Цель: развитие двигательных способностей посредством подвижных игр.
Уметь соблюдать правила техники безопасности, уметь играть в игры: «Волки во рву», «Два Мороза», «Запрещенное движение».
Знать правила техники безопасности, правила игр: «Волки во рву», «Два Мороза», «Запрещенное движение».
Применять в игровой и соревновательной деятельности.
1. Формировать умение общаться со сверстниками в процессе коллективных действий в игре; развивать коммуникативные навыки обучающихся (коммуникативные УУД);
2. Развивать внимание, умение ставить цели и планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям (регулятивное УУД).
3. Развивать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме (познавательные УУД);
4. Способствовать формированию правильной осанки, добиваясь свободного положения туловища во время ходьбы и бега (личностные результаты).
5. Развивать силу, выносливость, координацию, быстроту, ловкость.
1. Формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели.
2. Формировать стойкий познавательный интерес к занятиям физическими упражнениями.
3. Формировать ценностное отношение к предмету, оборудованию.
4. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
1. Матвеев А. П. Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников А. П. Матвеева. 1—4 классы: учеб. пособие А. П. Матвеев. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2021
2. Жуков М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000
Инвентарь и оборудование: секундомер, свисток, фишки.
Проводящий: Власкина А. А.
Частные задачи | Содержание урока | Методы и методические приемы | Дозировка | ОМУ |
Вводно-подготовительная часть 10-12 мин |
1. Организовать деятельность учащихся на начало урока. | Организованный вход в спортивный зал под счет учителя. Построение в одну шеренгу. Расчет по порядку (1,2 и т.д. 27 расчет окончен) Приветствие учителя. | Словесные методы: распоряжения, команды, указания. Практический: выполнение уч-ся команд учителя С левой ноги в спортивный зал шагом марш. Направляющий на месте ……. СТОЙ (раз, два). НАЛЕ-ВО (раз, два). Класс, равняйсь, СМИРНО, по порядку рассчитайсь. Здравствуйте…. Вольно | 40 сек | Уч-ся принимают инструкцию учителя и выполняют ее. Учитель обращает внимание на дисциплину уч-ся и правильное выполнение команд – Равняйсь, Смирно, по порядку рассчитайсь. Проверка готовность уч-ся к уроку. Распределение уч-ся по мед. группам |
Актуализация знаний. Разъяснение обучающимся целей и задач урока. Целеполаганиемотивирование уч-ся на предстоящую деятельность | - «Два Мороза», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Мышеловка», «Салки» - Чтобы развивать двигательные умения, физические качества. - Спортивная игра - В спортивной игре правила едины и неизменны, в подвижной игре можно менять правила. - Подвижные игры - Знать технику безопасности, правила определенных подвижных игр, уметь играть в определенные подвижные игры - Строго следовать правилам игры, слушать учителя, начинать и заканчивать игру только по команде учителя, избегать столкновений с другими игроками. | Словесный метод: беседа - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Связано оно с подвижными играми. Какие подвижные игры вы знаете? - Для чего они нужны? - Какой еще вид игр существует? - В чем различия между подвижными и спортивными играми? - Совершенно верно. - Так какая тема нашего урока? - Что вы должны знать и уметь? - Озвучьте технику безопасности при подвижных играх - Совершенно верно. | 2 мин | Дети выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме о соблюдении правил безопасного проведения подвижных игр. Адекватно используют речь при ответах на вопросы. Учитель исправляет речевые ошибки. Анализ имеющихся знаний о подвижных играх. |
