Конспект урока по теме: «Мировые природные ресурсы» - 10 класс
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Технология: урок – практикум.
Цель урока: сформировать понятие «ресурсообеспеченность» и умение рассчитывать ресурсообеспеченность отдельных стран мира, используя формулу для вычисления, а также статистические данные, предложенные учителем и размещенные в учебнике и представлять результаты работы в различных формах (таблица, картосхема), делать выводы на основе полученной информации.
Личностные: Соотнесение собственных ценностно-смысловых установок по отношению к окружающей социоприродной среде и своему образу жизни с потребностями, целями и ценностями общества и полученными знаниями; использование полученных компетенций в процессе изучения географии в практической деятельности, в жизни по определению качества окружающей среды своей местности, её использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф
Метапредметные:
Познавательные УУД: находить достоверные сведения о мировых природных ресурсах в источниках географической информации; использовать различные источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни, в том числе для оценки характера взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития; анализировать и сравнивать ресурсообеспеченность регионов и стран мира.
Регулятивные УУД: планировать и вести собственную познавательную деятельность; осуществлять выбор эффективных способов решения задач.
Коммуникативные УУД: интерпретировать географические аспекты социально-экономических статистических данных ресурсообеспеченности стран и регионов мира; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; осуществлять коммуникативную рефлексию собственных действий и действий партнёра
Предметные:
Задачи урока:
Закрепить понятие «природные ресурсы», «минеральные ресурсы».
Развивать коммуникативные навыки работы в группах при выполнении практической работы.
Развивать навыки взаимоконтроля и взаимооценки.
Воспитывать культуру умственного труда и уважение к работе с товарищами.
Оборудование урока:
карта «Полезные ископаемые мира»
компьютер, проектор, экран
УМК для учащихся: учебник В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира», тетрадь с печатной основой к учебнику, атлас
Гладкий Ю.Н. и Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: Просвещение, 2010
раздаточный материал для выполнения практической работы
настенная контурная карта
Ход урока.
I. Организационный этап урока. Актуализация знаний.
Учитель объявляет тему урока, знакомит с целью и задачами.
Учащиеся настраиваются на урок. Готовятся вести конспект урока в рабочей тетради.
II. Изучение нового материала и повторение изученного ранее.
1.Развитие человеческого общества связано с использованием им разнообразных богатств природы. Это и тепло, и влага, и древесина, и дары леса, и энергия воды, и полезные ископаемые, и многое другое. На разных уровнях развития общества потребность человека в разных видах природных ресурсов неодинакова. Различны и возможности их использования. Они напрямую зависят от уровня развития науки и техники.
Таким образом, природные ресурсы – это компоненты природы, используемые в хозяйственной деятельности человека на данном этапе развития общества
С делением природных ресурсов можно на группы мы познакомились в курсе географии 8 и 9 классов. Давайте вспомним эти классификации: в зависимости от происхождения способа использования и наиболее распространенную классификацию природных ресурсов по исчерпаемости
2.Запасы разных природных ресурсов истощаются, и перед многими странами остро встает проблема обеспечения основными видами сырья.
Другой проблемой, связанной с использованием природных ресурсов, является неравномерность их распределения. Отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность.
Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной запасов природных ресурсов и объемами их использования
Оценить ресурсообеспеченность страны можно двумя способами:
определить, на сколько лет хватит данного вида ресурса при современном уровне использования
определить, какое количество данного вида ресурса приходится на душу населения.
3.Минеральные ресурсы – это природные вещества минерального происхождения, находящиеся в земной коре, используемые человеком в качестве сырья в различных отраслях материального производства Освоение минеральных ресурсов началось в древности. Уже в 12-11 тыс. до н.э. выплавляли медь. Примерно с тех же времен стали добывать золото. Позднее люди оценили свойства сплавов. В конце 4 тыс. до н.э. начался бронзовый век – появился сплав меди и олова, а затем научились добывать руду и получать железо.
Значительно расширилась минерально-сырьевая база в XVIII – XIX с началом активной разработки топливных полезных ископаемых, также некоторых руд, фосфоритов, калийных солей и др.
Коренное изменение минерально-сырьевой базы произошло в середине XX века после включения титана, кобальта, берилла в современное производство, а также увеличения объемов добычи природного газа, нефти и урановых руд.
В настоящее время используется более 200 видов полезных ископаемых.
4.Минеральные ресурсы, как и любой вид ресурсов, имеют свои особенности. К ним относятся:
невозобновимость;
неравномерность размещения
возможность транспортировки на дальние расстояния;
возможность пополнения запасов за счет разведки и освоения новых месторождений.
Минеральные ресурсы классифицируются следующим образом
5.Размещение минеральных ресурсов связано с геологической историей Земли.
(осадочное происхождение, приурочены к чехлу древних платформ и их прогибам, добыча ведется в основном на равнинах).
(магматического происхождения, приурочены к складчатым областям и выступам древних платформ, добываются в горных областях, в местах разлома земной коры).
(осадочного, магматического и метаморфического происхождения, встречаются как в складчатых, так и платформенных областях).
III. Работа в группах.
Практическая работа: определение ресурсообеспеченности стран мира по различным видам минеральных природных ресурсов – слад№7.
Учащиеся делятся на 5 групп по 4-5 человек, в зависимости от количества присутствующих. Каждая группа получает карточку-задание для выполнения работы.
Карточка №1
1.Определите ресурсообеспеченность стран мира углем.
2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира углем: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.
3.Создайте картосхему добычи угля по данным таблицы на контурной карте.
Страна | Запасы (млрд.т) | Добыча (млн.т) | Ресурсообес- печенность (в кол-ве лет) | Численность населения (млн.чел) | Ресурсообес-печенность на душу населения |
США | 445 | 1020 | | 303 | |
Китай | 296 | 1240 | | 1360 | |
Россия | 202 | 250 | | 142 | |
ЮАР | 116 | 220 | | 48 | |
Австралия | 116 | 280 | | 21 | |
ФРГ | 106 | 250 | | 82 | |
Индия | 78 | 330 | | 1148 | |
Украина | 47 | 75 | | 45 | |
Великобритания | 45 | 50 | | 61 | |
Казахстан | 34 | 70 | | 15 | |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №2
1.Определите ресурсообеспеченность стран мира нефтью.
2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира нефтью: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.
3.Создайте картосхему добычи нефти по данным таблицы на контурной карте.
Страна | Запасы (млрд.т) | Добыча (млн.т) | Ресурсообес- печенность (в кол-ве лет) | Численность населения (млн.чел) | Ресурсообес-печенность на душу населения |
Саудовская Аравия | 43,1 | 450 | | 28 | |
Ирак | 16,7 | 55 | | 28 | |
ОАЭ | 16,2 | 120 | | 5 | |
Кувейт | 15,7 | 105 | | 2,5 | |
Иран | 14,9 | 185 | | 66 | |
Венесуэла | 10,3 | 175 | | 26 | |
Мексика | 8,5 | 170 | | 110 | |
Россия | 6,7 | 300 | | 142 | |
Китай | 4,0 | 160 | | 1360 | |
США | 3,8 | 380 | | 303 | |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №3
1.Определите ресурсообеспеченность стран мира природным газом.
2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира природным газом: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.
3.Создайте картосхему добычи природного газа по данным таблицы на контурной карте.
Страна | Запасы (трлн.м³) | Добыча млрд.м³ | Ресурсообес-печенность (в кол-ве лет) | Численность населения (млн.чел) | Ресурсообес-печенность на душу населения |
Россия | 48,1 | 550 | | 142 | |
Иран | 22,9 | 45 | | 66 | |
Нидерланды | 1,9 | 70 | | 16 | |
ОАЭ | 5,8 | 40 | | 5 | |
Саудовская Аравия | 5,4 | 45 | | 28 | |
США | 4,7 | 540 | | 303 | |
Венесуэла | 84,1 | 30 | | 26 | |
Алжир | 3,7 | 65 | | 34 | |
Канада | 42,2 | 170 | | 33 | |
Норвегия | 2,0 | 45 | | 4,6 | |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №4
1.Определите ресурсообеспеченность стран мира железной рудой.
2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира железной рудой: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.
3.Создайте картосхему добычи железной руды по данным таблицы на контурной карте.
Страна | Запасы (млрд.т) | Добыча (млн.т) | Ресурсообес-печенность в количестве лет | Численность населения (млн.чел) | Ресурсообес-печенность на душу населения |
Россия | 57,8 | 87 | | 142 | |
Украина | 20,0 | 77 | | 45 | |
Бразилия | 17,6 | 195 | | 196 | |
Австралия | 16,0 | 168 | | 21 | |
США | 15,9 | 63 | | 303 | |
Канада | 11,7 | 35 | | 33 | |
Индия | 11,5 | 75 | | 1148 | |
Китай | 9,0 | 224 | | 1360 | |
Казахстан | 8,0 | 16 | | 15 | |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка №5
1.Создайте картосхему добычи бокситов, медной руды, оловянной руды, золота и алмазов по данным таблицы на контурной карте - задания №6 (Рабочая тетрадь по географии:10 кл,: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.П.Максаковский).
2.Сделайте вывод о закономерностях размещения крупных месторождений.
3.Назовите регионы размещения.
Бокситы (тыс.т) | Медная руда (тыс.т) | Алмазы | Золото |
Австралия | Чили | Ботсвана | Китай |
КНР | США | Австралия | Австралия |
Бразилия | Россия | Россия | США |
Индия | Перу | Конго | Россия |
Гвинея | Индонезия | ЮАР | ЮАР |
Ямайка | КНР | Ангола | Перу |
Казахстан | Казахстан | Канада | Индонезия |
Венесуэла | Мексика | Китай | Канада |
Суринам | Замбия | Бразилия | Гана |
Россия | Канада | Гана | Мексика |
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Проверка выполнения заданий и обобщение полученных знаний.
Проверка выполнения заданий по карточке №1 – слайд №10 и обозначение месторождений угля на настенной контурной карте
Проверка выполнения заданий по карточке №2 – слайд №11 и обозначение месторождений нефти на настенной контурной карте
Проверка выполнения заданий по карточке №3 – слайд №12 и обозначение месторождений природного газа на настенной контурной карте
Проверка выполнения заданий по карточке №4 – слайд №13 и обозначение месторождений железной руды на настенной контурной карте
Проверка выполнения заданий по карточке №5 – выполнение задания №6 (Рабочая тетрадь по географии:10 кл,: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.П.Максаковский) и обозначение месторождений на настенной контурной карте.
(Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия)
(Кувейт – нефтью, Нидерланды – газом, Гвинея – бокситами, Узбекистан – ураном)
(Япония, Швейцария, Республика Корея).
V. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.
Объем добычи полезных ископаемых в последние десятилетие резко вырос. Ежегодно добывается более 100 млрд. тонн различного минерального сырья и топлива. Наиболее доступные месторождения полезных ископаемых в настоящее время истощаются: железорудные бассейны в Лотарингии (Франция) и на Урале (Россия), угольные бассейны – Подмосковный (Россия), Рурский (Германия), месторождения меди в Заире и др. Однако при возрастающем объеме добычи сырья на производство готовой продукции идет не более 20%.
(Истощение запасов, неполное использование добываемых ресурсов).
(Комплексное использование добываемого сырья; оборотное использование ресурсов при глубокой утилизации отходов; более широкое внедрение новых искусственных и синтетических материалов, заменяющих природное сырье, и и применение альтернативных источников энергии).
Можно ли утверждать, что высокий уровень обеспеченности страны минеральными ресурсами определяет уровень экономического развития?
(Нельзя. Обеспеченность минеральными ресурсами способствует развитию промышленного производства и повышению уровня экономического развития страны, ноне является определяющим фактором. Например, Япония бедна минеральными ресурсами, но достигла высокого уровня экономического развития полностью за счет импортного сырья. Наша страна является сырьевым придатком для Японии и других более развитых стран Западной Европы).
Как изменится роль минеральных ресурсов в развитии экономики мира в будущем? Выскажите свою точку зрения. Обоснуйте ее.
Ваше мнение об уроке: что получилось, что нет?
Отметить успехи учащихся. Выставить отметки за урок по группам и индивидуально.
VI.Инструктаж по выполнению домашнего задания:
Для его выполнения необходимо сформировать 5 групп по 4-5 человек. Группа получает индивидуальное задание по одному из видов природных ресурсов и инструктаж для выполнения задания. Порядок подготовки домашнего задания комментируется учителем.
Земельные ресурсы. Стр.29-32
Ресурсы пресной воды. Стр.32-33
Лесные ресурсы. Стр.33-35
Ресурсы Мирового океана. Стр.35-36
Рекреационные ресурсы. Стр.36-37
Список литературы:
Максаковский В.П. География 10 класса. М.: Просвещение, 2010.
Гладкий Ю.Н. и Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: Просвещение, 2010.
Петрова Н.Н. ЕГЭ 2013. География. Сдаем без проблем! / Н.Н.Петрова, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2012.
Еженедельник «География»: №3/2004; №9/2006; №17/2006; №21/2006; №23/2006; №24/2006;№1/2007; №2/2007.