I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Древние греки знали только Ойкумену. – В V–III веках до н.э. древние греки высказали предположение о шарообразности Земли и математически рассчитали её размеры. Пифагор определил форму Земли, а Эратосфен – её размер. – Проанализируйте данную информацию. Какой у вас возникает вопрос? 1 3 1 – Каким образом древние греки смогли узнать форму и истинный размер Земли? 1 – Сформулируйте тему урока. 1 2. – Как назвали древние греки населённую людьми сушу? Какую форму имеет наша планета? 1 | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. 3. Вычитывать все уровни текстовой информации. 4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. 5. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 6. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
II. Поиск решения. | 1. – Как люди представляли форму Земли в древности? 1 1 2. – Работая в группах с учебником и дополнительной информацией, расскажите, как древние греки определили форму и размер Земли. 1 3 5 1 2 3 3. – Древнегреческий астроном и географ Эратосфен жил в Александрии, там и проводил свои наблюдения. Как-то он узнал, что в г. Асуане, находящимся на расстоянии 5000 стадий (одна греческая стадия примерно равна 157,5 м) от Александрии, в день летнего солнцестояния Солнце освещает дно колодца. Учитывая то, что, по наблюдениям самого Эратосфена, в этот день лучи Солнца падали под углом 7,12о к вертикали, давайте попробуем вычислить размеры Земли. 3 4 5 6 2 3 2 3 а) – Выполним чертёж к этой задаче. б) – Рассчитаем расстояние от А до В: 5000 стадий · 157,5 м = 787 500 м в) – Так как центральному углу АОВ = 7,12о соответствует дуга АВ = 787 500 м, то составим пропорцию: 360о / 7,12о = длина всей окружности / 787 500 м. г) – Решив эту пропорцию, получаем длину всей окружности: 360о · 787500 м / 7,12о = 39 375 000 м. д) – Помня о том, что длина всей окружности = 2∏R, где R – радиус окружности, находим R = 39 375 000 м / 2∏ = 62 69 904,4586 м. 4. – Сравните полученные данные с размерами Земли, рассчитанными другими, более современными способами, используя рис. 37 на с. 33. Сделайте вывод. 1 4 5 3 5. – Каковы географические следствия формы и размера Земли? 1 – Заполните логическую цепочку. Как называется эта закономерность? 1 2 2 3 6. – Выполните задание к рис. 38 на с. 34. Составьте характеристику поясов освещённости. 1 3 4 5 1 3 Название пояса освещённости | Положение Солнца | Угол падения солнечных лучей | Продолжительность дня | Количество тепла | 1. | | | | | 2. | | | | | 3. | | | | | 7. – Как ответим на вопрос урока? 3 | Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |