СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока физики в 8 классе по теме: «Электрическое напряжение. Единицы напряжения»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики в 8 классе по теме: «Электрическое напряжение. Единицы напряжения»»

Физика 8 класс Урок № 27

Тема урока: Электрическое напряжение. Единицы напряжения
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: дать представление о напряжении и единицах его измерения; познакомить
учащихся с методами расчёта напряжения.

ХОД УРОКА

I. Приветствие. Организационный момент
(Учитель и ученики приветствуют друг друга. Выявление отсутствующих.)

II. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания
(Учитель выборочно проводит опрос.)

- Из каких элементов состоит электрическая цепь?
- Какое направление принимают за направление электрического тока в цепи?
- Что называют силой тока в цепи?
- Какая единица принята за единицу силы тока?
- Как называют прибор для измерения силы тока?

(Далее ученики выполняют самостоятельную работу.)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Сколько у источников тока проводников?
2. Какие источники тока вы знаете?
3.
Могут ли жидкости быть проводником? Приведите примеры.
4. Могут ли жидкости быть диэлектриком? Приведите примеры.
5. По спирали электролампы проходит 540 Кл электричества за каждые 5 минут. Чему равна сила тока в лампе?


III. Изучение нового материала

О силе тока можно судить либо по показанию амперметра, либо по действию тока. Например, чем больше накалена нить лампы, тем больший ток проходит по цепи. От каких факторов зависит сила тока в цепи?

Демонстрация 1.Замкнём цепь на один аккумулятор и обратим внимание на величину тока в цепи. Если последовательно увеличивать число аккумуляторов, ток в цепи увеличится.
Вывод. Сила тока в цепи зависит от какой-то величины, связанной с источником тока.

Поскольку источник тока создаёт электрическое поле в цепи, а ток, возникающий в цепи под действием этого электрического поля, оказывается не одинаковой величины, то и электрическое поле различных источников будет разным. Электрическое поле действует с определённой силой на заряжённые частицы. Чем больше величина этой силы, тем больше будет скорость направленного движения заряжённых частиц. Это означает, что через поперечное сечение проводника пройдёт в единицу времени большее число заряжённых частиц и будет перенесён больший электрический заряд, т.е. пройдёт больший ток. Действующее в цепи электрическое поле характеризуется величиной, называемой напряжением электрического поля или просто напряжением.
Напряжение – это физическая величина, характеризующая действие электрического поля на заряжённые частицы. Оно обозначается буквой U.

- Как мы можем судить о напряжении?

Демонстрация 2. Соберём схему, в которую включены последовательно две лампочки. Одна рассчитана на напряжение 220 В, другая (лампочка для карманного фонарика) рассчитана на напряжение 4,5 В. Ток в обеих лампочках будет примерно одинаков, а следовательно, через лампочки протекает в единицу времени одно и тоже количество электричества. Однако осветительная лампочка излучает света во много раз больше, чем лампочка для карманного фонаря. Для прохождения некоторого количества электричества через осветительную лампу требуется большее количество энергии, чем при протекании заряда через лампочку от карманного фонарика.
Вывод. Работа электрического тока в первой лампочке больше, чем во второй.

- О величине работы можно судить по различию в напряжении.
Напряжение показывает, какую работу совершает электрическое поле по перемещению единицы заряда на данном участке цепи:

U =

Единица напряжения – вольт (В).

[U] = 1 В.

Вольт равен такому электрическому напряжению между двумя точками цепи, при котором работа по перемещению электрического заряда в 1 Кл на этом участке равна 1 Дж:

1 В = .

IV. Закрепление изученного материала. Решение задач
(Ученики отвечают на вопросы.)
- Из какого опыта следует необходимость введения понятия напряжения?
- Какой физической величиной пользуются для измерения напряжения?
- Какое напряжение используют в осветительной сети?
- Напряжение в сети 100 В. Что это означает?

(Учитель вызывает учеников к доске для решения задач.)

1. При перемещении по проводнику заряда 5 Кл силы электрического поля совершили работу А=0,15 кДж . Определите напряжение на проводнике.





Д ано: СИ Формула Решение
А = 0,15 кДж 150 Дж U = U = = 30 В.
q = 5 Кл

U - ?

2. Определите работу сил электрического поля, переместившего по проводнику заряд q=3 Кл, если напряжение на проводнике U=40 В.

Д ано: Формула Решение
U = 40 В U = А = 40 В 3 Кл = 120 Дж.
q = 3 Кл А = U ∙ q Ответ: А = 120 Дж.

А - ?

3. При переносе 60 Кл электричества из одной точки электрической цепи в другую за 12 минут совершена работа в 900 Дж. Определите напряжение и силу тока в цепи.

Д ано: СИ Формула Решение
А = 900 Дж U = U = = 15 В
q = 60 Кл I = I = ≈ 0,8 А

t = 12 мин 720 с Ответ: U = 15 В; I ≈ 0,8 А.

U - ?

V. Рефлексия

VI. Домашнее задание

* Прочитать § 34;
* Решить задачу: