СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Географическое положение Южной Америки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Географическое положение Южной Америки"»

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 108 ГОРОДА ДОНЕЦКА»









ОТКРЫТЫЙ УРОК НА ТЕМУ:

«Южная Америка»




Подготовила

учитель географии

высшей квалификационной

категории

Демидова Наталья Евгеньевна








Донецк


Тема: «Южная Америка.»

Цель урока: определить географическое положение материка.

Задачи:

  • Образовательные:

  • изучить географическое положение и береговую линию материка;

  • Развивающие:

  • развивать умение учащихся определять географическое положение материка;

  • продолжить формирование умения работать с картой, атласом;

  • развивать умения детей к самостоятельному поиску информации, ее анализу и обобщению, использованию новых сведений для своего развития;

  • развивать творческие способности учащихся.

  • Воспитательные:

  • формирование самостоятельности, умения сотрудничать с другими.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа в парах.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Учебно-наглядный комплекс: физическая карта материков, атласы, контурные карты, учебники, презентация.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.









Ход урока

  1. Организация учащихся на уроке (2 минуты)

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в Южную Америку и изучим ее растительный и животный мир, природные зоны, климат, водные ресурсы. Мы попытаемся понять, как живой мир материка зависит от рельефа, климата и внутренних вод материка. Мы, готовы?

А начать наше путешествие мне хотелось бы с легенды о вожде одного из индейских племён, который посылал юношей на вершину Аконкагуа, самую высокую точку Южной Америки.

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, пускай вернётся домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги», - говорил вождь. Вскоре первый вернулся с дороги и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: « Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение ». Третий с веткой тополя, даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому, принёсшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величие».

Наш урок - это очередной шаг восхождения к вершине знаний. И чем больше таких шагов вы совершите за свою жизнь, тем выше ваш интеллектуальный уровень. Хотелось бы, чтобы эти шаги на пути познания были твердыми и уверенными. И вели вас только вперёд, преодолевая любые трудности и преграды. Каждый из вас может сегодня уйти с урока с такими же сияющими глазами. С чувством победы познания нового. Но для этой победы нужно ваше внимание и кропотливая работа.

Наш дружный коллектив разделился на семь групп исследователей, которые отправятся на поиски чего-то нового на просторах этого южного материка.

Первая группа – это исследовательская группа под названием «Ягуар»,

вторая – команда с хищным названием «Пиранья»,

третья – команда с решительным названием «Броненосец»,

четвертая - команда с решительным названием «Амазонки»,

пятая - команда с решительным названием «Каменный страж»,

шестая - команда с решительным названием «Огненное кольцо».

КОМАНДЫ ВЫТЯГИВАЮТ НАЗВАНИЕ КОМАНД В ХОДЕ ЖЕРЕБЬЕВКИ.

В каждой из команд мы жеребьевкой определим капитана (он должен представиться и представить команду).

Вам предстоит пройти несколько этапов нашего пути, за правильные ответы в ходе путешествия команда будет получать призовые баллы и заполнять лист самооценки и оценочный лист.

IІ. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, какие мы с вами изучили материки? Африка, Австралия.

  А какие вы еще знаете материки? (Показать на карте) и назовите площади

Африка-30 млн. кв. км, Австралия-9, Антарктида-14. Северная Америка – 24, Южная Америка – 18,3 Евразия – 53,  

    IІI. Изучение нового материала.

Прежде, чем приступить к изучению нового материка, послушайте стихотворение

Учитель:

А на том материке
Есть река глубокая,
Из известных в мире рек
Самая широкая.
Там – стеною на пути – 
Джунгли непролазные:
Ни индейцу не пройти,
Ни туристу праздному.
Там на водопой спешат
Звери утром ранним,
А в воде кишмя кишат
Страшные пираньи.

Там над Андами парит 
Птица кондор,
В джунглях ползает змея – 
Анаконда.


Владимир Безладнов


Америка. Правильно, вот этот материк мы и начнем изучать.

Как вы думаете, что нам сегодня предстоит выяснить, разбирая данный материк? Географическое положение материка и т.д.

Сообщение цели урока
Что мы знаем об этом материке? Давайте составим «визитную карточку» Южной Америки.

3.1. Учитель: Молодцы, действительно эти географические объекты выделяют Южную Америку среди других материков.

А есть ли места у вас, которые дороги лично вам, к которым вы привязались?

Учитель: Возвращаемся на урок и продолжаем изучать Южную Америку. Для чего необходимо определять географическое положение материка?

Ученик:  Для того чтобы понять причины тех или иных природных явлений происходящих на материке, чтобы узнать его размеры, протяженность, какое место материк занимает среди других материков и др.

Учитель: Верно, для того чтобы определить ГП Южной Америки нам необходимо объединиться в группы.

Групповая работа по плану (выполняют по 3 задания, кроме координат)

1. Определите положение Южной Америки относительно экватора, (экватор пересекает материк в северной части, поэтому Ю.А. расположена частично в северная и большая часть в южных полушариях)

 Тропиков, (южный тропик пересекает материк практически посередине)

 Нулевого меридиана, (не пересекает материк, Южной Америки полностью  расположена в западном полушарии)

2. В каких климатических поясах расположен материк? (северная часть лежит в тропическом поясе, субэкваториальном, экваториальном, тропическом, субтропическом и умеренном)

3. Определите, какие океаны и моря омывают материк (омывают воды Тихого и Атлантического океанов)

4. Как расположен материк относительно других материков? (Граничит с Северной Америкой и Антарктидой)

Вывод: Исходя из полученных знаний, можно сделать какой вывод: природа материка довольно разнообразна.

Учитель: Как вы думаете, достаточно ли этих знаний, чтобы утверждать, что мы изучили ГП материка? Конечно же, нет. Что нам необходимо ещё узнать? Крайние точки и координаты.

Ваша задача сейчас – определить крайние точки Южной Америки

Индивидуальная работа:

Определите крайние точки материка и их координаты.

1. Крайняя северная точка мыс Гальинас 12˚ с.ш., 72˚ з.д.

2. Крайняя южная точка мыс Фроуард  54˚ ю.ш., 72˚ з.д

3. Крайняя западная точка мыс Париньяс 4˚ ю.ш., 81˚ з.д

4. Крайняя восточная точка. мыс Кабу-Бранку 7˚ ю.ш., 35˚ з.д  

3.2.История исследования Южной Америки (сообщение учителя)

Существует ряд гипотез, преданий и документов о плаваниях к берегам Америки жителей Африки и Европы, но честь открытия Южной Америки принадлежит Христофору Колумбу.

Рассказы путешественников о далёких странах Востока, о богатстве и роскоши Индии побудили у Христофора Колумба идею плыть из Европы в Индию не на восток вокруг Африки, а на запад через океан и достичь Индии с другой стороны. Он долгое время собирал данные для подкрепления своего великого замысла: много читал, изучал карты. Христофор Колумб был опытным моряком, талантливым организатором. Свои путешествия Колумб начинал от берегов Испании, т.к. ему удалось убедить испанских королей снарядить экспедицию.

С невероятным трудом он собрал команду и 3 августа в плавание вышли 3 корабля. 11 октября в 10 часов вечера корабли достигли островов Центральной Америки. Колумб был уверен, что нашёл путь в Индию. С его лёгкой руки туземцев, которые жили на этих островах, стали называть индейцами. Всюду испанцев поражала тропическая растительность и Колумб впервые увидел культурные растения – табак и картофель. Один из кораблей сел на мель и потерпел крушение, а два оставшихся корабля возвратились в Испанию. Через полгода была организована вторая экспедиция, открытия которой были незначительны. И после долгих унизительных хлопот ему удалось снарядить корабли для третьего плавания. Но когда он прибыл на острова, королева Испании испугалась, что Колумб будет правителем островов, прислала уполномоченных людей, которые заковали Колумба в кандалы и отправили в Испанию. Два года пришлось Колумбу доказывать свою невиновность.

Лишь в 1502 году он отправился в своё четвёртое плавание, которое было самым неудачным, после которого он тяжело заболел и умер. Но до конца жизни он был уверен, что он был в Индии.

Но мысль о том, что новые земли, открытые Колумбом, не западные берега Индии а новая часть света, впервые была высказана итальянским мореплавателем Америго Веспуччи, в честь которого был назван материк (1507г). Он составил первые описания новых земель, которые позже были названы его именем (слайд№5).

Учитель: Для географической науки настоящим открытием Южной Америки были экспедиции немецкого географа и путешественника Александра Гумбольдта сообщение о Гумбольдте.

Русский ботаник Н.И. Вавилов в 1923 – 1933 годах во время своих экспедиций на материк установил географические центры древних очагов земледелия и происхождение некоторых культурных растений, родиной которых является Южная Америка.

Почему выделяются горный Запад и равнинный Восток?

3.3. Рельеф материка, полезные ископаемые

Равнинный Восток расположен на древней Южноамериканской платформе, а горный Запад – результат столкновения двух литосферных плит Тихоокеанской и Южноамериканской. В основании этой части материка лежит молодая кайнозойская складчатость.
Столкновения океанической и континентальной литосферных плит приводят к частым землетрясениям и извержениям вулканов. Наиболее мощные землетрясения происходят каждые 10-15 лет. Последние разрушительные землетрясения случились в 1960, 1970 и 1985 годах.

– Какие формы рельефа расположены на материке? Покажите их на карте.

Вывод: размещение основных форм рельефа зависит от внутреннего строения земной коры.

– Давайте сейчас совершим небольшое путешествие по разным районам Южной Америки. И сначала побываем в Андах. 
Анды – самая длинная в мире горная цепь, протяжённость 7 600 км. Название «АНДЫ» от анта, на языке инков — медь, медные горы. 
Здесь расположена гора Аконкагуа – самый высокий в мире потухший вулкан – высшая точка Южной Америки, западного и южного полушарий.  
Происхождение названия горы точно неизвестно, существующие мнения выводят его из арауканского («с другой стороны реки Аконкагуа») или на языке кечуа означает «Каменный страж».
Гора возникла при столкновении тектонических плит Наска и Южно-Американской. 

Льюльяльяко – самый высокий из действующих вулканов планеты, пятый по высоте вулкан в мире и седьмая по высоте вершина западного полушария. Располагается в одном из самых сухих мест в мире (пустыня Атакама), снеговая линия на западном склоне превышает 6,5 тысяч метров (наивысшее положение снеговой линии на земле). 
Последнее взрывное извержение датируется 1877 годом.
Мощная горная система Анд, образует часть тихоокеанского «Огненного кольца": здесь много вулканов, часты землетрясения.  

А на востоке раскинулась самая большая на Земле низменность – Амазонская. Её площадь более 5 млн км?. По территории низменности протекает самая полноводная река мира – Амазонка.  
На древних породах, перекрытых лавовыми покровами находится Бразильское плоскогорье. 
В северной части Южной Америки раскинулось Гвианское плоскогорье
Южная Америка богата месторождениями полезных ископаемых. Здесь найдены нефть, газ и уголь. Есть месторождения железных, марганцевых, серебренных, медных руд, залежи бокситов, содержащих алюминий. На территории Чили разведаны месторождения природной селитры. 
Размещение полезных ископаемых связано с особенностями рельефа и тектонического строения материка. Южную Америку можно разделить на три части: выступы плоскогорий на платформе, прогибы низменностей на платформе и области новой складчатости Анд. 

3.4.  Климат Южной Америки.

Задания для работы над текстом (педагогическая технология «Мудрые совы»)

А) Что, не ждали???

Выберите из текста такую информацию, которая противоречит вашим первоначальным представлениям и ожиданиям.

Б) Последние новости.

Отметьте ту информацию, которая для вас является новой.

В) Главная жизненная мудрость.

