СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии на тему "Природа и люди Зарубежной Европы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии на тему "Природа и люди Зарубежной Европы"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии на тему "Природа и люди Зарубежной Европы"»

Урок №38

Природа и люди Зарубежной Европы

Задачи:

  1. Образовательные:
    сформировать представление о составе населения и оценить природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы.

  2. . Обеспечить условия для усвоения учащимися знаний о населении Зарубежной Европы;
    продолжить развивать умение работать с картами, учебником, атласом, отработать навыки анализа карт.

Оборудование: настенная карта Европы, атласы, дополнительный материал.

Методы и формы учебной деятельности: 

  1. рассказ учителя;

  2. работа учащихся с картами атласа по выявлению особенностей населения и природно-ресурсного потенциала.

Ход урока (40 мин)

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний и умений

  3. Изучение нового материала

  4. Обеспеченность Зарубежной Европы природными ресурсами.

Обеспеченность Европы ресурсами определяется 3 обстоятельствами;

1)пр. ресурсы активно используются;

2)воздействие на природу в промышленных масштабах здесь началось несколько столетий назад(т.к.страны Европы раньше других пошли по пути промышленного развития);
3)природные ресурсы сильно истощены(т.к.Европа относительно небольшой регион);Ислючение составляет Скандинавский п-ов,т.к.

1)активное промышленное развитие началось в конце 20 века

2)население невелико и распределено на значительной территории.

Задание:Пользуясь картами атласа заполните таблицу и на к.к. отметьте районы и главные центры распространения.

Название природного ресурса

Районы распостранения

Особенности

1.Минеральные :

-- каменным углем –

- бурым углем -  

-нефтью и природным газом

- рудами цветных металлов

– Франция, Великобритания, ФРГ; Польша, Чехия

-  Болгария, Греция, Украина;

-– Италия, Нидерланды; Румыния

– Франция, Испания, Швеция, страны бывшей Югославии, Румыния, Словакия, бокситы (Венгрия), хромиты (Албания).

В северной части – рудные полезные ископаемые, связанные с Балтийским щитом и зоной складчатости; топливные – привязаны к осадочному чехлу платформы; в южной части – рудные месторождения.

2.Гидроэнергетические

приходятся в основном на районы Альп, Скандинавских и Динарских гор

довольно велики

3. Агроклиматические

всего орошаемых земель в Италии и Испании

определяются его положением в умеренных и субтропических поясах

4. Лесные ресурсы

Территория Швеции и Финляндии

преобладают лесные ландшафты, которые способствуют развитию лесного хозяйства.

5.Природно – рекреационными ресурсами

южные страны З.Европы

ресурсами особенно богаты южные страны З.Европы. Мягкий средиземноморский климат привлекает к себе туристов и отдыхающих в течение всего года 







5.Особенности намеления стран Зарубежной Европы.

По национальному составу население Зарубежной Европы однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье.

Задание: определите страны с однонациональным, двунациональным и многонациональным составом населения. Результат классификации отразите в виде таблицы:

Однонациональные государства

Двунациональные государства

Многонациональные государства

 

 

 

 География религий.

В Зарубежной Европе господствующая религия – христианство: в Южной Европе резко преобладает католицизм; Северной Европе – протестанство; Средней Европе – они находятся в разных соотношениях.

Размещение населения Зарубежной Европы.

Средняя плотность населения 100 чел. на кв. км.

При этом размещение населения в нем (регионе) определяется географией городов.

Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире, в среднем – 74%.

Особенности

Западная Европа

Восточная Европа

1.Особенности рождаемости,ЕП,возрастного состава.

В целом Западная Европа (как и Восточная) выделяется сложной и неблагоприятной демографической ситуацией. Во-первых, это объясняется низкой рождаемостью («демографическая зима») и низким уровнем естественного прироста. Наиболее низка рождаемость в Греции, Испании, Италии, ФРГ (до 10%о). В ФРГ наблюдается даже убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения в сторону понижения доли детских возрастов и повышения доли пожилых возрастов. Все страны Западной Европы относятся к I типу воспроизводства населения.

Численность населения региона - около 130 млн. чел., но демографическая ситуация, непростая во всей Европе, в Восточной Европе самая тревожная. Несмотря на проводимую а течение нескольких десятилетий активную демографическую политику, естественный прирост населения очень маленький (менее 2%) и продолжает уменьшаться. В Болгарии и Венгрии даже наблюдается естественная убыль населения. Главной причиной этого является нарушение половозрастной структуры населения в результате Второй Мировой войны.


Национальный состав населения довольно однороден, так как подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. Но этническая карта субрегиона не так однородна. Здесь есть однонациональные государства (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Австрия, Италия), страны с преобладанием одной нации, но с наличием национальных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания), двунациональные (Бельгия), с более сложным национальным составом (Швейцария).

Население Восточной Европы отличается сложным этническим составом, но можно отметить преобладание славянских народов. Из других народов наиболее многочисленны румыны, албанцы, венгры, литовцы. Наиболее однородным национальным составом отличаются Польша, Венгрия, Албания. Литва.


Во всех странах Западной Европы господствующая религия - христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной - протестанство, в Средней они находятся в разных соотношениях.

господствующая религия - христианство


Западная Европа - один из наиболее густонаселенных регионов мира, размещение населения в нем прежде всего определяется географией городов.

Уровень урбанизации - 70-90%. Характерная черта урбанизации Западной Европы - очень высокая концентрация населения в больших городах и городских агломерациях. Самые крупные из них - Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская. В Европе - родине городских агломераций в 70-х гг. зародился и процесс субурбанизации - оттока населения из загрязненных городов в пригороды и в сельскую местность.

Наиболее урбанизированная страна В. Европы -Чехия (3/4 населения живет в городах). В регионе достаточно много городских агломераций, крупнейшие из них - Верхне-Силезская (в Польше) и Будапештская (в Венгрии). Но для большинства стран характерны исторически сформировавшиеся небольшие города и села, а для стран Балтии - хутора.


Если со времен Великих географических открытий Европа была главным очагом эмиграции, то ныне она превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Иммигранты в основном привлекаются к строительным, дорожным работам и к автомобилестроению.

Если со времен Великих географических открытий Европа была главным очагом эмиграции, то ныне она превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Иммигранты в основном привлекаются к строительным, дорожным работам и к автомобилестроению.


На национально-религиозной почве в некоторых странах возникают конфликты (например, в Великобритании).

Восточная Европа всегда была ареной национальных и этнических конфликтов. После распада социалистической системы положение осложнилось, особенно на территории самой многонациональной страны региона - Югославии, где конфликт перерос в межнациональную войну.




.

4. Домашнее задание.

П.4. Прочитав, параграф, составить кроссворд по теме: «Столицы стран Европы».

Обозначить на контурной карте крупнейшие города по численности населения, показать соответствующими значками страны, имеющие самый высокий уровень жизни населения.

Итог урока.

 Выставление оценок за работу в классе.

- Итак, мы с вами изучили новую тему! Подведем итог (рефлексия).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!