Обеспечение общефункциональной подготовленности организма ребенка к основным видам деятельности. | Ученики выполняют строевые упражнения. Выполняют ОРУ в движении. 1. И. п. Руки на пояс 1-2 Шаги на пятках 3-4 Шаги на носках 2. И. п. – руки на поясе 1 – Наклон головы вправо 2 – И. п. 3 – Наклон головы влево 4 – И. п. 3. И.П. – руки перед грудью согнуты в локтях 1-2 – рывки руками перед грудью 3-4 – отведение прямых рук в стороны 4. И. п. – руки на пояс 1 – поворот туловища вправо 2 – И. п. 3 – Поворот туловища влево 4 – И. п. 5. И. п. – руки на пояс 1 – наклон вперед к правой ноге 2 – И. п. 3 – наклон вперед к левой ноге 4 – И. п. 6. И. п. – руки на пояс 1-2 – ходьба приставными шагами правым боком вперед 3-4 – ходьба приставными шагами левым боком вперед Выполняют бег обычный и с высоким подниманием бедра Переходят на шаг, восстанавливают дыхание Вдох, поднимают руки Выдох, опускают руки (повтор 2-3 раза) Строятся в шеренгу, выполняют команды учителя на месте стой, повороты – нале-во, равняйсь, смирно, по 3 рассчитайсь. Рассчитываются по 3. 1- на месте, 2 – 2 шага вперед, 3- 4 шага вперед. | Метод организации уч-ся на уроке: фронтальный. Учитель дает строевые команды: Напра-Во! Нале-Во!, Кру-Гом!, Нале-Во!, На месте шагом- марш! В обход на лево по залу шагом- марш! Наглядный метод, практический метод (выполнение учащимися). Проводит ОРУ в движении. 1. Ходьба на раз-два на пятках и на три-четыре на носках, руки на пояс. Исходное положение принять. Упражнение начи-най! 2. Наклоны головы вправо и влево, руки на поясе; и.п. принять. Упражнение вправо начи – най! 3. Рывки руками, руки перед грудью согнуты в локтях. И. п. принять, упражнение начи-най! 4. Повороты туловища вправо и влево, руки на пояс. Упражнение вправо начи-най! 5. Наклоны туловища вперед к правой и левой ноге под каждый шаг, руки на поясе. И.П. принять, упражнение начи-най! 6. Ходьба приставными шагами. Руки на пояс. И. п. принять, упражнение правым боком вперед начи-най! - Бегом марш! Практический метод. Словесный метод – объяснение. - Бег выполняется в среднем темпе, по одному свистку – бег с высоким подниманием бедра, два свистка – обычный бег. Шагом марш! Восстанавливаем дыхание. На вдох плавно поднимаем руки, на выдох плавно опускаем: - Вдох - Выдох (повтор 2-3 раза) Построение в шеренгу. - Направляющий на месте – СТОЙ раз, два. Нале-во. Раз два. Класс, равняйсь, смирно. По 3 рассчитайсь. 1- на месте, 2 – 2 шага вперед, 3- 4 шага вперед. Шагом марш. | 15-20 сек 6 раз 4 раза 4 раза 4 раза 1 мин 30 сек 30 сек | Дистанция - ладонь Дистанция 2- 3 шага. Спина прямая. Выполнять медленно без резких движений. Спина прямая, локти вниз не опускать. Выполнять под каждый шаг, спина прямая Выполнять под каждый шаг, спина прямая, локти вниз не опускать Выполнять под каждый шаг, спина прямая, локти вниз не опускать Спина прямая, локти вниз не опускать Дистанция 2-3 шага, руки согнуты в локтях, подвижны |
Содействовать развитию координации и выносливости, формированию правильной осанки | Учащиеся выполняют команды и распоряжения учителя. 1. И. п. стойка ноги врозь, руки на пояс 1-2 вращение головы вправо 3-4 вращение головы влево 2. И. п. основная стойка, руки внизу 1-2 круговые движения прямых рук вперед 3-4 круговые движения прямых рук назад 3. И. п. стойка ноги врозь, руки на пояс 1-2 вращение туловища вправо 3-4 вращение туловища влево 4. И. п. основная стойка, руки на пояс 1 – присед с вытягиванием рук вперед 2 – И. п. 5. И. п. основная стойка, руки в стороны 1 – прыжок, ноги врозь, руки вверх, хлопок 2 – прыжок, ноги вместе, руки в стороны 6. ходьба на месте Возвращаются в шеренгу | Практический метод (выполнение упражнения учениками) Метод целостно-конструктивного упражнения. Наглядный: непосредственная наглядность учителем. Метод организации уч-ся на уроке фронтальный Во время каждого упражнения называет команды: Команды: «И.п. принять!», «Упражнение в правую сторону начинай!», «Закнчили!» 