Постарайтесь выразить основную, главную мысль текста одной фразой

Г) Иллюстративное изображение (Создайте графическую картину текста).

Текст для чтения

Климат Южной Америки теплый, но не такой жаркий, как в Африке. Средние месячные температуры на большей части материка колеблются от +20 ° С до +28 ° С; только на юге, в умеренном климатическом поясе, они составляют +2 ... +4 ° С. Сезонные колебания температуры невелики, всего 4-8 ° С.Южная Америка - самый влажный материк Земли. Это связано с особенностями атмосферной циркуляции. Главная роль принадлежит пассатный циркуляции. Вследствие действия пассатов восточное побережье Южной Америки получает в среднем 2000-3000 мм осадков в год. На юге материка господствуют западные ветры, которые приносят влажный воздух с Тихого океана. Частые осадки выпадают на побережье и наветренных склонах Анд.
Теплые Гвианское и Бразильского течения дополнительно насыщают воздушные массы влагой и повышают температуру воздуха зимой на 3 ° С, а холодное Перуанское течение, омывающее западные берега Южной Америки, формирует очень сухие воздушные массы и охлаждает температуру воздуха в экваториальной зоне на 4 ° С по сравнению со средними температурами, характерными для этих широт.Важным климатообразующим фактором на материке является рельеф. Воздух, двигаясь с Атлантического океана, свободно проникает на запад вплоть до подножия Анд через равнинный рельеф. На западе Анды препятствуют движению воздушных масс с Тихого океана, поэтому его влияние на климат материка ограничивается полосой побережья и западных склонов гор.

Общие черты климатов Земли и особенности климатов двух материков уже изучены, поэтому вам нетрудно будет усвоить особенности климата Южной Америки.

Южная Америка - самый влажный материк на Земле и не такой жаркий как Африка. Причин тому несколько:

1. Большая часть материка расположена в экваториально-тропических широтах.

2. В субтропиках и особенно в умеренных широтах материк узок

Зачем нужны знания климатологии?

(Обучающиеся отвечают на вопрос)

Используя климатическую карту Южной Америки, определите климатические пояса материка.

(Обучающиеся определяют климатические пояса, самостоятельно их характеризуют(Устно)

-В каждом поясе выделите ведущие климатообразующие факторы.


Экваториальный климатический пояс ( Одновременно анализ климатической диаграммы стр.128 учебника)

Круглый год жарко и влажно

Летом и зимой господствуют экваториальные воздушные массы.

Среднегодовая температура + 24 гр.

Годовое количество осадков более 3000 мм в год.

Проблемный вопрос. Чем можно объяснить то, что в экваториальном поясе наблюдается высокая влажность и выпадает много осадков? (Обучающиеся предлагают свои варианты ответов)

Субэкваториальный климатический пояс.

Два сезона - влажный и сухой.

Воздушные массы-

-зимой – тропические (осадки мало выпадают)

-летом – экваториальные

Средняя температура:

-Я – 24 гр.

- И – 24 гр.

Тропический климатический пояс

Субтропический климатический пояс.

Умеренный климатический пояс (климатическая диаграмма стр.149 учебника)

Южная часть материка расположена в умеренном поясе, где господствует западный перенос умеренных воздушных масс.

Выделяется две климатических области:

1. Морской умеренный климат на западе материка: легкая теплая зима (+ 4 – 5 гр.), пасмурная и ветреная погода. Лето влажное, прохладное, частыми дождями, с температурой воздуха до + 15 гр.. Осадков выпадает 2000-3000 мм, такому количеству осадков способствуют Анды.

2. Умеренно – континентальный климат на востоке материка: зима прохладная, малоснежная. Лето сухое и теплое (+ 15- 20 гр.), количество осадков – до 300 мм.

Это интересно! Самый суровый климат на материке отмечен в тропическом поясе на центральных плоскогорьях Анд, где воздух исключительно чистый и сухой. Осадки здесь выпадают в основном в виде снега даже летом, но их очень мало. Эти высокогорья самые сухие и бесплодные в мире. Разреженный воздух, обжигающие лучи солнца, ураганные ветры – характерные признаки погоды, которая резко и не один раз меняется здесь в течение суток. Человек с трудом переносит такой высокогорный климат

-В каждом поясе выделите ведущие климатообразующие факторы.

