СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение, диффузия»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение, диффузия»»

7 класс Физика Урок № 9

Тема: Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение, диффузия.

Тип: изучение нового материала.

Цель: введение понятий «диффузия» и «броуновское движение».

Задачи:
Образовательные: рассмотреть зависимость характера движения молекул от взаимодействия, вспомнить, что такое диффузия, установить зависимость скорости диффузии от температуры.
Развивающие: развивать умение объяснять физические явления на примере обыденных ситуаций.

Воспитательные: осознание практической значимости открытия, осознание значимости этого открытия на пути цивилизации человеческого общества, воспитание уважения к ученым и их труду, формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям.

Автор разработки: Попов Дмитрий Сергеевич.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок я начну словами великого русского классика.

«О, сколько нам открытий чудных …

Готовит просвещенья дух,

И опыт – сын ошибок трудных,

И гений – парадоксов друг» (А.С. Пушкин)

II. Анализ выполнения лабораторной работы.

- На прошлом уроке мы с вами писали лабораторную работу по теме «Оценка диаметра атома методом рядов». Итак, подведём итоги.
Далее учитель называет оценки за выполнение лабораторной работы.

III. Постановка темы и целей урока.

- Ребята, с каких слов мы начали урок?
- Правильно, мы говорили о том, что сколько нам открытий готовит просвещенья дух. Сегодня мы с вами будем говорить именно о них – об открытиях. Откройте тетрадь, запишите дату и тему урока «Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение, диффузия».

IV. Актуализация знаний.

- Но, прежде чем изучать новый материал, давайте повторим то, что мы изучали на позапрошлом уроке.
Провожу фронтальный опрос:
- Что такое вещество?
- Из чего состоит вещество?
- В каких состояниях может находиться вещество?
- Чем отличается вещество в разных агрегатных состояниях?
- Что общего в различных агрегатных состояниях одного вещества?
V. Работа по теме урока. Изучение нового материала.

- Давайте представим ситуацию. Вам 9 лет, начало июня, впереди всё лето. Вы просыпаетесь у бабушки в деревне, коровы мычат, птички поют, делаете вдох и чувствуете, что бабушка печёт пирожки, запах которых распространяется на весь дом. Распространение запахов возможно благодаря движению молекул веществ. Это движение носит непрерывный и беспорядочный характер. Или другая ситуация: мама собирается на работу и брызгается духами. Сталкиваясь с молекулами газов, входящих в состав воздуха, молекулы духов много раз меняют направление своего движения и, беспорядочно перемещаясь, разлетаются по всему дому.

Б еспорядочное движение частиц жидкостей впервые было доказано британским ботаником Робертом Броуном в 1827 году. Он, когда рассматривал в микроскоп пыльцу, размешанную с водой, увидел непрерывно хаотично двигающиеся темные точки. Более крупные двигались медленнее, не спеша меняли свое направление. Те, которые были меньше, прыгали беспорядочно, бросаясь из стороны в сторону.

Роберт Броун

Ученый задумался: «Почему?». Сначала Роберт Броун решил, что в поле микроскопа попали какие-то живые существа, однако так же вели себя и частицы мертвых растений. Проведя опыты с мельчайшими частицами стекла, угля и сажи, Броун также наблюдал их беспорядочное движение, но объяснить это явление он не смог.

- Ребята, а как вы думаете, почему частички пыльцы двигались? Что способствовало движению пыльцы?

- В дальнейшем данное явление стали называть броуновским движением. Запишите в тетрадь:
В 1827 г. Броун наблюдал беспорядочное движение частичек пыльцы в воде. Это явление получило название броуновского движения. Броуновское движение объясняется ударами молекул воды в частицы пыльцы, которые приводят к скачкообразным перемещениям.
Явление, при котором происходит взаимное проникновения молекул одного вещества между молекулами другого, называется диффузией.

- Как вы считаете, есть ли у диффузии причина?
- Правильно, есть. Данной причиной является беспорядочное движение молекул. Запомните, диффузия может происходить в любых средах.

- Запишите: Причиной диффузии является непрерывное и беспорядочное движение частиц вещества.

В природе, технике, быту можно обнаружить множество явлений, в которых проявляется диффузия: окрашивание, склеивание и др. Диффузия имеет большое значение в жизни человека. В частности, благодаря диффузии кислород в организм человека поступает не только через лёгкие, но и через кожу. По этой же причине питательные вещества проникают из кишечника в кровь.

- Запишите: Скорость диффузии зависит не только от агрегатного состояния вещества, но и от температуры.

- Если приготовить два сосуда с водой и медным купоросом для проведения опыта по диффузии и один из них поставить в холодильник, а другой оставить в комнате, то можно обнаружить, что при более высокой температуре диффузия будет происходить быстрее. Это происходит потому, что при повышении температуры быстрее движутся молекулы. Таким образом, скорость движения молекул и температура тела связаны между собой. Чем больше средняя скорость движения молекул тела, тем выше его температура.

- Запишите: Скорость диффузии в газах – наибольшая, в твёрдых телах – наименьшая. Между молекулами и атомами в то же время существует и отталкивание. На расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул и атомов, заметнее проявляется притяжение, а при дальнейшем сближении – отталкивание.

Учитель рисует на доске рисунок:

VI. Закрепление изученного материала.

Провожу фронтальный опрос:
-
Что наблюдал Роберт Броун в 1827 году?
- Что называют броуновским движением?
- Какое явления называется диффузия?
- Приведи примеры диффузии.

- Назови причину диффузии.

- От чего зависит скорость диффузии?
- Скорость диффузии больше в газах или в твёрдых телах?
- Существует ли отталкивание между молекулами и атомами?
- Почему соль в горячей воде растворяется быстрее, чем в холодной?

- Почему два куска мела не соединяются вместе даже при сильном сжатии, а два куска пластилина легко соединяются при незначительном сдавливании?


VII. Рефлексия учебной деятельности
- Продолжите предложения:
1) Сегодняшний урок заинтересовал меня …
2) Я считаю нужным запомнить …
3) Мне надо узнать лучше о …


VIII. Подведение итогов урока
Оценивание рабочей деятельности учащихся на уроке.


IХ. Домашнее задание

  • Читать §§9-11 и конспект в тетради; выучить определения.

  • Подготовить сообщение на тему «Роберт Броун и его вклад в науку»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!