I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. | 1. – Сравните взгляды людей разных эпох: Представления древних людей: Земля – плоская. Древнегреческий учёный Пифагор Самосский (VI в. до н.э.): Земля – шар. – В чём их отличие? Чему будет посвящён урок? Предложите свой вариант проблемного вопроса. 1 Какую форму имеет Земля? Как открытие формы Земли позволило географам объяснить природные особенности нашей планеты? – Какие у вас будут гипотезы? 1 2 2. – Как разные народы представляли себе форму Земли? Перечислите известные вам доказательства выпуклости и шарообразности Земли. Каковы размеры земного шара? Что такое экватор, географические полюса, тропики и полярные круги? Какое полушарие называется Северным, а какое – Южным? 1 | Познавательные УУД 1) Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2) Вычитывать все уровни текстовой информации. 3) Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4) Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5) Сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. 6) Устанавливать причинно-следственные связи. 7) Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. |
II. Поиск решения. | 1. – Используя текст на с. 24–25, выполните задание к рис. 12. Каковы географические следствия формы и размера Земли? 1 2 6 2. – Заполните логическую цепочку. Как называется эта закономерность? 3 6 3. – Что характерно поясам освещённости? Составьте характеристику поясов освещённости. 1 2 3 5 6 Название пояса освещённости | Положение Солнца | Угол падения солнечных лучей | Продолжительность дня | Количество тепла | 1. | | | | | 2. | | | | | 3. | | | | | 4. – Работая парами, определите, в чём заключается географическое значение размеров Земли. Выпишите аргументы. 1 2 6 1 2 3 5. – Игра «продолжи». (Один ученик начинает приводить аргументы, далее остальные по цепочке продолжают. Побеждает тот, кто назовёт последний аргумент.) 1 2 3 6. – Как ответим на вопрос урока? 3 | Коммуникативные УУД 1) Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2) Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3) Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1) Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2) Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3) Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4) В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
III. Самостоятельное применение знаний. | 1. Вопросы 1–3 на с. 28. 2. Задание 5, с. 28. | Личностные УУД 1) Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей. 2) Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. |
ΙV. Итог урока. | – Сделайте вывод по уроку. 3 4 Домашнее задание: § 4, задание 4, с. 28. – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получил отметку в дневнике? За что? | ТОУУ |