СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока физики "Сила притяжения и закон всемирного тяготения"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в дистанционном формате

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики "Сила притяжения и закон всемирного тяготения"»

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Класс: 10

Учебный предмет: Физика

Тема учебного занятия: Сила притяжения и закон всемирного тяготения

Тип урока: Урок в дистанционном формате

Место проведения: Zoom

Средства обучения:

§ технические:

  • ноутбук;

  • онлайн ресурсы для тестирования

§ информационно-коммуникационные:

  • компьютерная мультимедийная презентация к уроку;

  • § дидактический материал:

  • задание по работе с текстом

  • лист самоконтроля

Цели урока: закрепить знания по силе тяжести и закону всемирного тяготения, решать задачи на закон всемирного тяготения, формулировать основное.

Задачи урока:

  • обучающие: формирование умений составлять электрические цепи, проводить простейшие измерения, исследовать закономерностями, существующими в цепи с последовательным соединением проводников. Раскрыть суть закона всемирного тяготения, закрепить полученные знания путем решения задач.

-воспитательные: формирование умений использования теоретических сведений и практических навыков по изучаемой теме в жизни.

Образовательные технологии:

  • информационно-коммуникационные технологии.

Организационные формы образовательной деятельности: фронтальная.

Методы обучения:

− словесные: беседа;

− наглядные: компьютерная мультимедийная презентация − практические: частично-поисковый.

Планируемые результаты: а) предметные:

− формирование представления силе тяжести и законе всемирного тяготения;

− формирование навыков применения закона при решении задач; б) метапредметные:

§ регулятивные:

− умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы;

− умение рационально распределять рабочее время; § познавательные:

− формулирование познавательной цели; − структурирование полученной информации; в) личностные:

− осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала.

Нормативный документ

Учебник физики Пёрышкин 10 кл. ФГОС

Образовательные ресурсы:

Учебник физики Пёрышкин 10 кл. ФГОС

Основные термины и понятия: сила тяжести, ускорение свободного падения, закон всемирного тяготения, гравитационная постоянная.



Дистанционное занятие по физике (10 класс)

Тема: СИЛА ТЯЖЕСТИ И СИЛА ВСЕМИРНОГО ТЯГОТЕНИЯ.

План
  1. Приветствие и повторения материала, изученного на прошлом уроке (5 мин)

  2. Постановка цели сегодняшнего занятия (1 мин)

  3. Разбор основных понятий новой темы (10-15 мин)

  4. Тест на тему сегодняшнего занятия (10 мин)

  5. Решение задач по теме урока (10 мин)

  6. Проверка заданий (5 мин)

  7. Домашнее задание (1 мин)

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

П. Добрый день! Из-за сложившейся ситуации в стране мы вынуждены провести это и ближайшие занятия в дистанционном формате. Надеюсь меня хорошо слышно. Давайте начнём наше занятие с повторения материала прошлой темы. Кто нам напомнит, что мы изучали на прошлом занятии?

У. На прошлом уроке мы изучали то, какие силы бывают в природе.

П. Да, верно. И какие же силы мы рассматривали на уроке?

У. Гравитационные, электромагнитные и ядерные.

П. Расскажите мне, чем же отличаются все эти силы друг от друга. Да, пожалуйста.

У1. Гравитационные силы действуют между телами, имеющими массу. Их также называют силами всемирного тяготения.

П. Хорошо, садись! Кто расскажет про электромагнитные силы?

У2. Электромагнитные силы действуют между частицами, имеющими электрические заряды.

П. Правильно. И осталась последняя сила, которую мы рассматривали. Кто пояснит?

У3. Ядерные силы действуют между частицами в атомных ядрах.

П. Превосходно. Что-то у вас всё-таки отложилось в голове. Тема была не сложная, но довольно важная. Сегодня мы поговорим об одной из природных сил, а именно о гравитационных силах.

2. Подготовка к открытию нового знания. Формулирование учебной задачи

П. Итак, приступим к изучению новой темы. Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего занятия, а именно “Сила тяжести сила всемирного тяготения”. Мы уже ранее рассматривали гравитационные силы и то, как они работают. Давайте поговорим о них немного подробнее. Мы говорили о том, что наша планета сообщает всем телам у её поверхности одно и то же ускорение. Кто напомнит, какое именно?