3.5. Внутренние воды материка.

Поскольку Южная Америка самый влажный материк, то не удивительно, что природа создала здесь самый большой речной бассейн мира с грандиозной Амазонкой. Амазонка – самая полноводная река в мире. Площадь бассейна реки почти равна площади Австралии. Река имеет свыше 500 крупных притоков. Русло реки в среднем течение достигает ширины 5 км, в нижнем – 80 км, а в устье его ширина доходит до 320 км, так что противоположный берег разглядеть невозможно. Устье реки очищается приливами и отливами, которые заметны на реке на протяжении 1400 км от устья.

Воды Амазонки богаты жизнью. В тихих заводях растет кувшинка виктория-регия с плавающими листьями диаметром до 2 м. Среди рыб известны хищные пираньи, электрические угри, акулы, промысловая рыба пирарука длиной 4 м. В реке живут кайманы (вид крокодилов), а также млекопитающие – пресноводные дельфины.

Реки Парана и Ориноко имеют, в отличие от Амазонки бурное половодье и резкий зимний спад воды. На одном из притоков Ориноко расположен самый высокий водопад мира – Анхель (1054м). Известен также водопад Игуасу (72м), расположенный на одном из притоков Параны. За 20-25 км слышан его рокот. Река разбивается на 300 струй и потоков, разделенных скалистыми островками с густой растительностью. Это один из красивейших водопадов на Земле.

Больших озер на материке немного. Самое большое озеро – Маракайбо расположено на севере во впадине земной коры и соединяется узкой протокой с заливом Карибского моря. По берегам и со дна озера добывают нефть.

В Андах расположено озеро Титикака – самое большое высокогорное озеро мира (на высоте 3800 м). Берега его густо заросли кустарником, из которого индейцы вяжут свои легкие и изящные плоты-лодки.

В Андах развито современное оледенение. Наиболее значительно оно в Южных Андах. С вершины горы Аконкагуа (высшей точки материка) спускаются ледники длиной до 6 км.


На восток материка

С гор спускается река.

Нет нигде ее полней.

Двенадцать Енисеев в ней (Амазонка)

С плоскогорья - … (Парана)

Что на юг бежит она.


А на север одиноко

Течет речка… (Ориноко)

На притоке есть каскад

Знаменитый водопад … (Анхель)


Второй же не чета ему

На реке … (Игуасу)


А озер всего лишь два

(Очень трудные слова) (Титикака, Маракайбо)


Амазонка – крупнейшая в мире по размерам бассейна, полноводности и длине. Образуется слиянием рек Мараньон и Укаяли. Длина от главного истока Мараньона – 6437 км, от истока Укаяли свыше 7000 км. Площадь бассейна 7180 тысяч квадратных километров. В 2011 году по результатам всемирного конкурса Амазонка признана одним из семи природных чудес мира. Протекая большей частью по Амазонской низменности, она впадает в Атлантический океан, образуя самую большую в мире дельту (площадь свыше 100 тысяч квадратных километров и включающую самый большой в мире речной остров Маражо. В ширину Амазонка 80 километров, а ее глубина у Обидуса составляет 135 метров (примерно средняя глубина Балтийского моря).

Анхель- самый высокий водопад в мире. Он находится на территории Венесуэлы, на Гвианском плоскогорье на маленькой речушке Чурун. Водопад был открыт только в ХХ веке, так как был скрыт плотной густой растительностью. Анхель - невероятно высокий – в километр! - упругий пенисто-белый водяной столб; тугая струя потока низвергается с плоскогорья в пропасть, на дне которой возрождается река Чурун. Высота падения воды здесь настолько велика, что поток, не достигая дна пропасти, обращается в водяную пыль, которая оседает на камни дождем.

Озеро Титикака – самое высокогорное в мире. Оно расположено в кратере потухшего вулкана.

3.6. Природные зоны

В связи с преобладанием влажного климата в Южной Америке широко распространены леса и сравнительно мало пустыни и полупустыни. По обе стороны от экватора в Амазонии простираются постоянно влажные вечнозеленые леса, сменяющиеся к северу и югу на нагорьях переменно-влажными листопадными тропическими лесами, редколесьями и саваннами, особенно обширными в южном полушарии. На юге материка расположены степи и полупустыни. Узкая полоса в пределах тропического климатического пояса на западе занята пустыней Атакама.

Как и Австралия, Южная Америка выделяется среди материков своеобразием органического мира. Длительная изоляция от других континентов способствовала формированию в Южной Америке богатого и во многом эндемичного растительного и животного мира. Она - родина каучуконоса гевеи, шоколадного дерева, хинного и красного деревьев, виктории-регии, а также многих культурных растений - картофеля, томата, фасоли. Среди эндемиков животного мира следует назвать неполнозубых (муравьеды, броненосцы, ленивцы) широконосых обезьян, лам, некоторых грызунов (водосвинка-капибара, шиншиллы).

Зона экваториальных лесов расположена на Амазонской низменности и на прилегающих к ней восточных склонах Анд, а также в северной части Тихоокеанского побережья, в области экваториального климатического пояса. В Южной Америке экваториальные леса называют «сельвас», что в переводе с португальского означает «леса». Сельвас — труднопроходимые влажные вечнозеленые леса с огромным разнообразием видов растений и животных (рисунок сельвы). Из растений наиболее характерны шоколадное (какао) и хинное деревья, различные виды пальм, сейба, молочайные («каучуконосы»), древовидные папоротники. В лесу много лиан и эпифитов, среди которых замечательные орхидеи. Здесь обитают обезьяны- ревуны, ленивец, тапир, муравьед, ягуар; много видов попугаев, колибри; разнообразны насекомые.

Зоны саван занимают Оринокскую низменность и большую часть Гвианского и Бразильского нагорий. Они расположены в основном в субэкваториальном и частично в тропическом климатических поясах. В саваннах Северного полушария среди трав растут пальмы и акации, в Южном полушарии древесная растительность беднее, чаще встречаются заросли кустарников, кактусы, мимозы, молочай, «бутылочные» деревья с бочкообразными стволами. Для саванн западной части Бразильского нагорья и внутренних тропических равнин, где выпадает меньше осадков, характерны жесткие травы и колючие кустарники, среди которых встречаются низкорослые редколесья из кебрачо - дерева с очень твердой древесиной. Рубкой, обработкой и транспортировкой кебрачо занята значительная часть населения этих мест.

В южноамериканских саваннах из копытных здесь обитают олени и дикие свиньи - пекари; водятся броненосцы, ягуары, пумы, муравьеды, из птиц - страусы нанду.

Зона степей расположена к югу от саванн в субтропическом климатическом поясе. Степи в Южной Америке называют пампой. Почвы в пампе обладают высокой плодородностью, так как территория степей покрыта густой травянистой растительностью. В растительном покрове преобладают злаки, на заболоченных участках и по берегам рек растут камыши. На юге-западе пампы, где выпадает меньше осадков, характерны сухие травы и колючие кустарники. Для открытых пространств пампы типичны быстро бегающие животные - пампасный олень, пампасная кошка, несколько видов лам. Много грызунов (нутрия, вискаша), а также броненосцев и птиц.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В Южной Америке, в отличие от Африки и Австралии, почти нет материковых тропических пустынь. Небольшие территории, занятые полупустынями, расположены в субтропическом и умеренном климатических поясах. Из-за скудной растительности почвы малоплодородны. Растительность, представленная сухими злаками и подушкообразными кустарниками, - характерная черта этой природной зоны. В полупустынях обитают те же животные, что и в пампе. Этот суровый край называют Патагонией.

Участки Анд, лежащие на разных широтах, отличаются количеством и составом высотных поясов. Чем выше хребты Анд и чем ближе они расположены к экватору, тем больше природных поясов наблюдается при подъеме от подножий к вершинам. Наиболее полно высотная поясность выражена в области экватора, где от подножий гор до высоты 2800 м произрастают горные вечнозеленые леса. Выше они сменяются высокогорными низкорослыми вечнозелеными лесами, которые с высотой 3600 м уступают место горным альпийским и субальпийским лугам. Выше 4500 м расположен пояс снегов и ледников (учебник, с. 177, рис. 75).

В тропических широтах вдоль Тихоокеанского побережья и по склонам гор простираются пустыни и полупустыни, а в субтропических - жестколиственные леса и кустарники. Выше они переходят в пояс листопадных лесов из южных буков. Над ними в горах появляются субальпийские и альпийские луга.

На плоскогорьях Центральных Анд, изолированных хребтами от влияния океанов, расположены сухие горные степи и полупустыни. В Андах много эндемиков. Сохранился, например, древний вид очкового медведя, среди грызунов замечательны ценным мехом шиншиллы, дикие ламы.

VI. Рефлексия.

Южная Америка - самый  влажныйматерик Земли, и не такой  жаркий, как Африка. Причин тому несколько.

Большая часть материка лежит в экваториально-тропических широтах и получает большое количество солнечного тепла.

Так как континент хорошо нагревается, давление воздуха  над  ним всегда  ниже, чем над окружающими океанами, с которых пассаты и западные ветры умеренных широт приносят много влаги.

Теплые течения у берегов увеличивают влажность воздуха, поступающего на материк. Анды  являются   непреодолимой преградой  для воздушных масс, способствуют  выпадению  осадков из воздушных масс, приносимых с океанов.

Материк открыт влиянию Атлантического океана и изолирован от влияния Тихого.



Продолжите предложение:

1. Сегодня на уроке мы изучали тему …..

2. На уроке мне было … (интересно, неинтересно)

3. Мне понравилось …

4. У меня вызвало затруднение …

5. Сегодня на уроке я узнал (а) …

Наше путешествие подошло к концу. Вы показали достойные знания и хорошее умение ориентироваться в незнакомой для вас ситуации. Теперь подведем итоги нашего путешествия.

VII. Вашим домашним заданием будет § 44, составить туристический маршрут по самым известным местам Южной Америки.

Описание одной природной зоны по плану

Спасибо за урок!













Источники информации

wikipedia.org

images.yandex.ru

science.wikia.com

inpath.ru

vsefacty.com











ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

Учитель: Как вы думаете, можно ли определить протяженность материка, зная крайние точки

 Работа в парах:

Определите, на сколько километров протянулась Южная Америка с севера на юг.

Ответы учащихся:

1)12˚ с.ш. + 54˚ ю.ш.= 66˚

2) 66˚ * 111 км = 7326 км

Таким образом, Ю.А.  протянулась с севера на юг на 7326 км.

Учитель:

 Совершенно верно, с запада на восток Ю.А. протянулась на 4900 км. Площадь (с островами) =17,8 млн. км²

Вывод какой? Протяженность Ю.Америки с севера на юг больше, чем с запада на восток, значит, природные условия в большей степени будут изменяться с севера на юг.


Учитель: Сейчас  Практическая работа вам предстоит поработать с контурными картами.

 Ваша задача: обозначить следующие  географические объекты на своих контурных картах.

