Ребята, у вас на столах находится скрепка на «плоту», который лежит на поверхности воды, налитой в блюдце. В каком состоянии находится скрепка? (ил монетка на столе) (Ответ: В покое.) – Почему? (Действия всех сил скомпенсированы.) – Поднесите магнит к скрепке и скажите, что вы наблюдаете? (Скрепка движется.) Итак, скрепка начала двигаться, то есть приобрела ускорение, так ведь? Почему скрепка начала двигаться? Причиной чего является ускорение? Сегодня на уроке нам с вами предстоит ответить на этот вопрос и выяснить причину ее движения. Записываем в тетради вопрос: почему движутся тела? Можете ли вы предположить, почему скрепка пришла в движение? (Ответ в большинстве случаев: На скрепку подействовали силой магнита). Значит можно сказать, что причиной ускорения движения тел является действие на них других тел, то есть взаимодействие тел. Убедимся в этом на видеоопыте. Прошу всё внимание на экран. Видео опыт с тележками. На опыте мы убедились, что при взаимодействие тел они оба получают ускорения, направленные в противоположные стороны. Этот же факт мы можем подтвердить бесконечными примерами из жизни. На перемене вы играете в теннис. Ударяя ракеткой по теннисному мячику, мы придаём ему ускорение, но и мячик, в свою очередь, придаёт ускорение ракетке, она незначительно откланяется назад, в противоположную сторону. Если вдруг на перемене двое первоклассников столкнулись в коридоре, то каждый из них приобрёл ускорение, которое будет направлено в разные стороны. Скажите, а как называется величина, с помощью которой количественно описывают взаимодействие тел? Совершенно верно, из курса 7 класса мы с вами знаем, что это ни что иное, как сила. Значит, ускорение тела зависит от силы. А как ускорение зависит от силы? (Ответ: Прямопропорциональна). Совершенно верно, ведь чем большую силу мы приложим, тем большее ускорение тело приобретёт. Причём, для двух взаимодействующих тел, отношение модулей их ускорений всегда одно и тоже. Может быть от чего-то ещё зависит ускорение? Я предлагаю вновь обратится к опыту. Всё внимание на экран. Опыт с изменением массы. Скажите от чего ещё зависит ускорение? Совершенно верно, от массы. Давайте вспомним, а что такое масса? Масса – это мера инертности тел. Например, оттолкнувшись от партнерши, фигурист приобретает меньшее ускорение и меньшую скорость, чем фигуристка. Это свидетельствует о том, что он более инертен, т. е., что его масса больше, чем масса партнерши. При выстреле ружье приобретает меньшую скорость, чем нуля, следовательно, его ускорение при взаимодействии тоже меньше. Это значит, что ружье более инертно, обладает большей массой, чем пуля. А как оно зависит от массы прямопропорциональна или обратнопропорционально? Иными словами, увеличивается с ростом массы тел или уменьшается? Что нам будет легче, сдвинуть 2-х граммовую скрепку или слона? Обозначим массы взаимодействующих тел через т, и т2, я приобретаемые ими ускорения через а1, и а2, тогда можно записать: Отношение модулей ускорении двух взаимодействующих тел равно обратному отношению их масс. Ученики: то, у чего масса меньше, значит обратнопропорционально! Попробуйте данные утверждения представить самостоятельно в виде формулы. Что получили? . Таким образом, получили: ускорение прямопропорциональна силе и обратнопропорционально массе тела. Это соотношение выражает Второй закон Ньютона: Ускорение, которое приобретает тело в результате взаимодействия, прямопропорциональна действующей на это тело силе и обратнопропорционально его массе. |