СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока физики в 10 классе по теме "Влажность воздуха и способы ее измерения. Лабораторная работа по теме «Определение влажности воздуха термометром"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока физики в 10 классе по теме "Влажность и способы её измерения". Лабораторная работа "Измерение влажности воздуха термометром"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики в 10 классе по теме "Влажность воздуха и способы ее измерения. Лабораторная работа по теме «Определение влажности воздуха термометром"»

Тема урока:



Влажность воздуха и способы ее измерения. Лабораторная работа по теме «Определение влажности воздуха термометром».

Регламент урока:

90 минут

Вид урока:

Комбинированное занятие (рассказ преподавателя, фронтальный опрос, лабораторная работа, самостоятельная работа)

Тип урока:


Учебное занятие по изучению нового материала и его первичному закреплению. Практическое занятие.

Технологии обучения:


Информационно-коммуникационные технологии, проблемное обучение (постановка проблемы, выдвижение гипотез обучающимися), поисково - исследовательские методы обучения (самостоятельное исследование через лабораторный эксперимент, формирование вывода).



Цели урока:


образовательные


Изучить относительную влажность воздуха, способы измерения влажности, практическую значимость относительной влажности, сформировать представление о способах измерения влажности.


развивающие

развивать умения анализировать, сравнивать, излагать свои мысли, делать выводы, устанавливать связь между физическими величинами, опираясь на изученный материал.

воспитательные

привить навыки и культуру проведения физического эксперимента; воспитывать внимательное отношение к окружающему миру; способствовать умению работать в группе.


Обеспечение учебного занятия

Техническое обеспечение:

мультимедийное оборудование; персональный компьютер.

Учебно-методическое обеспечение:

- презентация к учебному занятию по теме: «Влажность воздуха»;

- психрометр;

- психрометрическая таблица;

- лабораторное оборудование;

- методические рекомендации по проведению лабораторных работ (1 на ученический стол)





Структурные элементы занятия

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационная часть

1 минута

Приветствует, проверяет отсутствующих.

Проверяют готовность к занятию.

2. Мотивация деятельности

2 минуты

Обосновывает значимость занятия. Сегодня мы с вами познакомимся с одной из важных характеристик погоды. Научимся измерять её очень простым способом. Ещё мы узнаем какое значение она имеет для нашего здоровья, для нашей жизни.

Сообщает об основных этапах занятия и условий получения оценок.

Познакомимся с этапами урока (слайд 1):

  1. Проверка домашнего задания – тест с последующей самопроверкой.

  2. Изучение нового учебного материала.

  3. Выполнение лабораторной работы.

  4. Выступление учащихся по теме

  5. Решение задач по теме.

  6. Подведение итогов урока

  7. Домашнее задание.

Слушают учителя.

Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

3. Актуализация опорных знаний и способов деятельности

5минут

Опрашивает учащихся по ранее изученному материалу (Испарение и конденсация), используя презентацию «Найди ошибку» (слайд 2) и слушает ответы учащихся по разделу.

Вопросы:

1. Процесс перехода вещества в газообразное состояние, происходящий с поверхности жидкости называется конденсацией

2.Испарение происходит при температуре 100ºС

3. При испарении поверхность жидкости «покидают» молекулы с наименьшей кинетической энергией…

4. При испарении температура жидкости повышается

5. Интенсивность испарения зависит от:

  • температуры жидкости;

  • скорости удаления паров с поверхности жидкости;

  • площади свободной поверхности;

6. Процесс перехода вещества из газообразного состояния в жидкое называется испарением

7. Если пар находится в состоянии динамического равновесия со своей жидкостью, то испарение жидкости прекращается.

Отвечают на поставленные вопросы, находят ошибки,


7 минут

Тест с последующей самопроверкой.

Отвечают на вопросы теста. Проверяют правильность ответов по таблице.

4. Изучение нового материала

15 минут

Преподаватель (рассказ): Если есть какой-нибудь предмет, который представляет интерес для всех, то это погода. Погода не только является темой многих праздных разговоров, но она также часто определяет наше поведение. Погода действует на здоровье, самочувствие и благополучие всего населения. Итак, сегодня мы будем с вами говорить об одной из составляющих погоды. А тему сегодняшнего урока предлагаю определить вам самим, выполнив задание.

Слайд №2:

КАКИЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ ИЗОБРАЖЕНЫ НА РИСУНКАХ? ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ ЯВЛЕНИЯ?

запишем в тетрадь названия природных явлений: туман, роса, иней.




Слушают преподавателя. Называют природные явления, изображённые на слайде, записывают в тетрадь опорные слова: туман, роса, иней.






А теперь попробуйте ответить на основной вопрос: что объединяет эти явления? (Вода, содержащаяся в атмосфере, влажность воздуха).

Запишите тему урока: Влажность воздуха и способы ее измерения.

Слайд №3:



ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА

Отвечают на поставленный вопрос. Записывают в тетради тему урока.
































План изучения новой темы. (рассказ с показом слайдов): Слайд№ 4

  1. Состав атмосферного воздуха.

  2. Определение влажности воздуха.

  3. Величины, характеризующие влажность воздуха.

  4. Приборы для измерения влажности воздуха.

  5. Значение влажности воздуха в быту, природе и технике.

  6. Лабораторная работа «Измерение влажности воздуха в кабинете»

Цель урока: Рассмотреть основные характеристики влажности воздуха, способы ее измерения и значение влажности воздуха для жизнедеятельности человека.


Слушают преподавателя



Слайды № 5-6

Преподаватель (рассказ с показом слайдов): Содержание влаги в атмосфере важный фактор, определяющий погоду.

  1. Кто расскажет нам о составе атмосферного воздуха?