Индивидуальная работа. Мы с вами исследовали береговую линию, а теперь выполняем пр. работу

  1. Панамский канал

  2. Карибское море

  3. Малые Антильские острова

  4. Залив Ла - Плата

  5. Фолклендские острова

  6. О-в Огненная Земля

  7. Пролив Дрейка

  8. Магелланов пролив


Кот в мешке». Это растение имеет много названий, в Испании его называли «папа», на других языках «потатес», «потейтос». Когда в качестве подарка папе Римскому оно попало в Италию, его стали называть «тартуфолли» за сходство с подземными грибами трюфелями. Его также называли «чертовы яблоки», «земляные яблоки». Впервые он попал в Европу с конкистадорами, а в Россию завезен Петром I. Цветы использовались для украшения дамских шляп, а плоды скармливали свиньям. С незапамятных времен оно выращивается в Андах. (картофель)



«Кот в мешке» Угадай, что в черном ящике. Из этого готовится индейский напиток богов, дающий силу, смелость, энергию. «Тео-брома» - «пища богов». Его семена заменяли деньги. Ацтеки называли это дерево «какахуатль». Вначале этот напиток в Европе был очень дорог, и пили его только царствующие особы по утрам. «Чокоатль» - горький напиток, но добавив кукурузу и мед, получали сладкий. (Какао, шоколад)

Дожди в пустыни Атакама. (Сообщения учащихся)

****

3 июля 2010 года в пустыне Атакама случилось аномальное явление — выпал снег, завалило сугробами и несколько городов. Временно приостановилась работа одной из крупнейших обсерваторий, нарушилось дорожное сообщение и энергоснабжение. Но пока взрослые расчищали дороги и осваивали экстремальное зимнее вождение, дети учились лепить снеговиков.

Это необыкновенно редкое природное явление ученые связывают с прохождением над территорией этой части Южной Америки холодного фронта. Всего за несколько дней в пустыне выпало 80 сантиметров снега.

 ****

22 апреля 2011 года. Климатический феномен Эль-Ниньо, приходящий на Тихоокеанское побережье Южной Америки каждые шесть или семь лет, принес в этом году в самую сухую пустыню в мире дожди, необходимые для прорастания луковицы и корневища, которые могут находиться в «спящем» режиме долгие годы. «Это исключительный год, в 2011 выпало более чем 50 мм осадков. Цветы начинают расти в пустыне от 15 мм в год.  Помимо интенсивности осадков, на растительную жизнь в Атакаме влияет их регулярность и сила зимних морозов. В случае благоприятного сочетания всех факторов, цветение в пустыне может длиться с сентября по декабрь.


 ****



Природные рекорды материка

Южная Америка – самый влажный материк Земли.

Самое жаркое место (+49 гр.цель.) – Ривадавия (Гран - Чако)

Максимальная среднегодовая температура (+29 гр.) зафиксирована в Маракайбо (Венесуэла)

Самая низкая температура (-33 гр.) зафиксирована в Сармьемто (Патагония).

Самое большое количество осадков (7155 мм) отмечено в Буэнавентуре (Колумбия).

Минимальное среднегодовое количество осадков (1 мм) отмечено в районе города Арика (Чили).

В Южной Америке расположено одно из самых засушливых мест – пустыня Атакама, здесь годами не выпадает ни капли дождя.

Самая продолжительная непрерывная в мире засуха продолжалась в течение 14 лет в Чили.

На материке зарегистрировано самое большое количество молний (7000 разрядов за 1 час).



Лист самооценки

учащегося____________________________________________________ 

Самооценка совместной работы

В ходе моего проекта я…

Всегда

Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи и направления

 

 

 

Определял цели, ставил задачи  

 

 

 

Ждал         помощи         от участников группы

 

 

 

Принимал         участие         в совместной работе

 

 

 

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения

 

 

 

Помогал группе в выборе правильных решений

 

 

 

Анализировал, обобщал, делал выводы

 

 

 

Находил         и         исправлял ошибки

 

 

 

Оказывал помощь, откликался на работу других

 

 

 

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

 

 

 

Осознавал ответственность         за общее дело

 

 

 

Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения




 




Оценочный лист ученика класса __________________

 Выполнение работы


Сумма баллов

Оценка

Подготовка к работе на уроке (наличие учебника, тетради, ручки, карандаша, атласа, контурной карты)

Выполнение практической части работы

(работа в контурной карте)

Владение теоретической части работы

(работа с учебником и дополнительной литературой)

Фиксирование результатов в тетради

Работа с картой

 

 

 

 

 

 


 

 

 






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!