1. И. п. стойка ноги врозь, руки на пояс 1-2 вращение головы вправо 3-4 вращение головы влево 2. И. п. основная стойка, руки внизу 1-2 круговые движения прямых рук вперед 3-4 круговые движения прямых рук назад 3. И. п. стойка ноги врозь, руки на пояс 1-2 вращение туловища вправо 3-4 вращение туловища влево 4. И. п. основная стойка, руки на пояс 1 – присед с вытягиванием рук вперед 2 – И. п. 5. И. п. основная стойка, руки в стороны 1 – прыжок, ноги врозь, руки вверх, хлопок 2 – прыжок, ноги вместе, руки в стороны 6. ходьба на месте Словесный метод: (команды, распоряжения) Сразу после завершения прыжков учитель даёт команды: «На месте!», «Шагом!», «Марш!», (левой, левой, раз, два, три), «Стой!» (раз, два) Учитель дает команду: «Кругом, в шеренгу шагом марш!» | 4 мин 4 раза 4 раза 4 раза 10 раз 8 раз 30 сек | Спина прямая, локти вниз не опускать, вращение головой без резких движений, с отрытыми глазами Дистанция, без резких движений Спина прямая, локти вниз не опускать Спина прямая, локти вниз не опускать, без резких движений, ладони вниз Дистанция, спина прямая Спина прямая |
Основная часть урока 25-30 мин. |
Актуализация знаний | - Подвижные игры - Подвижная игра – это игра, в которой можно изменить правила. - Чтобы играть в них с семьей, с друзьями, еще они развивают физические качества. - Правила игры, технику безопасности | Словесный метод: беседа - Давайте повторим, какой у нас сегодня урок. Какая тема? - Что такое подвижные игры? - Хорошо. Для чего их необходимо изучать? -Что нам необходимо знать, чтобы играть в определенную подвижную игру? | 1 мин | Дети выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме. Учитель исправляет ошибки |
Организовать первичное усвоение новых знаний | Слушают объяснение учителя. Да | Словесный метод: беседа, объяснение - Сегодня вы познакомитесь с новой игрой. Она называется «Волк во рву». Учитель подготавливает игровую площадку, ставит фишки в две параллельные линии, образуя «ров». На площадке лежат фишки. Область между ними – ров. Область по одну сторону – дом, по другую – пастбище. В данной игре два типа персонажей: волки – водящие и козлята. Волки находятся во рву, козлята в доме и на пастбище. Для начала необходимо выбрать двух водящих. Они встанут в ров. Козлята встают на площадку дома. По моему сигналу козлята должны перепрыгнуть через ров на пастбище. Волки, не выходя из рва, стараются осалить как можно больше козлят. За одного осаленного козленка начисляется 1 очко. 1 раунд – это путь от дома до пастбища и обратно. Всего 3-4 раунда. Цель игры следующая. Побеждает волк, набравший большее количество очков, и козленок, которого ни разу не поймали. Правила игры: 1. Перепрыгивать через ров обязательно 2. Пойманные козлята не выбывают из игры, а продолжают играть дальше. Напоминаю правила техники безопасности. Ни в коем случае нельзя толкаться, ставить подножки, бить игроков, хватать за одежду, волосы. Все поняли правила? | 3-4 мин | Ученики сознательно воспринимают правила подвижной игры, технику безопасности |
Осуществить первичную проверку понимания усвоенного | Занимают свои места. Начинают пробную игру по сигналу учителя. Заканчивают игру. | Специфический метод: игровой Словесный: беседа - Давайте попробуем поиграть. Выбирает двух ведущих. - Займите свои места: волки во рву, козы в доме. Дает сигнал к началу игры. Контролирует пробную игру детей. - Закончили. | 5 мин | Следит за точностью выполнения правил игры, исправляет ошибки: останавливает игру и исправляет неточности. |
Развитие силы, координации, выносливости в процессе первичного закрепления знаний | - Нельзя толкаться, ставить подножки, бить игроков, хватать за одежду, волосы Играют в игру по правилам 3-4 раза. Заканчивают игру и строятся в шеренгу. | Специфические методы: игровой, соревновательный Словесный: распоряжение -Теперь понятно, что вы усвоили суть игры. Сейчас играем на результат. В конце игры подведем итог, выявим победителей. Во время игры не забывайте о технике безопасности. Напомните ее. - Правильно. Займите позиции. По свистку начинаем игру. Дает сигнал, игра начинается. Дает сигнал и озвучивает команду: «Закончили! В шеренгу становись!» | 7 мин | Следит за точностью выполнения правил игры, исправляет ошибки: останавливает игру и исправляет неточности. |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Слушают -Мо-ло-дцы! (3 раза) | Словесный метод – объяснение. - Во время игры были допущены следующие недочеты: некоторые козлята перебегали ров, а насколько вы знаете, ров нужно перепрыгивать, и пару раз игра начиналась до сигнала, хотя должна начинаться после. Учтите эти ошибки. -Но вы все равно все большие молодцы. - Итоги игры таковы: победили волки: (имена) и козлята (имена). - Давайте поздравим их с победой -Мо-ло-лцы! (3 раза) | 1 мин | Озвучивает допущенные ошибки и недочеты. |
