Создание проблем- ной ситуации
|
Учитель: Кто из вас летом побывал на море? Поднимите руки, пожалуйста! Кто во время каникул хотя бы раз отдыхал на берегу реки? А теперь попрошу подняться тех, кто любит прогулки в дождь. А кто любит гулять во время снегопада? Будьте добры, поднимитесь те, кто когда-нибудь пил воду из родника. Кто любит минеральную воду… И, наконец, те кто любит лимонад!
Какое понятие объединяет все три блока вопросов? Вода! Именно она станет героиней темы, к изучению которой мы сегодня приступаем.
Много ли воды на Земле?
Основная часть нашей жизни протекает на суше, однако ¾ поверхности земного шара заняты водой. Вся вода, окружающая нас, образует единую водную оболочку Земли.
Проблемный вопрос урока: Почему не хватает воды, если её на Земле больше, чем суши?
Чтобы ответить на этот вопрос, что бы вы хотели узнать о воде?
|
Поднимают руки.
Встают.
Встают.
Ответ: вода.
Работают с физической картой полушарий
с. 184-185 учебника, делают вывод, что площадь суши меньше площади океанов.
Примерные ответы: - Какой состав водной оболочки?
- Какое строение имеет водная оболочка? И т.д.
Сообщают тему урока: «Состав и строение гидросферы»
|
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.
|
Овладение основами картографической грамотности использования географической карты.
|
Умение определять задачи для изучения новой темы, умение делать выводы.
|
Открытие новых знаний
|
Как в географии называют водную оболочку Земли?
Слайд № 1
1. Проблемный вопрос:
- Из чего состоит гидросфера?
Что входит в состав гидросферы и как распределяется в ней вода?
Слайд № 2
В каких состояниях встречается вода на Земле?
Слайд № 3
Физминутка. Посчитайте в классе изображения на которых есть гидросфера.
2. Проблемный вопрос:
- Что происходит с водой в природе?
Учитель акцентирует внимание учащихся на высказывании известного географа А.А. Григорьева о том, что вода не только образует гидросферу, но и проникает в другие её сферы: литосферу, атмосферу, биосферу. Она входит с ними в тесное соприкосновение, возвращаясь обратно в свободную гидросферу, придает ей часть приобретенных от других сфер свойства.
Слайд № 4
3. Проблемный вопрос:
- Как происходит Миро-вой круговорот воды?
Демонстрируется анимация Мирового круговорота воды. Учитель обращает внимание на то, что слово «круговорот» означает «вращение по кругу, возвращение к началу, к тому пункту, откуда началось движение».
Слайд № 5
Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что Мировой круговорот приводит в движение всю воду на нашей планете, участвует в перемещении тепла по поверхности Земли. Благодаря круговороту происходит очистка воды и обмен минеральных веществ на Земле.
Слайд № 6
Священная древнеиндийская книга “Ригведа” донесла до нас молитву, обращенную к воде: “О, священные воды, будьте нашей защитой, утолите нашу жажду, подарите нам блаженство и счастье, которое выше всех драгоценностей, выше всех правителей мира. О, воды! Дайте нам благодатное утешение…”.
4. Проблемный вопрос: - Как вы думаете, почему древние придавали столь большое значение такому распространенному, а значит, обычному веществу?
Слайд № 7
Анализируя составленную учащимися схему, учитель объясняет, почему охрана гидросферы – забота всех людей, населяющих планету.
|
С этой целью учащиеся рассматривают шмуцтитул темы и выясняют значение этого термина. Гидросфера – водная оболочка земли («гидро» (hidor) - вода, сфера – шар)
Работа с рис.71 с. 99 учебника. Учащиеся определяют, каков состав гидросферы и как распределяется в ней вода. Работа в тетради – составляют схему:
Состав гидросферы
Вода морей и воды вода в живых вода в
океанов суши организмах атмосфере
Продолжают работать с рис.71, составляют схему:
вода
твердая жидкая газообразная
(снег, лед) (пар)
1. Вывод: Основная часть гидросферы – это жидкая соленая вода океанов и морей.
Находят и считают изображение объектов гидросферы в классе.
Работая с учебником, с. 101, учащиеся определяют важные свойства воды, выясняют понятие «Мировой круговорот воды в природе».
2. Вывод: вода играет важную роль в строении и развитии земных оболочек, а особенности оболочек влияют на состав, свойства и движение воды.
Работа с анимацией Мирового круговорота, учащиеся определяют начало круговорота и его этапы.
Самостоятельная работа в тетради со схемой «Мировой круговорот воды в природе».
3. Вывод: Мировой круговорот воды осуществляет взаимосвязь оболочек Земли, поддерживает жизнь на Земле.
Обучающиеся работают в парах самостоятельно составляют схему:
Значение воды
для природы для человека
Земли
Вывод: Без воды жизнь на Земле невозможна. Все больше пресной воды используется человеком для промышленности, сельского хозяйства и личных нужд.
|
Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли. Формирование бережного отношения к окружающей природе.
|
Формирование представления о составе и строении гидросферы. Формирование представления о Мировом круговороте воды в природе и взаимосвязях оболочек Земли. Формирование представления о значении воды для природы и человека.
|
Умение определять понятия, сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы;
навыки выявления взаимосвязи между составными частями гидросферы;
умение работать с иллюстрациями и текстом, вопросами и заданиями учебника; умение составлять схемы;
навыки по поиску информации и ее анализу; навыки самостоятельной и групповой работы;
интерес к предмету, образное мышление.
|
Закрепле –ние.
|
Класс разделяется на группы по рядам. Каждая группа получает задание на листе-“капле”. На доске записывается общее для всех задание “ Угадай о чём говорится в стихотворении”. Через 2 мин. Представители групп отвечают на вопросы заданий. Проверка на доске.
Слайд № 8,9,10
|
Выполняют задания, читают стихи и называю свой ответ.
|
Освоение правил поведения при работе в группах, формирование коммуникативных компетенций.
|
Формирование умений, используя полученные на уроке знания.
|
Навыки самостоятельной и групповой работы;
Умение оценивать правильность выполнения заданий.
|