I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Известно, что газы, а следовательно, и воздух, имеют вес. – Однако он не одинаков на одной и той же высоте и на разных широтах. 2. – Сравните два мнения. Какой вопрос у вас возникает? 1 3. – Почему на одной и той же высоте, но на разных широтах вес воздуха не одинаков? 4. – Какие у вас будут гипотезы? 1 2 5. – Какая информация об атмосферном давлении сообщается в сводках погоды? 1 2 4 – В каком направлении может двигаться воздух? 1 – Что такое ветер? | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. |
II. Поиск решения. | 1. – Какой состав воздуха? Какими свойствами обладает воздух? Если воздух имеет вес, то с какой силой он давит на земную поверхность? Как она называется? Как вы думаете, величина атмосферного давления одинакова? Проанализируйте данные таблицы. Какую закономерность вы заметили? Каковы причины такого изменения атмосферного давления? 1 2 3 4 1 3 2. – С помощью каких приборов измеряют атмосферное давление? – Какие существуют барометры? Используя текст на с. 132–133, сравните разные виды барометров. 2 3 4 – Выполните задание по тексту на с. 133. 3. – Когда мы ощущаем воздух? – Как называется горизонтальное движение воздуха? 1 4. – Используя текст на с. 134, установите причину и следствия возникновения ветра. 2 3 4 1 3 5. – Какими свойствами обладает ветер? Заполните таблицу: «Свойства ветра». 1 2 3 4 1 Свойства ветра | Единица измерения | Название прибора | 1. Скорость | | | 2. Сила | | | 3. Направление | | | 6. – Используя текст «Почему и куда дует ветер», определите зависимость между атмосферным давлением, силой и скоростью ветра. 2 7. – Работая в группах, составьте план характеристики ветров «бриз», «муссон». (С. 135–136.) 2 3 4 1 2 3 – Выполните задания по тексту на с. 135–136. Задания выполняются противоположными группами. 8. – Как ответим на вопрос урока? 3 | Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
III. Самостоятельное применение знаний. | 1. Вопросы 1–7, с. 137. 2. Задания 8–10, с. 137. | Личностные УУД 1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. |