Формат описания урока
Фамилия, имя, отчество автора: Ильина Светлана Николаевна.
Место работы: МБОУ «Малоимышская СОШ»
Должность: учитель
Класс: 9
Предмет: Физика
Тема урока: Радиоактивность. Ее виды.
Место урока в теме и в программе по предмету :
К моменту урока обучающиеся уже знакомы с понятием «Атом», «Атомное ядро», имеют представление о планетарной модели атома из материала 8 класса физики и химии.
Знакомы с понятием изотопов (химия, 8 класс). Изучили материал по географии «Электроэнергетика. Атомная энергетика» (9 класс, 2 четверть). Знакомы со шкалой электромагнитных волн. Изучение радиоактивности , ее различных видов проводим в формате доказательства сложного состава атома и атомного ядра. Полученные на уроке знания смогут применить при изучении тем «Строение атомного ядра. Нуклонная модель» , «Радиоактивные превращения. Изотопы», «Радиоактивные излучения в природе, медицине, технике».
Тип урока- урок освоения новых знаний. Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы: проблемный, поисковый, объяснительно-иллюстративный. Педагогическая цель: создание условий для формирования у обучающихся представлений о явлении радиоактивности, о физической природе и свойствах α-, β-, γ-излучений; осознания ими эволюции взглядов на природу атома, углубления знаний о структуре атома.
Ключевая идея урока в формате проблемного вопроса:
Что такое радиоактивность (с учетом знаний других предметов)? Какие виды радиоактивности бывают? Какое значение имеет открытие радиоактивности? Что стало следствием этого открытия, к каким другим научным выводам, открытиям привело?
Какова роль радиоактивности в жизни человека (биология, медицина, география, археология, геология, сельское хозяйство, техника )?
Цель1 (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет:
знать:
Историю открытия радиоактивности
Определение радиоактивности
Какие элементы являются радиактивными
Различные виды радиоактивного излучения
Свойства α-, β-, γ-излучений
Где используют радиоактивные излучения
Влияние радиоактивного излучения на живые организмы
уметь (сможет продемонстрировать):
Различать разные виды радиоактивного излучения
Понимать эволюцию взглядов на природу атома
Объяснять доказательство сложного состава атома на основе явления радиоактивности
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
Использовать понятия:
-радиоактивность,
- альфа, бета- и гамма-излучения,
Различать явления:
-естественная радиоактивность.
Распознавать проявление изученных физических явлений в окружающем мире:
- радиоактивное излучение природных минералов
- действие радиоактивных излучений на организм человека
-различать радиоактивность по описанию ее характерного свойства и на основе опытов.
Осуществлять поиск информации физического содержания в Интернете, самостоятельно формулируя поисковый запрос, находить пути определения достоверности полученной информации на основе имеющихся знаний и дополнительных источников;
Метапредметные результаты:
Базовые логические действия:
-выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений);
- устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении физических явлений и процессов.
Коомуникативные: в ходе обсуждения учебного материала, задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;
Регулятивные:
Самоорганизация-выявлять проблемы в жизненных и учебных ситуациях , требующих для решения физических знаний;
Личностные результаты:
-осознание ценности физической науки как мощного инструмента познания мира, основы развития технологий, важнейшей составляющей культуры;
-развитие научной любознательности, интереса к исследовательской деятельности;
- осознание дефицитов собственных знаний и компетентностей в области физики;
- осознание ценности безопасного образа жизни.
Инструменты и критерии/показатели/индикаторы оценки достижения запанированных результатов2:
- Таблица «Виды и свойства радиоактивного излучения» в печатном формате.
-Самостоятельная работа https://m.edsoo.ru/ff0c1672 , раздел «Применение знаний» или в печатном формате
-Тест в формате ГИА https://m.edsoo.ru/ff0c1672, раздел «Систематизация знаний» или в печатном формате
Организационно-педагогические условия проведения урока3
Этапы урока:
1.Этап вхождения в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Слайд презентации.
Педагог: Что изображено на слайде? (международный знак радиации)
Обучающиеся работают в группах , используя рабочие листы (обсуждение полученных заданий и представление результатов), выполняют задание №1:
Задание № 1.
Группа 1.
Текст: «В России работает десять крупных АЭС: Курская , Смоленская, Кольская , Тверская и др. Предполагается строительство АЭС в других регионах» Знакомы ли вы с этой информацией? Какие проблемы возникают в ходе работы атомных электростанций?
Группа 2.
Текст «При взрыве реактора 4-го блока Чернобыльской АЭС в воздух выброшено 0,035 % из 80 тонн радиоактивного топлива. При взрыве американцами атомной бомбы в Хиросиме - 740 г радиоактивного вещества. Знакомы ли вы с этими фактами? Каковы последствия?
Группа 3.