Актуализация | - Два Мороза - По сигналу морозы обращаются к игрокам с определенными словами: «Мы два брата молодые, Два мороза удалые: Я — мороз Красный нос, Я — мороз Синий нос Кто из вас решится В путь дороженьку пуститься? Игроки отвечают: «Не боимся мы угроз И не страшен нам мороз!» После этого игроки перебегают с одной стороны на другую, задача водящих – дотронуться рукой до игроков. Побеждает тот мороз, который осалил больше всего игроков, и тот игрок, которого ни разу не поймали. Занимают места. | Словесный метод: беседа - Какую игру мы изучили на прошлом уроке? - Напомните правила игры - Совершенно верно. Выбирает двух водящих. - Займите места на площадке. Играем на результат. | 2 мин | Дети выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме. Учитель исправляет ошибки |
Развитие выносливости, быстроты, ловкости посредством подвижных игр | Начинают игру. Заканчивают игру и становятся в шеренгу. Аплодируют | Дает сигнал для начала игры Дает сигнал и озвучивает команду: «Закончили! В шеренгу становись!» Победили: мороз (имя) и игроки (имена) Давайте поаплодируем победителям (аплодирует) | 4 мин 1 мин | Следит за точностью выполнения правил игры, исправляет ошибки: останавливает игру и исправляет неточности. |
Заключительная часть урока – 3-5 мин |
Снижение функциональной и эмоциональной активности | Слушают. Играют вместе с учителем. Аплодируют. Возвращаются на место по команде учителя. | Словесный метод: объяснение Практический: выполнение учениками упражнений на внимание Форма организации: фронтально - Давайте снимем излишнее напряжение, немного успокоимся, придем в состояние равновесия. В этом нам поможет игра «Запрещенное движение». Вы остаетесь в шеренге. Я показываю вам движения, вы должны повторить все, за исключением запрещенного. Те, кто допустил ошибку, делают шаг вперед. Выигрывает тот, кто остался на своем месте. Начинаем. (учитель играет с учениками) - Закончили. (Имена) не допустили ошибок, давайте им поаплодируем. Вы все сегодня большие молодцы! Те ученики, которые делали шаги вперед: Кругом, в шеренгу шагом марш! | 3 мин | Обращает внимание внимательность во время игры |
Подведение итога урока на рефлексивной основе | - Подвижные игры - «Волки во рву» - Нельзя толкаться, ставить подножки, бить игроков, хватать за одежду, волосы - выигрывают козлята, которых ни разу не поймали и волки, которые поймали больше всего козлят | Словесный метод: беседа - Ребята, какая тема урока у нас была? - С какой новой игрой познакомились? - Какие основные правила игры? - Хорошо. А как определить победителя в этой игре? | 1-2 мин | Дети выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме. Уч-ль исправляет ошибки |
Развивать творчество и воображение обучающихся в домашних условиях | Ученики слушают инструкцию учителя по выполнению домашнего задания - нет Выполняют команду учителя, выходят из спортивного зала. | - Ребята, ваше задание на дом – придумать две подвижные игры. Первая игра с бегом, вторая с прыжками. Описываете игры по плану: 1. название игры 2. расположение игроков и их роли 3. ход игры, действия игроков 4. цель игры 5. правила игры, важно подчеркнуть, что нельзя делать) 6. итог игры К оформлению работы подойдите творчески. У вас есть вопросы по домашнему заданию? - Отлично. Урок окончен. Нале-во! В раздевалку шагом марш! | 1 мин | Выполняется в печатном или письменном виде на листе бумаги |