7 класс Физика Урок № 9
Тема: Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение, диффузия.
Тип: изучение нового материала.
Цель: введение понятий «диффузия» и «броуновское движение».
Задачи:
Образовательные: рассмотреть зависимость характера движения молекул от взаимодействия, вспомнить, что такое диффузия, установить зависимость скорости диффузии от температуры.
Развивающие: развивать умение объяснять физические явления на примере обыденных ситуаций.
Воспитательные: осознание практической значимости открытия, осознание значимости этого открытия на пути цивилизации человеческого общества, воспитание уважения к ученым и их труду, формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одной из главных проявлений уважения человека к людям.
Автор разработки: Попов Дмитрий Сергеевич.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок я начну словами великого русского классика.
«О, сколько нам открытий чудных …
Готовит просвещенья дух,
И опыт – сын ошибок трудных,
И гений – парадоксов друг» (А.С. Пушкин)
II. Анализ выполнения лабораторной работы.
- На прошлом уроке мы с вами писали лабораторную работу по теме «Оценка диаметра атома методом рядов». Итак, подведём итоги.
Далее учитель называет оценки за выполнение лабораторной работы.
III. Постановка темы и целей урока.
- Ребята, с каких слов мы начали урок?
- Правильно, мы говорили о том, что сколько нам открытий готовит просвещенья дух. Сегодня мы с вами будем говорить именно о них – об открытиях. Откройте тетрадь, запишите дату и тему урока «Движение частиц вещества. Связь скорости движения частиц с температурой. Броуновское движение, диффузия».
IV. Актуализация знаний.
- Но, прежде чем изучать новый материал, давайте повторим то, что мы изучали на позапрошлом уроке.
Провожу фронтальный опрос:
- Что такое вещество?
- Из чего состоит вещество?
- В каких состояниях может находиться вещество?
- Чем отличается вещество в разных агрегатных состояниях?
- Что общего в различных агрегатных состояниях одного вещества?
V. Работа по теме урока. Изучение нового материала.
- Давайте представим ситуацию. Вам 9 лет, начало июня, впереди всё лето. Вы просыпаетесь у бабушки в деревне, коровы мычат, птички поют, делаете вдох и чувствуете, что бабушка печёт пирожки, запах которых распространяется на весь дом. Распространение запахов возможно благодаря движению молекул веществ. Это движение носит непрерывный и беспорядочный характер. Или другая ситуация: мама собирается на работу и брызгается духами. Сталкиваясь с молекулами газов, входящих в состав воздуха, молекулы духов много раз меняют направление своего движения и, беспорядочно перемещаясь, разлетаются по всему дому.
Б еспорядочное движение частиц жидкостей впервые было доказано британским ботаником Робертом Броуном в 1827 году. Он, когда рассматривал в микроскоп пыльцу, размешанную с водой, увидел непрерывно хаотично двигающиеся темные точки. Более крупные двигались медленнее, не спеша меняли свое направление. Те, которые были меньше, прыгали беспорядочно, бросаясь из стороны в сторону.
Роберт Броун
Ученый задумался: «Почему?». Сначала Роберт Броун решил, что в поле микроскопа попали какие-то живые существа, однако так же вели себя и частицы мертвых растений. Проведя опыты с мельчайшими частицами стекла, угля и сажи, Броун также наблюдал их беспорядочное движение, но объяснить это явление он не смог.
- Ребята, а как вы думаете, почему частички пыльцы двигались? Что способствовало движению пыльцы?
- В дальнейшем данное явление стали называть броуновским движением. Запишите в тетрадь:
В 1827 г. Броун наблюдал беспорядочное движение частичек пыльцы в воде. Это явление получило название броуновского движения. Броуновское движение объясняется ударами молекул воды в частицы пыльцы, которые приводят к скачкообразным перемещениям.
Явление, при котором происходит взаимное проникновения молекул одного вещества между молекулами другого, называется диффузией.
- Как вы считаете, есть ли у диффузии причина?
- Правильно, есть. Данной причиной является беспорядочное движение молекул. Запомните, диффузия может происходить в любых средах.
- Запишите: Причиной диффузии является непрерывное и беспорядочное движение частиц вещества.
В природе, технике, быту можно обнаружить множество явлений, в которых проявляется диффузия: окрашивание, склеивание и др. Диффузия имеет большое значение в жизни человека. В частности, благодаря диффузии кислород в организм человека поступает не только через лёгкие, но и через кожу. По этой же причине питательные вещества проникают из кишечника в кровь.
- Запишите: Скорость диффузии зависит не только от агрегатного состояния вещества, но и от температуры.
- Если приготовить два сосуда с водой и медным купоросом для проведения опыта по диффузии и один из них поставить в холодильник, а другой оставить в комнате, то можно обнаружить, что при более высокой температуре диффузия будет происходить быстрее. Это происходит потому, что при повышении температуры быстрее движутся молекулы. Таким образом, скорость движения молекул и температура тела связаны между собой. Чем больше средняя скорость движения молекул тела, тем выше его температура.
- Запишите: Скорость диффузии в газах – наибольшая, в твёрдых телах – наименьшая. Между молекулами и атомами в то же время существует и отталкивание. На расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул и атомов, заметнее проявляется притяжение, а при дальнейшем сближении – отталкивание.
Учитель рисует на доске рисунок:
VI. Закрепление изученного материала.
Провожу фронтальный опрос:
- Что наблюдал Роберт Броун в 1827 году?
- Что называют броуновским движением?
- Какое явления называется диффузия?
- Приведи примеры диффузии.
- Назови причину диффузии.
- От чего зависит скорость диффузии?
- Скорость диффузии больше в газах или в твёрдых телах?
- Существует ли отталкивание между молекулами и атомами?
- Почему соль в горячей воде растворяется быстрее, чем в холодной?
- Почему два куска мела не соединяются вместе даже при сильном сжатии, а два куска пластилина легко соединяются при незначительном сдавливании?
VII. Рефлексия учебной деятельности
- Продолжите предложения:
1) Сегодняшний урок заинтересовал меня …
2) Я считаю нужным запомнить …
3) Мне надо узнать лучше о …
VIII. Подведение итогов урока
Оценивание рабочей деятельности учащихся на уроке.
IХ. Домашнее задание
Читать §§9-11 и конспект в тетради; выучить определения.
Подготовить сообщение на тему «Роберт Броун и его вклад в науку»