СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока физики "Виды соединений проводников"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока физики "Виды соединений проводников"»

ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Класс: 8

Учебный предмет: Физика

Тема учебного занятия: Виды соединений проводников

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Место проведения: учебный кабинет физики

Средства обучения:

§ технические:

- мультимедийный проектор и экран, ноутбук,

- лабораторное оборудование:

§ информационно-коммуникационные:

  • компьютерная мультимедийная презентация к уроку;

§ дидактический материал:

  • задание по работе с текстом

  • лист самоконтроля

Цели урока: закрепить: знания по видам соединений и основным физическим величинам, характеризующим электрические явления, умения собирать электрическую цепь, изображать её в схеме, решать задачи на виды соединений, формулировать основное, добывать знания самостоятельно, умение учащихся ценить время. Развивать коммуникативные навыки общения и работы в команде, нравственные личностные качества, мыслительные операции учащихся.

Задачи урока:

  • обучающие: формирование умений составлять электрические цепи, проводить простейшие измерения, исследовать закономерностями, существующими в цепи с последовательным соединением проводников. Раскрыть назначение последовательного соединения, закрепить полученные знания путем решения задач.

-развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, сравнивать результаты

экспериментов, строить план эксперимента, делать выводы, развивать мышление, устную речь учащихся.

-воспитательные: формирование умений использования теоретических сведений и практических навыков по изучаемой теме в жизни, патриотизм, развитие аккуратности, бережного отношения к оборудованию.

Образовательные технологии:

  • технология компрессивного обучения;

  • информационно-коммуникационные технологии.

Организационные формы образовательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы обучения:

− словесные: беседа;

− наглядные: компьютерная мультимедийная презентация, опытно экспериментальный;

− практические: частично-поисковый.

Планируемые результаты:

а) предметные:

− формирование представления о видах соединения проводников;

− формирование навыков применения закона при решении задач; − формирование навыков применения полученных знаний при проведении экспериментов.

б) метапредметные:

§ регулятивные:

− умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы;

− умение планировать свою деятельность;

− умение рационально распределять рабочее время;

§ познавательные:

− формулирование познавательной цели;

− поиск и отбор необходимой информации;

− структурирование полученной информации;

− самостоятельное и групповое изучение материала, анализ, обобщение;

§ коммуникативные:

− умение слышать, слушать и понимать собеседника;

− планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;

− умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

в) личностные:

− осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала.

Нормативный документ

Учебник физики Пёрышкин 8 кл. ФГОС

Образовательные ресурсы:

Учебник физики Пёрышкин 8 кл. ФГОС

Основные термины и понятия: сила тока, напряжение, амперметр, вольтметр, сопротивление, закон Ома, параллельное и последовательное соединение проводников.

































Организационная структура учебного занятия

Наименования

этапов

учебного занятия/

регламент

минутах)

Ключевые учебно-

познавательные,

учебно-

практические

задачи,

решаемые на данном этапе

Виды

деятельности

учащегося

Виды деятельности

преподавателя

Средства контроля

достижения

планируемых

результатов/ формы

организации

совзаимодействия

(интерактивного общения)

на данном этапе

Формируемые УУД

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

(5 мин.)

Создание деловой

атмосферы, позитивного настроя на активную работу мысли и познавательную деятельность,

пробуждение интереса к уроку

Настраиваются на продуктив-ную деятельность, проявляют интерес к

дальнейшему разговору на уроке.

Отвечают на

вопросы преподавателя и делают выводы.

Приветствует

обучающихся, настраивает их на продуктив ную деятельно сть.

Организует деловое общение.

Интерактивны й диалог,

побуждающий к развитию интереса к приобретению новых знаний

Личностные: стремление к целенаправленной познавательной деятельности; готовность к саморазвитию.

Регулятивные:

умение быстро включаться в деловой ритм, настраиваться на взаимодействие с группой и преподавателем.

Познавательные: умение

воспринимать и осмысливать слуховую и зрительную

информации

Коммуникативные: умение слушать,

воспринимать

информацию, готовность к активному взаимодействию


2. Этап актуализации опорных знаний.

Целеполагание (7 мин.)

Совершенствование умений и навыков самостоятельной деятельности.

Активизация мыслительной деятельности

Обучающихся,

подведение к

формулированию темы и целей занятия.

Определение

темы урока, целеполагание

Участвуют в определении темы и целей урока. Самостоятельно оценивают свою деятельность и заполняют лист самоконтроля

Корректирует и конкретизирует тему занятия,

формулирует цель урока, организует деловое общение.