Текст: «В г. Иркутске по адресу Юбилейная, дом № 100 находится Аккредитованная испытательная лаборатория группы радиационного контроля. Ваши предложения: для чего нужна такая лаборатория?»
После обсуждения заданий в группах и представления формулируется проблемный вопрос на урок (обучающиеся совместно с учителем)
Чем сегодня будем заниматься на уроке?
Обучающиеся формулируют цель урока ( самостоятельно или с помощью учителя):
Обучающиеся формулируют задачи (частичная постановка задач, предполагается возвращение к этому этапу):
1.Узнать о том, что такое радиоактивность
2.Узнать об истории радиоактивности
3. Где используется радиоактивность?
4. Как влияет на живые организмы?
5. Что стало следствием открытия этого явления.
Для дальнейшей работы педагог предлагает вспомнить определение атома:
Давайте вспомним все об атоме, на тот момент, когда впервые познакомились с этим понятием (физика 7 класс)
-Что такое атом?
-Кто впервые ввел это понятие?
-Где это произошло?
-Что означает «атом» в переводе с греческого?
Обучающиеся отвечают на вопросы.
Обучающиеся работают в группах, выполняют задание 2:
Задание № 2: найти в учебниках физики, химии, биологии печатный и электронный варианты) определения атома, атомного ядра, изотопов.
Группа 1 работает с понятием «Атом»
Группа 2 работает с понятием «Атомное ядро»
Группа 3 работает с понятием «Изотопы»
Обучающиеся представляют результаты групповой работы. Учитель дополняет. Демонстируется слайд презентации.
Содержание слайда:
Физика, 7 класс: Атом -неделимый(греч.). Атомы -малые, неделимые и невидимые глазом частицы, и которых состоят все вещества.
Физика, 8 класс: Атом -мельчайшая электрически нейтральная частица вещества, состоящая из положительно заряженного ядра и отрицательно заряженной электронной оболочки.
Химия, 8 класс: Атом – мельчайшая химически неделимая частица вещества.
Химия ,8 класс: Атом – наименьшая электронейтральная частица химического вещества, состоящая из ядра и электронной оболочки.
Биология, 9 класс: Атомы -мельчайшие частицы, из которых состоят все живые и неживые объекты на Земле.
Физика, 8 класс: Ядро атома имеет сложную структуру. Оно состоит из частиц – нейтронов и протонов. Число протонов в атоме равно числу электронов.
Химия, 8 класс: Ядро атома- это самая тяжелая, при этом самая маленькая часть атома. Ядро атома образовано элементарными частицами двух видов: протонами и нейтронами (нуклоны).
Химия , 8 класс: Изотопы- это атомы одного химического элемента, содержащие различное число нейтронов в ядре и следовательно имеющие различные массовые числа. Ядра изотопов содержат одинаковое число протонов, но различное число нейтронов.
Педагог задает вопрос классу: Как менялись представления о строении атома? Почему это происходило? Давайте вернемся к задачам урока и дополним их (рассмотреть радиоактивность в контексте строения атома)
2. Этап освоения нового материала.
Демонстрируется часть видеосюжета об открытии радиоактивности (урок 43, 9 класс, РЭШ)
https://resh.edu.ru/subject/lesson/2990/main/ (2 мин.25 с.)
После просмотра педагог задает вопросы классу:
1.Кто впервые открыл явление? Какой элемент исследовал? Солнечные лучи оказывали влияние ?
2.Какие еще ученые занимались этим? Какие элементы были открыты?
3. Радий –(лучистый , лат.) Что можем сказать о происхождении термина радиоактивность?
4. Кто ввел определение радиоактивности?
5. Как вы поняли, что такое радиоактивность? Предлагает самостоятельно сформулировать определение.
Слайд презентации с точным определением радиоактивности.
Радиоактивность -способность атомов некоторых химических элементов к самопроизвольному излучению.
Педагог предлагает записать определение в рабочий лист.
Слайд презентации с таблицей Менделеева
Педагог: «Все химические элементы в таблице Менделеева, начиная с 83 номера являются радиоактивными».
3. Демонстрируется опыт Резерфорда по исследованию состава радиоактивного излучения 1899 г. Слайд презентации.
Пояснения учителя к слайду.
Задание№ 3 группам:
1. Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Почему сильное магнитное поле, действующее на пучок радиоактивного излучения разбило его на три составные части?
2. Определите знаки зарядов α-, β-, γ составляющих радиоактивного излучения.
Обсуждение результатов выполнения заданий.
Ответы обучающихся:
1.Радиоактивное излучение состоит из трех составляющих с различными свойствами.
2. Одна из них (центральный поток) представляет собой излучение, не имеющее заряда, т.к. не отклонилась в магнитном поле.
3. Две другие составляющие имеют заряды противоположных знаков, т.к. отклонились в магнитном поле в противоположные стороны.
4. α-излучение имеет «+» заряд, β-излучение имеет «-», γ-излучение заряда не имеет, т.к. не отклоняется магнитным полем (знак заряда α-излучение и β-излучение определяют самостоятельно по правилу левой руки)
Задание № 4 группам : Заполнить таблицу, изучив опорный конспект https://m.edsoo.ru/ff0c1672 или изучив печатный вариант конспекта и другие предложенные учителем источники, каждой группе предлагается заполнение одного из видов излучения: α-, β-или γ.
Результаты работы каждой группы выводятся на экран обучающимися
Вид излучения | Автор и дата исследования | Заряд заряда | Природа излучения | Проникающая способность | Чем задержива- ются? |
Альфа-лучи | 1899г., Эрнест Резерфорд | «+» | Ядра атомов гелия | Малая | Лист бумаги , одежда, кожа человека |
Бета-лучи | 1899 г., Анри Беккерель | « -» | Поток быстрых электронов | Высокая, способны проникать в ткани организма на 1-2 см | Пластина из алюминия толщиной 0,5 см и более |
Гамма-лучи | 1900 г. Поль Виллар | Не имеют заряда | Электромаг-нитные волны высокой частоты | Очень высокая | Железобетонная конструкция толщиной 6м и более |
Обсуждение результатов заполнения таблицы. Сравнение видов излучения по заряду, природе, проникающей способности.
Педагог предлагает обучающимся вернуться к задачам урока сделать вывод о том, что подтверждает и доказывает открытие радиоактивности.
Педагог коротко рассказывает влиянии радиоактивности на живые организмы.
Слайд презентации.
3. Этап применения изученного материала.
Индивидуальная работа
Задание 5. Учитель предлагает обучающимся пройти по ссылке
https://m.edsoo.ru/ff0c1672 и выполнить задание, изучив текст в разделе «Применение знаний» или текст задания предлагается в печатном варианте. Выполнение заданий содержит знакомство с применением радиоактивного излучения.
Текст: «Радиоактивные изотопы, явление радиоактивности активно используют в науке и технике, в медицине и сельском хозяйстве. В современном мире есть устройства, которые нас оберегают от пожаров: основным элементов датчиков является радиоактивный изотоп. В медицине явление радиоактивности используют для диагностики и лечения многих заболеваний. В технике при изготовлении сложных конструкций используют радиоактивные изотопы в дефектоскопии.
Радиоактивный изотоп серы бета-радиоактивен. Его активно используют в промышленности для исследования изнашивания подшипников, сделанных из различных сплавов. С помощью этого изотопа определяют толщину слоя жидкостей, изучают обмен веществ в организме».
Какая частица вылетает из ядра серы при радиоактивном распаде?
-Ядро гелия
-Нейтрон
-Фотон
-Ядро водорода
-Электрон
4.Этап систематизации знаний и умений.
Индивидуальная работа.
Задание 6. Обучающиеся переходят в раздел «Систематизация знаний» https://m.edsoo.ru/ff0c1672 и выполняют тест в формате ГИА или предлагается печатный вариант теста.
Задание 1.
Текст: «Изотопы углерода активно используют для датирования археологических находок. Изотоп углерода активно излучает электроны. Как называются эти частицы?»
- альфа-частицы
- ядра гелия
- гамма -частицы
- нейтроны
- бетта -частицы
Задание 2.
Текст: «Для определения возраста Земли геологи прежде всего, находят в породе изотоп урана -238, который альфа-радиоактивен. Далее, изучая количество атомов урана и измеряя пробеги альфа -частиц, определяют возраст горной породы».
Дополни предложение:
«Альфа-частицы обладают……»:
-Низкой проникающей способностью, меньшей, чем у альфа-частиц
-Средней проникающей способностью, большей, чем у бетта-частиц
- Высокой проникающей способностью
Задание 3.
Можно ли предсказать, когда распадется одно из десяти радиоактивных ядер?
-Да
-Нет
Обучающиеся переходят к результатам работы и просматривают верные ответы с объяснениями.
Этап рефлексии:
1.Педагог предлагает обучающимся обратиться к цели, которая была поставлена в начале урока.
2. Все ли поставленные задачи выполнены?
3. Педагог предлагает провести связь между открытием радиоактивности и сложной структурой атома.
Перечень дидактических материалов.Наглядные материалы
Таблицы «Виды и свойства излучений»
Российская электронная школа, видеосюжет https://resh.edu.ru/subject/lesson/2990/main/
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/ff0c1672, ФГИС «Моя школа» используется на этапе применения и систематизации знаний или используются печатные материалы.
Презентация используется на этапе освоения новых знаний и на этапе рефлексии.
Оснащение урока .Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, ноутбуки для педагога и детей, портреты ученых , иллюстративные материалы, подборка материалов в печатном и электронном варианте по теме урока.
1
2
3