Запишем состав воздуха: Азот - 78⁒ Кислород - 21⁒ Аргон - 0,97 ⁒ прочие газы - 0,03 ⁒ (в т. ч. и водяной пар)

Суммарная масса воздуха в атмосфере — (5,1—5,3) 1018 кг. Из них общая масса водяных паров в среднем равна 1,271016 кг.


Слушают преподавателя, просматривают слайды презентации, производят записи по новому материалу в тетрадях, отвечают на поставленные вопросы.




- Ребята, что такое влажность воздуха? Попробуйте сформулировать это понятие, используя знания о конденсации и испарении жидкости (Влажность воздуха – величина, указывающая на содержание в воздухе водяного пара)

- Откуда берется эта влага в воздухе? (обучающиеся высказывают свою точку зрения) - из-за испарения воды из различных водоемов.

Рассмотрим таблицу (слайд №7)

Источники водяного пара в атмосфере:

1) океаны, моря, озёра, реки;

2) влажная почва;

3) растения;

4) все живые организмы


Слушают преподавателя, просматривают слайды презентации, производят записи по новому материалу в тетрадях, отвечают на поставленные вопросы.






ВЕЛИЧИНЫ,ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ ВОДЯНОГО ПАРА В ВОЗДУХЕ ( слайд №8)

АБСОЛЮТНАЯ ВЛАЖНОСТЬ

ρ – величина, численно равная массе водяного пара в 1 воздуха

(плотность водяного пара в воздухе при данных условиях)

=

Фактическое количество влаги (водяного

пара), содержащееся в 1 м3 воздуха,

называется абсолютной влажностью.

ПАРЦИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ ВОДЯНОГО ПАРА

p – давление, которое производил бы водяной пар, если бы все остальные газы отсутствовали


Фактическое количество влаги (водяного пара), содержащееся в 1 м3 воздуха, называется абсолютной влажностью.

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ВЛАЖНОСТЬ

φ – отношение парциального давления водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению насыщенного пара при той же температуре, выраженное в процентах

φ = · 100 ⁒

φ обычно меньше 100⁒

Р – парциальное давление (Па) – давление, которое производил бы водяной пар, если все остальные газы отсутствовали. Р0- давление Н.П. при той же температуре. φ – относительная влажность воздуха (она показывает, насколько далек водяной пар в атмосфере от насыщения)

Относительной влажностью воздуха называют отношение парциального давления р водяного пара, содержащегося в воздухе при данной температуре, к давлению р0 насыщенного пара при той же температуре, выраженной в процентах.

Слушают преподавателя, просматривают слайды презентации, производят записи по новому материалу в тетрадях, отвечают на поставленные вопросы.



























Ч ем пользуются для измерения влажности воздуха?(слайд№9)

Психрометрический гигрометр состоит из двух термометров, шарик одного из них обмотан тканью, нижние концы которой опущены в сосуд с дистиллированной водой. Сухой термометр регистрирует температуру воздуха, а влажный — температуру испаряющейся воды. При испарении жидкости ее температура понижается. Чем суше воздух, тем интенсивнее испаряется вода из влажной ткани и тем ниже ее температура. Следовательно, разность показаний сухого и влажного термометров зависит от относительной влажности воздуха. Зная эту разность температур, определяют относительную влажность воздуха по специальным психрометрическим таблицам.



Слушают преподавателя, просматривают слайды презентации, производят записи по новому материалу в тетрадях, отвечают на поставленные вопросы.







просмотреть и запомнить, как измеряется влажность воздуха при помощи психрометра.

Просматривают измерение влажности психрометром







Выступления учащихся.

Определение влажности воздуха в домашних условиях без приборов.

Значение влажности воздуха.





Просматривают слайды презентации, слушают выступления учащихся, заполняют опорный конспект

ФИЗПАУЗА



(проводит физорг)

Выполняют физические упражнения

5. Лабораторная работа «Измерение относительной влажности воздуха»



10 минут

Раздает бланки, методические пособия, оборудование для лабораторной работы, организует выполнение работы.

Выполняют лабораторную работу парами

6.Систематизация и закрепление изученного материала. Проверка и корректировка качества освоения нового материала.



4 минуты

Закрепление материала по вопросам: (беседа)

1.С какими физическими величинами вы познакомились сегодня на уроке?

2. Что такое влажность воздуха?

3.Какие виды влажности вы знаете?

4.Какие приборы используют для определения влажности воздуха?

5.Какой способ измерения влажности вам показался наиболее удобным? 7

6. Относительная влажность воздуха 100%. Сравните показания влажного T1 и сухого термометров Т2 психрометров.

А) Т1 = Т2; Б) T1 T2; В) Т1 Т2.

7. Парциальное давление водяного пара в воздухе при 19о С было 1,1кПа. Чему равна относительная влажность воздуха.

А) 64%; Б) 50%; В) 70%; Г) 98%.

8. . Чему равна относительная влажность воздуха в комнате при температуре 16 оС, если при 10оС образуется роса?

9. Относительная влажность воздуха – это

А) величина, указывающая на количественное содержание водяного пара в воздухе;

Б) величина, показывающая, насколько при данной температуре водяной пар близок к насыщению;

В) величина, указывающая на наличие водяного пара в атмосфере.

Отвечают на вопросы преподавателя.



7. Подведение итогов и рефлексия занятия

8 минут

Подводит итоги и выставляет оценки.

  • Домашнее задание: Ф-10, §70; 71; задачи на стр.234.

Измерить влажность воздуха в квартире с помощью стакана с водой.

  • Написать мини-рассказ к следующему занятию, используя следующие слова: комфорт, вода, воздух, теплицы, психрометр, музей, цемент, роса, растения, животные, тропики, кондитерское производство.

  • Рефлексия занятия слайд №22

Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы.

Записывают домашнее задание




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей