Урок 23. Тема: Рельеф дна Мирового океана.
Цель: изучение строения дна Мирового океана.
Задачи:
1. Обучать работе с картами атласа, настенной картой;
2. развивать умение давать определения основным понятиям темы;
3. воспитывать бережное отношение к природе океана.
Ожидаемые результаты:
знать/понимать
● строение дна океана, причины его разнообразия, изменение во времени, основные понятия темы, географическую номенклатуру согласно теме;
уметь
● находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения дна океана;
● выявлять причины изменения рельефа дна океана.
Тип урока: комбинированный.
Используемые технологии: коммуникативные, здоровьесберегающие, проблемного обучения.
Оборудование:
Модель урока.
Организационный момент.
Равнина, Равнина.
Ни яра, ни пади.
Равнина – на север.
Равнина – на юг.
Как будто гористую землю разгладил
Какой-то гигантский утюг.
Здесь воду колышут душистые ветры.
Поля поливает с Алтая вода.
Здесь смотришь и видишь на сто километров:
Полсотни – туда
И полсотни – сюда.
А солнце!
Вы видели солнце степное?
Лучистая ласка его горяча:
Не скрыто ни ближней, ни дальней горою,
Оно до последнего светит луча.
Игорь Фролов
Актуализация знаний.
Реши чайнворд: Слайд 2.
По горизонтали: 1. Самые протяженные горы на Земле.
2. Форма рельефа высотой от 0 до 200 м.
3. Форма рельефа высотой не более 500 м.
4. Густой, трудно проходимый экваториальный лес раскинулся на этой огромной территории. Здесь протекает самая полноводная река мира. Эта низменная равнина – величайшая на Земле.
5. Высочайшие горы России.
6. Эта руда часто встречается в горах.
7. Самый «высокий» материк.
8. Отметка высоты 8848 м – это гора……
9. Это полезное ископаемое добывается на равнинах, низменностях, даже пустынях, по его запасам Россия на 1-ом месте в мире.
Д
Н
О
О
К
Е
А
Н
А
Тематически-целевой компонент. Слайд 3.
Вы заметили, что в чайнворде выделены буквы - ДНО ОКЕАНА.
Итак, что нам предстоит изучать сегодня? (рельеф дна мирового океана). Что вы знаете о дне океана? Что хотите узнать? Какую цель мы поставим перед собой? Как будем её достигать?
Изучение нового материала.
1. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана.
Долгое время рельеф дна океана был загадкой. Существовало мнение, что океаническое дно это ровная песчаная поверхность.
Как был развеян этот миф (первый промер глубин Ф. Магелланом, путешествие корабля «Челленджер»). Учитель может пояснить, что лотлинь представляет собой канат с грузом на конце.
Учитель спрашивает: как можно измерить глубину водного объекта, допустим нашей реки Вороницы? Можно ли составить достоверную карту дна Мирового океана? Как это сделать? Слайд 4.
С изобретением эхолота началось систематическое изучение дна океана. Что это за прибор узнаем на с. 117 учебника рис 71. (чтение текста)
2. Подводная окраина материков.
Чтобы выяснить каково строение дна Мирового океана вспомним, на какие типы делится вся земная кора. Чем они отличаются?
Слайд 5. Появляется схема. Нам поможет схема.
Обратимся к рисунку 72 учебник стр. 118.
По рисунку мы видим, что материковая кора не заканчивается сразу в море, она продолжается до глубины 100-200 м и называется шельфом. Пользуясь текстом параграфа прочитайте и запишите в тетрадь, что называют шельфом.
Открываем атласы - Физическая карта полушарий. Каким цветом обозначается шельф?
Вслед за материковой отмелью (шельфом) начинается материковый склон, который соответствует окраине материковой земной коры. Пользуясь текстом параграфа прочитайте и запишите в тетрадь, что называют материковым склоном.
Физкультминутка.
3. Переходная зона.
Переходная зона: 1. Материковые острова.
2. Глубоководные желоба.
Дать определения этим понятиям.
Задания: пользуясь текстом учебника назовите самый глубокий желоб и его глубину, найдите его на карте и покажите отметку глубины. Вспомним, как определять глубины по карте и найдем их для некоторых морей (на выбор учащихся).
4. Ложе океана.
Какой тип земной коры будет преобладать в этой части океана? Какие будут глубины? Посмотрите на рисунок. Можете ли выделить на дне равнины и горы? Какие названия они будут носить (хребты, котловины)? Приведите примеры (Срединно-Атлантический хребет, Бразильская котловина)?
Пользуясь текстом параграфа прочитайте и запишите в тетрадь, что называют срединно-океаническими хребтами и ложем океана.
Слайд 6. Задания: пользуясь картой океанов, назовите: а) срединно-океанические хребты Атлантического, Индийского и Тихого океанов; б) срединно-океанический хребет, который не занимает срединного положения; в) океан, где срединно-океанический хребет разветвляется на два хребта; г) самый широкий срединно-атлантический хребет; д) большой остров, который представляет собой часть срединно-океанического хребта.
5. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Дно океана не спокойно, на нем, как и на суше тоже бывают землетрясения и вулканы. Землетрясения могут вызвать цунами, а вулканы могут привести к образованию островов. Как вы думаете: каких размеров, формы они будут? Как их найти на карте? Приведите примеры (Курильские, Канарские, Азорские). Не все вулканы достигают поверхности, часто они прекращают свою деятельность, так и не достигнув поверхности. В теплых водах на их вершинах поселяются колонии кораллов, образуя коралловые острова в виде полукольца – атоллы.
Закрепление изученного материала.
Вернемся к кроссворду. Попробуем к некоторым словам провести аналогию. Учитель называет слово из кроссворда, учащиеся называют его аналог, изученный на этом уроке и объясняют свой выбор:
Анды – Срединно-Атлантический хребет
Эверест – Марианская впадина
Антарктида – Тихий океан
Итог урока.
Вспомним, какую цель и задачи мы ставили на сегодняшний урок, мы их достигли?
Самооценка.
У каждого учащегося на парте изображение морского обитателя, на доске схема строения океанического дна.
Задание: определить свое положение на схеме (если всё усвоил – на шельфе, коралловом острове, если плохо усвоил – в глубоководной впадине)
Домашнее задание.
Учить параграф 23. Повторять 19-22.