Диалог, подводящий к теме урока и целеполаганию, самоконтроль

Личностные: стремление к целенаправленной познавательной деятельности; готовность к саморазвитию.

Регулятивные:

умение ставить цель и прогнозировать результат.

Познавательные:

выделение и формулирование познавательной цели; рефлексия способов и условий действия.

Коммуникативные: умения и навыки обмениваться мыслями и суждениями в режиме диалога


3. Подготовка к

открытию нового знания. Формулирование

учебной

задачи (5 мин.)

Активизация мыслительных операций и познавательных процессов (внимания, памяти и

т.д.).

Погружение в тему занятия, мотивированное пробуждение интереса к теме,

формулирование учебной задачи

Отвечают на

вопросы преподавателя.

Демонстрирует опыт. Ставит проблемные вопросы. Организует деловое

общение

Демонстрация,

подводящий диалог

Личностные УУД: совершенствование имеющихся знаний и умений; осознание своих трудностей и стремление к их

преодолению

Регулятивные УУД:

целеполагание;

планирование;

прогнозирование

Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование; постановка учебной

задачи

Коммуникативные УУД: умение вступать в диалог с преподавателем, участвовать в

общей

беседе, соблюдая правила речевого этикета, слушать и отвечать на вопросы


4. Работа над новой темой («открытие е» нового знания) (10 мин.)

Освоение

предметного

содержания темы урока. Развитие теоретического,

логического,

критического,

альтернативного мышления. Содействие

воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу обучения, уверенности в своих силах, аккуратности при выполнении записей.

Работают с

презентацией лекции, записывают основные

понятия и

формулы

в тетрадь, отвечают

на вопросы преподавателя

Излагает новый материал, организует деловое общение

Лекция,

видеофрагмент

Личностные УУД:

соотнесение предметного содержания учебного занятия с ценностно смысловыми установками.

Познавательные УУД:

структурирование полученной информации

Регулятивные УУД: формирование

саморегуляции как

способности к

мобилизации сил и энергии, к волевому усилию.


5. Включение нового знания в систему

имеющихся знаний (15 мин.)

Совершенствование умения ясно,

логично и точно излагать свою точку зрения; создание условий для развития положительной мотивации к учению, развитие способности к

самостоятельной информационно

познавательной деятельности, развитие теоретичес- кого, логического,

критического,

альтернативного мышления

Решают задачи по вариантам.

Отвечают на вопросы, выдвигают гипотезы и подтверждают их опытом, которые самостоятельно

Проводят.

Самостоятельно оценивают свою деятельность и заполняют лист самоконтроля

Контролирует

работу

обучающихся

Комплекс заданий, ориентированных на практическое применение материала. Самоконтроль

Личностные УУД: совершенствование имеющихся знаний и умений; осознание своих трудностей и стремление к их

преодолению

Регулятивные УУД: умение самостоятельно

осуществлять,

контролировать

и корректировать

деятельность; выбирать пути достижения поставленной цели;

оценка имеющихся знаний и их коррекция.

Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения; строить монологические высказывания,

использовать адекватные языковые средства.


6. Рефлексия.

Подведение итогов учебного занятия (2 мин.)

Развитие у обучающихся навыков познавательной рефлексии как осознания совершаемых ими действий и мыслительных процессов, результатов деятельности, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств

их достижения;

контроль и оценка процесса и

результатов

деятельности

Отвечают на вопросы. Определяют свое отношение к изученному материалу.

Оценивают свою деятельность на уроке с помощью листа самооценки.

Организует

диалоговое

общение, стимулирующее рефлексивную деятельность

обучающихся и оценку ими своей работы. Подводит итоги проделанной работы. Оценивает работу

обучающихся

Беседа, самооценка, рефлексия.

Личностные УУД:

соотнесение предметного содержания учебного

занятия с ценностно смысловыми установками.

Познавательные УУД: умения обобщать и систематизировать приобретенную на уроке информацию; умение анализировать свою деятельность на уроке.

Регулятивные УУД:

Оценивание собственных достижений

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


7. Инструкти рование о

выполнении

домашнего задания (1 мин.)

Ознакомление с

домашним заданием,

детализация

информации по его

выполнению

Воспринимают и осмысливают домашнее задание, задают вопросы (при необходимости)

Инструктирует

обучающихся по выполнению домашнего задания

сообщение, инструктирование

Личностные УУД: осознание практической и личностной значимости домашнего задания.

Познавательные УУД:

самостоятельное решение проблем вариативного характера.

Регулятивные УУД:

планирование,

саморегуляция.

Коммуникативные УУД: умение

формировать и

формулировать свою точку зрения.


СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (5 мин)

Учитель:

-Здравствуйте, ребята! Садитесь! Максим Горький писал: «Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооружённый знанием, - непобедим» Согласны с высказыванием Горького?

-Сегодня на уроке мы с вами продолжим приобретать знания, изучая нашу интересную тему. Кто вспомнит, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Электрические явления, электрическое сопротивление, закон Ома) -Молодцы, действительно на прошлом уроке мы с вами вывели закон Ома и научились рассчитывать сопротивление проводников.

-Почему так важно изучать электрические явления? (потому что без электричества невозможно представить современного человека и нашу жизнь) - Мы с вами собирали электрические цепи. Скажите, пожалуйста, а сколько приёмников электрического тока (например, ламп) мы включали в цепь? (одну лампу или один резистор) А в жизни чаще всего приходится сразу включать несколько приёмников.

— Значит, сегодня нам предстоит открыть еще одну страничку этой темы.

-С чего начнём новые открытия? (С повторения изученного материала).

Сегодня на уроке я хотела бы, что новый для вас материал, был изучен в процессе экспериментальной деятельности

2. Этап актуализации опорных знаний. Целеполагание (7 мин.)

Учитель. Первое задание нашего теста по изученным темам. Баллы, полученные по итогам выполнения задания, внесите листы самоконтроля, которые лежат у вас на столе.

Вопросы:

Как сила тока в проводнике зависит от его сопротивления?

  1. Она прямо пропорциональна сопротивлению проводника

  2. Чем меньше сопротивление, тем больше сила тока

  3. Сила тока в проводнике обратно пропорциональна сопротивлению

  4. Она не зависит от сопротивления

2. Зависимость силы тока от каких физических величин устанавливает закон Ома?

  1. Количества электричества и времени

  2. Напряжения и сопротивления

  3. Сопротивления и количества электричества

  4. Напряжения и количества электричества

3. Какова формула закона Ома?

  1. I = q/t

  2. I = U/R

  3. U = A/q

  4. N = A/t

4. Какие формулы для определения напряжения и сопротивления следуют из закона Ома?

  1. U = IR и R = U/I

  2. U = I/R и R = U/I

  3. U = I/R и R = I/U

  4. U = IR и R = I/U

5. На рисунке представлен график зависимости силы тока в проводнике от напряжения на его концах. Определите по нему сопротивление проводника.

  1. 20 Ом

  2. 200 Ом

  3. 2 кОм

  4. 2 Ом

6. Сопротивление проводника 70 Ом, сила тока в нем 6 мА. Каково напряжение на его концах?

  1. 420 В

  2. 42 В

  3. 4,2 В

  4. 0,42 В

7. Найдите сопротивление спирали, сила тока в которой 0,5 А, а напряжение на ее концах 120 В.

  1. 240 Ом

  2. 24 Ом

  3. 60 Ом

  4. 600 Ом

8. Чтобы экспериментально определить сопротивление проводника, включенного в цепь, какие нужно измерить величины? Какими приборами?

  1. Напряжение и количество электричества; вольтметром и гальванометром

  2. Силу тока и количество электричества; амперметром и гальванометром

  3. Напряжение и силу тока; вольтметром и амперметром

Учитель. Внесите, пожалуйста, заработанные вами баллы в лист самоконтроля.

Ученики. Записывают результаты в листы самоконтроля. Внимание на экран: Что изображено на слайде? (гирлянда, состоящая из нескольких ламп) Как они соединены между собой? (последовательно, друг за другом)

-Сформулируйте тему урока. (Последовательное соединение проводников).

-Запишите её в тетради. Число, тема.

-Итак, какова цель нашей работы? (Дать определение последовательному соединению. Узнать формулы для расчёта 2 резисторов, научиться определять показания приборов… какое соединение называется последовательным; какие законы соответствуют последовательному соединению проводников, где применяется последовательное соединение проводников).

-Как вы можете достигнуть поставленной цели? (Использовать учебник, провести эксперимент).

  • Какое соединение называют последовательным? (соединение проводников без разветвлений, когда конец одного проводника соединен с началом другого проводника).

Итак, о чём же мы сегодня будем говорить на уроке? Что нам необходимо изучить?

Обратим внимание на 2 факта:

    1. Елочная гирлянда! С чем ассоциируется у вас ёлочная гирлянда? (Ответы учеников) Правильно! Это Новый год! Мы так радуемся этим весёлым разноцветным огонькам на Новый год, если у нас есть хорошая гирлянда и огорчаемся, если гирлянда сломана, и требуется купить новую гирлянду, либо починить старую. Почему же ёлочные гирлянды часто ломаются?

    2. Смоделируем ситуацию: на демонстрационном столе соберём схему, по типу ёлочной гирлянды из трёх лампочек. Если перегорает или ломается всего одна лампочка в гирлянде (в цепи), то не горит вся гирлянда.

(Учитель демонстрирует данный факт) В чём же дело?

Попробуйте это объяснить!

(Высказывание учеников о проблемах с ёлочной гирляндой.)

  • Всё ли вам понятно в объяснении ФИ? Почему возникли затруднения при объяснении вам своего убеждения учеником? Что необходимо нам сегодня сделать, чтоб уметь лучше работать с электрическими цепями и уметь объяснять данный факт? (Высказывания учеников)

  • Чтобы вы смогли поставить для себя цель на сегодняшний урок, давайте поработаем с ключевыми словами сегодняшнего урока. Но нужно не просто объяснять каждое слово, а желательно объединять их, по возможности, в группы и составлять из них высказывание на тему «Виды соединений».

3. Подготовка к открытию нового знания. Формулирование учебной задачи (5 мин).

Ключевые слова: сила тока, сопротивление, амперметр, вольтметр, последовательное соединение, напряжение, параллельное соединение, Вольт, Ом, Ампер, электрическая цепь, источник тока, цена деления измерительного прибора.

Ученики, объединяя слова в группы, стараются проговорить высказывания, построенные ими в процессе работы с ключевыми словами.

(Возможные высказывания: определение силы тока, напряжения, как, в чём и чем их измеряют, закон Ома для участка цепи, вычисление цены деления прибора и др.)

Учитель оценивает учеников, которые активно и верно работают с ключевыми словами, фиксирует затруднение учеников при работе со словосочетанием «последовательное соединение проводников». Исходя из данного затруднения формулировка цели урока (формулируют ученики): Изучить последовательное соединение проводников, вывести законы последовательного соединения и др. по желанию учеников.

4. Работа над новой темой («открытие» нового знания) (10 мин.).

Учитель: для выяснения закономерностей для указанных соединений, я предлагаю вам сегодня провести маленькое исследование в группах. Каждая группа сейчас получит карточку с заданием. 1и 3 ряд будут работать практически, а 2 ряд - обрабатывать предложенные им результаты экспериментов. Работа в группах

1 ряд: исследует зависимость напряжения в цепи с последовательным соединением 2 проводников.

3 ряд исследует зависимость силы тока с последовательным соединением 2 проводников.

2 ряд на основе представленных результатов эксперимента вычисляет сопротивление первого проводника, второго и общего сопротивления участка цепи, состоящего из 2 проводников.

Затем все вместе делают вывод.

Задание: расставить правильно знаки между столбиками внутри строки.

5. Включение нового знания в систему имеющихся знаний. (15 мин.)

Учитель: При решении задач на смешанное соединение проводников обычно составляют так называемые эквивалентные схемы, выделяя участки с последовательным и параллельным соединением.

Пример 1.

Сопротивление R1,2 заменило выделенный участок цепи, в котором два проводника соединены параллельно.

Тогда мы можем найти сопротивление этого участка с параллельным соединением проводников:

А теперь видно, что проводники R1,2 и R3 соединены последовательно. Общее сопротивление равно R = R1,2 + R3 = 4 + 2 = 6.

  1. Каковы показания амперметра и общее сопротивление электрической цепи, если R1 = 10 Ом, R2 = 2 Ом?

  1. Две лампы соединены параллельно. Напряжение на первой лампе 220 В, сила тока в ней 0,5 А. Сила тока в цепи 2,6 А. Определите силу тока во второй лампе и сопротивление каждой лампы.

  2. Найти сопротивление цепи, если R1=6Ом, R2=2Ом, R3=1Ом, R4=1,4Ом

Учитель. Те, кто справился с заданиями, внесите баллы в лист самоконтроля.

    1. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия (2 мин) Кто из вас понял так хорошо тему, что сможет уже сейчас поделиться своим опытом с другими ребятами? (Ребята поднимают руки) Кто сегодня был доволен своей работой на уроке?

Кто из ребят больше всего вам помог получить знания на уроке?

Кто из вас легко переходил от этапа урока к этапу?

Плюсы и минусы последовательного соединения?

Где используется последовательное соединение? (В помощь слайд-подсказка) Какой ещё вид соединения используют? Почему современные гирлянды многожильные?

Что ещё вам предстоит узнать на следующем уроке?

    1. Инструктирование о выполнении домашнего задания (1 мин).

Изучить параграф §13, Задача N 2, стр. 58 из учебника.

Урок закончен. До свидания!