Дата:______________ 7 класс
Тема урока: Разнообразие природы Африки.
Цель: формирование представлений о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка.
Задачи:
Образовательные - закрепить понятие «природные зоны», «природный комплекс», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн, дать характеристику климата , почв этих зон.
Развивающие – продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование умений работать самостоятельно и в группах, работать с картами атласа и контурными картами, анализировать, делать выводы.
Воспитательные – воспитывать эстетические чувства на примерах красоты природы Африки
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-путешествие.
Методы обучения: частично-поисковый, наглядный, исследовательский.
Формы организации работы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: контурная карта Африки, учебник «География» 7 класс, карта атласа «Природные зоны Африки», карта атласа «Почвы мира», раздаточный материал.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Здравствуйте. У вас на партах находятся учебник, тетрадь, дневник, ручка,атлас. Это нужно нам для работы на уроке.
2.Мотивация и целеполагание.
3.Проверка домашнего задания.
Но прежде нам следует наилучшим образом подготовиться к ней. Вспомним, что вы изучали на прошлом уроке. Возьмите каждый своё задание. На эту работу отведём 5 минут.
-Выполним самопроверку
-Молодцы, ребята, с домашним заданием справились хорошо.
4.Актуализация знаний.
Что такое природная зона? (ПЗ – это крупный ПК, который имеет одинаковые температурные условия, увлажнение, почвы, растительный и животный мир.)
По карте «Природные зоны» определите, в каких природных зонах расположен этот материк? (Африка расположена в зоне экваториальных лесов, саванн, пустынь, жестколистных лесов.)
Как получили своё название природные зоны? (Природные зоны получили своё название по характеру растительности.)
По карте «Природные зоны» определите, в каком направлении от экватора происходит смена природных зон: к северу и к югу или к востоку и западу? (Природные зоны сменяются от экватора к северу и к югу.)
-Ребята, вспомните, пожалуйста, от чего зависит смена природных зон? (Смена природных зон зависит от изменения климата.)
5.Изучение нового материала.
Вы хорошо подготовились к нашему путешествию.
Внимание экспедициям! Путешествуя по природным зонам Африки, вы узнаете, где они размещены, какие климатические условия характерны для каждой природной зоны, какие там почвы, какой растительный и животный мир, как их изменил человек.
Вы соберёте и исследуете материал о природных зонах и составите отчёт о своей работе.
Таблица: «Природные зоны Африки»
Географическое положение | Климат | Почвы | Растительный мир | Животный мир |
| | | | |
Влажные экваториальные леса.
"Гилея" в переводе с греческого означает лес. Она расположена по обе стороны от экватора в бассейне Конго и вдоль Гвинейского залива.
-Каковы климатические условия этой природной зоны?
Зная географическую особенность положения влажных экваториальных лесов, мы можем сделать такие выводы: Среднемесячные температуры воздуха +24 +30 С. Количество осадков 2000 мм в год и равномерно распределяется в течение года. Здесь "вечное лето".
В экваториальном лесу благоприятные условия для жизнедеятельности растений, животных и микроорганизмов, что особенно важно для почвообразования.
-По почвенной кате определите почвы?
Почвы здесь имеют красноватый оттенок. Их так и называют красно-желтые ферралитные (феррум - окись железа - придает красноватый цвет; аллюминийум - аллюминий). Почвы не плодородны, так как органические вещества быстро разлагаются и не накапливаются, обильные осадки приводят к непрерывному промыванию почвы.
«В этих лесах то тут, то там растут деревья- гиганты, их стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог бы быть крупным деревом. На стволе и на сучьях этих великанов ютятся сотни растений паразитов " отрывок из рассказа С.В. Чефранова.
Растения: Сейба - диаметр 2 метра, корни поднимаются до высоты 4 метра. Масличная пальмы. Лианы. Бананы
Животные: Гориллы, шимпанзе. Леопард. Окапи. Карликовые бегемоты. Термиты. Муха цеце - переносчик и возбудитель очень тяжелой "Сонной болезни". В настоящее время всем туристам Африки от сонной болезни делают прививки.
Саванны
Название "саванна" происходит от испанского слова "сабана", что значит дикая первобытная равнина. По внешнему виду саванна - это высокотравная степь. Она занимает 40% площади материка. Зона саванн, словно гигантской подковой, огибает африканский дождевой лес.
-Какой тип климата ?
Субэкваториальный, 2 воздушные массы летом - ЭВМ, зима - ТВМ.
Температуры летом - 35С, зимой - 25 С. Осадки выпадает по сезонам - лето - большое количество (около 1000 мм), зима - сухая.
- Как происходит процесс почвообразования?
Здесь формируются красно-бурые почвы. Их цвет определяется количеством железа в почве.
Какая растительность преобладает в саваннах?
Баобаб- 25 м высота, 45 - ствол в обхватах, живут баобабы 4000-5000 лет.
Зонтичная акация. Слоновая трава. Молочаи - эти растения в период дождей накапливают влагу в стеблях, а в сухой бережно ее расходуют, имея видоизмененные листья.
Животные: Антилопы, зебры, жирафы, слоны, бегемоты, вес которых около 3 тон.
Хищники: львы, гепарды, гиены, шакалы, нильский крокодил (5-6 м).
Самая крупная птица африканский страус. Яйцо страуса по размерам с футбольный мяч, а весит оно столько, сколько 40 куриных яиц. Марабу обитает только в Африке.
Физкультминутка
Пустыня
Пустыня во всех переводах отражает особенности местности одним-двумя словами. Калахари - "Страна жажды", Сахара - "ас - пустынная степь, сахра - рыжеватая, красная". В любом случае это сухая, безводная, жаркая территория. Находится в тропическом поясе с высоким атмосферным давлением.
В тропическом поясе зарегистрирована самая высокая температура воздуха в городе Триполе +58 С. Воздух очень сухой, поэтому днем он сильно нагревается от раскаленной поверхности. Ночью сухой воздух быстро остывает. В результате разница между дневной и ночной температурой может составлять 20С и более. Осадки выпадают крайне редко, могут не выпадать годами.
В тропических пустынях формируются пустынные тропические почвы, лишенные перегноя. Большие площади пустынь лишены почвенного покрова.
Растительность скудная. Здесь растут белый саксаул, песчаная акация, верблюжья колючка, молочаи. Вельвичия.
Животные антилопы, ящерицы, черепахи, гиены, шакалы.
Корабль пустыни - Верблюд имеет ряд совершенно уникальных приспособлений. Верблюд экономит воду, и язык всегда держит за зубами, а не высовывает его, как это делает в жару собака. После недельного перехода по пустыне его горбы, в которых содержится жир, свисают на бок. Из 100 граммов жира при расщеплении молекул образуется 107 грамм воды. В пустыне днем жара, а ночью прохладно. Верблюд не страдает от таких перепадов температуры, хотя днем температура его тела 42С, а ночью спускается 35 С. А пища верблюда! Попробуйте пожевать кусочек верблюжьей колючки.
Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники
Зона жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников находится на крайнем севере и юге материка в субтропическом климатическом поясе, на побережье Средиземного моря и на склонах Капских гор.
Климатические условия отличаются четкой сезонностью: продолжительное сухое и жаркое лето и влажная теплая зима. Средиземноморский тип климата.
Климатические условия способствуют образованию коричневых почв, на которых произрастают жестколистные вечнозеленые леса и кустарники.
Территории средиземноморских зон благоприятны для жизни человека; все удобные земли давно освоены под плантации субтропических культур (оливковое дерево, мандарины, апельсины, виноградная лоза). Произрастают земляничное дерево, ладанник, мирт, лавр. К сухому летнему периоду растения хорошо приспособлены: листья у них обычно мелкие и жесткие, многие растения покрыты шипами и колючками.
В лесах и зарослях кустарников обитают благородный олень, лань, кабан, дикобраз, шакал, алжирская лисица, камышовый кот, обезьяна бесхвостая макака, канарейка.
Отметьте на контурной карте расположение природных зон.
6. Закрепление.
Признаки | Природные зоны |
1. Зона опоясывает влажные экваториальные леса с севера, востока и юга | А) Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники Б) Тропические пустыни В) Саванны и редколесья Г) Влажные экваториальные леса |
2. Зона находится на крайнем севере и юге материка |
3. Зона находится на западе материка в экваториальном поясе. |
4. Климат субэкваториальный |
5. Климат тропический |
6. Климат экваториальный |
7. Климат средиземноморский |
8. Почвы слабо развиты |
9. Растительность очень скудная, не образует сплошного покрова |
10. В зимний период деревья сбрасывают листву, травы выгорают, а летом растительность буйно развивается. |
11. В растительном мире преобладают вечнозеленые жестколистные деревья и кустарники |
7. Итог урока. Выставление оценок. Рефлексия.
8.Домашнее задание.
Прочитать параграф 24 и ответить на вопросы в конце параграфа.
Составить кроссворд «Животный и растительный мир Африки», не более 10 слов.
Подготовить сообщения о племенах Африки: пигмеи, зулусы, бушмены. (Опережающее задание)