У. Ускорение свободного падения.

П. Именно. Из 2-го закона Ньютона мы знаем, что сила, действующая на тело со стороны Земли, прямо пропорциональна ускорению и его массе. Если мы запишем это соотношение для двух разных тел, то выяснится, что отношение масс этих тел будет численно равно отношению сил тяжести, действующих на данные тела. Какой вывод можно из этого сделать?

У. Сила тяжести зависит от массы самого тела.

П. Верно. Сейчас на экране вы видите то, как это выглядит графически. Запишите это себе в тетрадь.

3. Работа над новой темой

П. На основе вышесказанного в своё время Ньютон пришёл к такому выводу, что Луна движется вокруг Земли, т.к. постоянно находится в свободном падении. Земля сообщает Луне некое ускорение, которое не зависит от массы самой Луны, и, как показали расчёты, в (60)2 раз меньше, чем ускорение тел на Земле. А Ньютон сделал вывод, что сила притяжения обратно пропорциональна квадрату расстояния между центрами двух тел, в данном случае Земли и Луны. Мы знаем, что по 3-му закону Ньютона Луна должна действовать на Землю с той же силой, что и Земля на Луну. Математическим путём Ньютон в итоге вывел формулу, описывающую всё это и назвал это Законом всемирного тяготения. Формулу, так же как и схему взаимодействия Луны и Земли, вы можете наблюдать на своих экранах. Всё ли понятно?

У. Всё понятно, кроме одного момента. В итоговой формуле фигурирует некая гравитационная постоянная. Что это?

П. Как раз о ней мы сейчас и поговорим. Гравитационная постоянная численно равна силе притяжения между двумя материальными точками массой 1кг, если расстояние между ними равно 1м. Но стоит учитывать, что r — это расстояние между центрами двух тел, и сила притяжения будет лежать на прямой, соединяющей эти два центра. Впервые численное значение гравитационной постоянной было измерено физиком Г. Кавендишем в 1798 году при помощи устройства, которое называется “крутильные весы”. Из опытов было получено следующее значение гравитационной постоянной. G=6,67 * 10-11 Н * м2/кг2. Запишите это значение где-нибудь на полях, т.к. величина постоянная и её придётся просто запомнить.

Интересный факт. Хоть наша планета и имеет форму шара, но не совсем идеального шара. Земля немного приплюснута у полюсов и поэтому расстояние до центра Земли там меньше. Следовательно? У. Сила притяжения там будет больше.

П. Да. Абсолютно, верно.

  1. Тестирование по пройденной теме (самостоятельная работа с полученными знаниями)

П. А сейчас мы пройдём небольшой тест по новой теме. Сейчас я дам вам ссылку на него. Там требуется регистрация, но это быстро. Сейчас проходите тест, а результат присылаете мне в виде скриншотов. Важно, я должен видеть вашу почту на скрине, чтобы убедится, что это вы. Приступаем к выполнению. У вас 10 минут на это задание.

  1. Решение задач на основе полученных в ходе урока знаний

П. Так, закончили. Сейчас мы решим пару задач на силу всемирного тяготения. Задачи вы видите на слайде. Формат сдачи тот же, присылаете фото решённых задач мне. У вас так же 10 минут на это задание. По итогам выполнения этих двух заданий (теста и задач) я поставлю оценки, так что отнеситесь ответственнее к этому.

  1. Рефлексия. Самооценка.

П. Все ли довольны сегодняшним занятием и довольны проделанной сегодня работой? У. Да, вполне.

П. Кто уверен в том, что полностью понял сегодняшний материал (поднимите руку). Я предлагаю вам самим поставить оценку себе в тетрадь, в зависимости от того насколько Вы довольны своей работой на уроке.

  1. Инструктирование о выполнении домашнего задания П. Пока я проверяю ваши задания, запишите Д/З.

Прочитать параграф 28 (стр.91-95) и выучить основные определения (все что выделено)

    1. Выполнить тест в конце параграфа (стр. 95) (отвечать будем устно на след. уроке)