадка с ушами (ручками)
9. Деревянная округлая палка для раскатывания теста
(появляется 4 чашка на ней надпись «ОБРАЗЫ»)
А кто персонажи в этой сказке?
(Федора, животные, посуда.)
Да, в сказке персонажами являются не только Федора, животные , но и домашняя утварь – посуда, мебель...
А как ведут себя эти предметы?
(Как люди.)
Чтение-сканирование- Работа в группах
Просмотрите глазами текст и выпишите на листки:
1группа –посуду
2 группа-другие вещи
3 группа -животных
1-нож,кастрюля,чайник,кофейник,блюдца,стаканы,сковорода, вилки, рюмки, бутылки, чашки, ложки, самовар. Тарелки
2- сито, лопата, корыто, метла, топоры, кочерга, утюг, стол, кадушка, ушат. скалка, таз
3- коза, тараканы, курица, коты
(появляется 5 чашка на ней надпись «СЮЖЕТ»)
- Писатель начал сказку с бегства посуды, а только потом объяснил причину этого бегства. Как вы думаете, почему К.И.Чуковский построил свою сказку так?
(Чтобы было интереснее потом).
- А теперь давайте найдём в тексте, как К.И.Чуковский говорит об убегающей посуде.
стр. 13.
Найдите и прочитайте строки о ножах. Сколько раз автор употребил слово "держи"? Как вы думаете, почему? (он хочет предать очень быстрое движение - стремительное бегство посуды).
- Какой звук повторяется?
Слышите повтор звука [ж] помогает нам услышать скрежет убегающих ножей.
Вот ножи бегут, друг о друга стучат, скрежещут: ж – ж – ж.
- Какие звуки могут издавать чайник и кофейник? А теперь прочитайте, как это предано в тексте.
- Как бегут утюги, прочитайте. Почему они покрякивают? (так как они были тяжелее, чем другие вещи и бегать им не так уж легко).
- Почему блюдца не идут быстро, не бегут, а несутся? (они круглые, мчатся, не могут остановится и налетают, натыкаются на стаканы).
А теперь прочитаем, как убегают блюдца с.14
- Что мы слышим, когда произносим в этих строчках дзынь – дзынь и повторяем звук [з] ?
Действительно, дзынь очень похоже на звук разбивающегося стекла. Так поэт не только рассказывает о событиях, но и помогает услышать их.
- Каким голосом может говорить самовар, когда он призывает посуду спасаться от неряхи?
- Можно сказать, что посуде жилось очень плохо?
(появляется 6 чашка на ней надпись «ОБРАЗ ФЕДОРЫ»)
- А что происходит с Федорой? Какой она была в начале и в конце сказки?
(ленивая, неряшливая – заботливая)
- Жалко ли вам Федору
- Как автор относится к Федоре? (осуждает, сочувствует, жалеет)
- Чем закончилась сказка? (Федора исправилась .Посуда вернулась.)
-Какую песню пела Федора? (прочитать)
-Что сказала Федора, когда все решили вернуться к ней? (прочитать)
- Что говорит самовар в конце сказки? Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!”
(Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.)
(появляется 7 чашка на ней надпись «ИЛЛЮСТРАЦИИ»)
-Поэт рассказывает нам о событиях и помогает их услышать. А кто помогает их увидеть? (художник)
-Посмотрите на стр 13. Какими красками пользуется художник? Почему? (серый, коричневый)
-А теперь откройте последнюю иллюстрацию стр 22
-Какие краски и почему использует художник здесь?
(Всё блестит, сверкает, всё в порядке. Федора моет посуду. Всё нарисовано светлыми красками)
(появляется 8 чашка на ней надпись «ТЕСТ»)
Цель: провести проверку по теме урока.
-Сейчас поиграем в игру «Вставь пропущенное слово». Работа в группах.
И сказала скалка:
«Мне… Федору жалко»
И сказала чашка:
«Ах, … она бедняжка»
И сказали блюдца:
«Надо бы…вернуться»
И сказали утюги:
«Мы… Федоре не враги»
Тест (индивидуальная работа –самопроверка)
(сигнальные карточки А,Б,В)
1.Как звали главную героиню сказки?
А)Мария Николаевна
Б)Федора Егоровна
В)Елизавета Васильевна
2.Какое животное испугалось и «растопырило глаза»?
А)Корова
Б)Коза
В)Свинья
3.Как кто скакали тарелки?
А)как зайцы
Б)как белки
В) как кенгуру
4.Кто остался в доме у Федоры?
А)кошки
Б)тараканы
В)попугай
5.Что делала Федора, когда звала посуду домой?
А)читала стихи
Б)пела тихую песню
6.На чем стоял самовар в конце сказки?
А)на столе с белой скатертью
Б)на подоконнике
В)на белой табуреточке, да на вышитой салфеточке
(появляется 9 чашка на ней надпись «ИТОГ»)
- Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая?
(Шутливая, но есть и серьезный смысл).
- Кто виноват в Федорином горе?
-Поняла ли Федора свою ошибку?
- Какой совет мы дадим Федоре и ребятам, кто не любит и не ухаживает за своими вещами. Такие у вас есть ребята? Я думаю, что таких ребят у вас нет, а у кого были ошибки, они их исправят.
Пословицы
«Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто»
«Где труд, там и счастье»
-Какая пословица подходит к началу сказки, а какая к концу?
-Почему?
- Чему нас учит это стихотворение?
(Должен быть порядок в доме)
-Сказка эта поучительная и полезная.
IV Рефлексия
-За что бы вы похвалили себя сегодня?
-Что у вас особенно получилось?
Физминутка:
Дружно маме помогаем-
Пыль повсюду вытираем
Мы белье теперь стираем,
Полоскаем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.