I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Проанализируйте представленные мнения: 1 2 1) Пустыни часто называют безжизненными территориями. 2) Учёные утверждают, что биосфера непрерывна. – Предложите свой вариант проблемного вопроса урока. 1 Почему же современные ученые утверждают, что биосфера непрерывна? – Какие у вас будут гипотезы? 1 2 2. – Приведите примеры организмов-паразитов. Что такое фотосинтез? Какие большие группы организмов вам известны? 1 | Познавательные УУД 1) Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2) Вычитывать все уровни текстовой информации. 3) Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4) Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5) Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. 6) Устанавливать причинно-следственные связи. 7) Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
II. Поиск решения. | 1. – Сравните два определения понятия «биосфера» на с. 149–150. Какое из них более подходит географии, почему? 1 2 5 6 2. – Что отличает биосферу от других ранее изученных сфер? 1 5 6 – На какой высоте распространена жизнь? 1 – Какие условия могут ограничить распространение жизни на дне Мирового океана, в подземных слоях, в солёных озёрах? 1 6 – Как вы думаете, существует ли жизнь в горных ледниках, ледниках Арктики и Антарктики? 1 3. – Выполните задание на с. 150. 1 2 6 4. – Составьте рассказ о круговороте веществ, используя рис. 139 на с. 151. 1 2 3 4 5. – Составьте и заполните схему «Условия жизни живых организмов». 1 2 3 4 7 6. – Дайте определение понятию «окружающая среда». 1 2 – Какие среды жизни освоили живые организмы? 1 – Выполните задание к рис. 146 на с. 154. 1 2 6 – Что характерно природно-антропогенной среде? 1 6 7. – Как ответим на основной вопрос урока? 3 – Почему ни одна из сфер нашей планеты не может существовать без участия биосферы? 1 2 6 | Коммуникативные УУД 1) Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2) Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3) Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1) Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2) Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3) Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4) В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Личностные УУД 1) Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2) Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. |
ΙV. Итог урока. | – Сделайте вывод по уроку. 3 4 Домашнее задание: § 24, задание 7, с. 155, сообщение «В.И. Вернадский – основоположник учения о биосфере». – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получил отметку в дневнике? За что? | ТОУУ |